Радикализация протеста и борьба Навального* за власть: чем обернутся митинги 12 июня
Несанкционированные акции закончились массовыми задержаниями в Москве и Санкт-Петербурге. Навальный* хочет быстро политизировать общество — протест кончился, началась борьба за власть: обзор мнений.
Антикоррупционные митинги 12 июня, организованные Алексеем Навальным*, отличаются несколькими особенностями. Политик отказался от согласованного митинга на проспекте Сахарова в Москве, так как из-за давления мэрии поставщики оборудования для массовых мероприятий отказались работать с Фондом борьбы с коррупцией (9 июня 2021 г. решением Мосгорсуда признан экстремистской организацией, ранее признан иноагентом). Акция была перенесена на ул. Тверскую, и силовики массово задерживали протестующих под предлогом участия в несанкционированном мероприятии. По данным «ОВД-Инфо», в Москве задержали 866 человек, в Петербурге, как ранее сообщило МВД, были задержаны 500 человек. Большинство из них были доставлены в ОВД и отпущены.
Навальный* раскачивает устоявшуюся политическую среду, чтобы запустить механизм политической жизни, сказал «Ведомостям» политолог Андрей Колядин, руководитель региональных программ близкого к Кремлю фонда ЭИСИ. Действия политика могут повысить явку на президентских выборах, так как люди перестают быть инертными, считает он. Но если прольется кровь, это приведет к протестам другого плана, отмечает он. Навальный* делает ставку на быструю политизацию и сознательно радикализирует протест, говорят опрошенные газетой эксперты.
Благодаря отказу играть по правилам мэрии Навальный* добился долгосрочного характера протеста, сказал РБК политолог Аббас Галлямов*. «Слива» протеста, как после акций на Болотной площади в 2011-2012 гг., не произошло, добавил глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.
Перенос митинга с согласованной площадки на ул. Тверскую и риторика оппозиционера в последнее время говорят о том, что протестного движения больше нет, есть борьба Навального* за власть, считает редактор отдела политики «Новой газеты» Кирилл Мартынов*. «В этом, разумеется, нет ничего дурного», — отмечает он.
«Сейчас, благодаря двадцатилетним сторонникам Навального*, готовых в знак протеста нести государственную символику, история, кажется, не спеша, совершает новый поворот. А в ближайшей перспективе, думается, нас ждет затяжная борьба за делегитимизацию президентских выборов как процедуры, в которой не участвует самый приметный, если — де-факто — не единственный, кандидат от оппозиции», — пишет г-н Мартынов.
На ул. Тверской в Москве проходил исторический фестиваль «Времена и эпохи», и протестующие частично смешались с его зрителями.
«Тезис о том, что зомбированные теликом обыватели посмотрят на беспредел и просветлеют, несостоятелен. Все они отлично знают и не хотят ничего видеть. В их понимании наказания без вины не бывает и этой наглядной реконструкцией винтилова их не переубедишь», — пишет журналист «Эха Москвы» Александр Плющев*.
Фото: «Москва. Тверская. День России» / Евгений Фельдман, фотопроект «Это Навальный*».
* - выполняет функции иностранного агента
* - внесен Росфинмониторингом в перечень организаций и физлиц, причастных к терроризму и экстремистской деятельности.