«Радует не покупка, а возможность обладания». Зачем бизнесмены становятся коллекционерами
Коллекция — это не только возможность обладать ценными предметами, инвестиция и меценатство, это еще и увлекательный квест, который делает жизнь интереснее. Как и кто собирает коллекции на Урале?
DK.RU неоднократно писал об уральских бизнесменах, которые коллекционируют оружие, технику, предметы искусства. Часто эти коллекции становятся основой для экспозиции частных музеев, которые попадают в списки городских достопримечательностей. О том, почему все больше состоятельных уральцев становится коллекционерами, рассказал основатель ювелирного дома MOISEIKIN Виктор Моисейкин.
Коллекционирование становится все более модным занятием. Почему в последние годы все так увлеченно собирают вина, старинные автомобили, духи и предметы искусства?
— Вообще, все мы что-нибудь собираем на протяжении своей жизни — те же фамильные фотографии, памятные вещи, связанные со значимыми для нас днями, сувениры из путешествий.
Страсть к коллекционированию особенно остро проявляется у нас в два момента жизни: в детстве, когда лет в 10-12 мы начинаем самозабвенно собирать модели машинок и фантики, и после 40 лет, когда мы можем уже серьезно и вдумчиво уделять время своим интересам. Однако коллекционирование — это не просто систематический сбор однотипных предметов, это проявление острого интереса к какой-либо сфере жизни. Человек пытается как можно больше узнать об интересующем его предмете — например, о ретро-машинах, смотрит на них в музее, читает о них, погружается в этот мир.
Но для того чтобы действительно экспертом в чем-то, надо этим чем-то пользоваться. И если увлеченный человек может себе позволить, он начинает приобретать предмет своего интереса. Это, если хотите, финальная стадия увлечения, попытка обладать кусочком того, что тебя влечет. В предметах любых коллекций самую большую ценность представляет не внешняя привлекательность предмета, интересны истории — самого предмета, его владельцев или направления искусства, в котором он создан. Именно они цепляют, именно в них вы находите ответы на вопросы, которые сами себе задаете. Правда, многие коллекционеры себя таковыми не считают и вообще не афишируют свое увлечение.
Почему?
— Кто-то не хочет раскрывать свой внутренний мир — не все готовы показывать, что они могут чем-то страстно увлечься. Кто-то боится «пролетарского» отношения к себе: обвинят в транжирстве, придумают за вас, как бы ваши же деньги можно было потратить «с большей пользой».
Кстати о деньгах. Получается, что собирать коллекции могут только очень богатые люди?
— Конечно, это недешевое удовольствие, принцип «дешевое дешевеет, дорогое дорожает» никто не отменял. Но миллионером быть совсем необязательно. Одна моя знакомая десять лет покупала на аукционах броши 60-70-х годов, совершая в год одну-две покупки стоимостью $1-2 тыс. Для нее это был не просто сбор ювелирных украшений, ей была интересна эта эпоха, ее эстетика, атмосфера роскоши того времени. Недавно она продала эту коллекцию — не из-за того, что потребовались деньги, просто сменились интересы. Причем выручила сумму в пять раз превышающую суммарные затраты на покупку предметов коллекции.
То есть, коллекция — это еще и инвестиция?
— Безусловно. Один предмет — это случайность, несколько связанных между собой предметов — это уже другая ценность. Время и усилия, потраченные на сбор коллекции, в конце концов конвертируются в деньги.
Как приобретают предметы для коллекции? Не забивают же в поисковике «японская графика XIX века, купить»…
— Можно, конечно, и так. Но вообще существует огромное количество профильных выставок и аукционов, и если вам что-то нравится, вы рано или поздно находите и приобретаете необходимое. Собственно, составление коллекции напоминает игру-квест, в этом и заключается прелесть процесса: вы получаете удовольствие не только от обладания вещью, но и от «погони» за ней. Если вы состоятельный человек, рядовая покупка — даже довольно дорогой вещи — как правило, не приносит большой радости. А предметы коллекционирования вы не просто покупаете, вы их добываете, и они представляют для вас особую ценность. Делаете одну покупку — возможно, даже не слишком удачную, вторую, третью, постепенно начинаете разбираться, как устроен этот рынок, знакомитесь с экспертами, коллегами по увлечению, посещаете галереи, участвуете в аукционах.
В поисках новинок для своей коллекции стоит обратить внимание не только на европейские, но и на азиатские аукционные дома. Они становятся все более влиятельными и богатыми и ориентируются на азиатский рынок и вкус, которые сегодня во многом диктуют моду в искусстве. И их эстетика — более традиционная, берущая свое начало от буддизма, каллиграфии, монохромной живописи — мне ближе современного европейского искусства. Они до сих пор видят красоту в простых и понятных вещах — в том, как нарисован листик бамбука, как растеклась тушь по бумаге. Европейское же искусство сегодня создается не для красоты, а как вызов чему-то. Концепцию европейского современного искусства хорошо раскрывает девиз Сальвадора Дали: главное — пусть о Дали говорят. На худой конец, пусть говорят хорошо.
Есть ли необходимость при формировании коллекции обращаться за помощью и советом к арт-консультантам?
— Зависит от того, какую сумму вы собираетесь потратить. Если речь идет об $1-2 тыс., и это — не последние деньги, то, пожалуй, нет. Если планируется вложить $5-10 млн, и вы не являетесь экспертом в данной сфере, лучше, наверное, обратиться к специалисту.
Работы вашего ювелирного дома часто выставляются на продажу через аукционы. Насколько востребовано сегодня в среде коллекционеров современное искусство?
— Многие коллекционеры антикварных работ начали активно приобретать современное искусство: мы все понимаем, что количество, например, шедевров Фаберже ограничено, они становятся дороже с каждым годом и все реже попадают на аукционы. Поэтому коллекции пополняют современными работами, такими, которые через десятилетия тоже станут антиквариатом.
Можно ли предугадать, что действительно со временем станет антиквариатом, а что — останется красивой безделушкой?
— Философский вопрос. Когда купец Павел Третьяков покупал импрессионистов, многие над ним смеялись и советовали за такие деньги заказывать что-нибудь поприличнее. В том, что вы не можете со стопроцентной уверенностью предсказать, останется ли понравившийся вам автор в веках, и заключается определенная прелесть. Вы рискуете, и с гарантией получаете удовольствие уже от самого этого процесса. А если вы еще и правильно сделали ставку, то бонусом получаете признанный со временем шедевр и славу коллекционера, который смог его разглядеть.
Ваш ювелирный дом все чаще принимает участие не только в аукционах, но и в выставках, например, в мае вы лично представили произведения изящного искусства от MOISEIKIN в Time Museum Bohui Hall — «Музее времени» в Пекине. Почему вы принимаете активное участие в выставках?
— Экспозиция в «Музее времени» была организована при поддержке крупнейшего аукционного дома Китая — Beijing International Poly Auction, созданного в 2005 г. и имеющего самый высокий объем сделок на международном арт-рынке. Это делает их серьезными конкурентами Christie’s и Sotheby.
Наша задача — напомнить людям о том, что можно и нужно окружать себя красотой. Сейчас окружающие нас предметы стали очень функциональными: кругом все умное и безликое — стеклянные коробки зданий, обтекаемый дизайн мебели и бытовых приборов. А возьмите в руки работы старых мастеров — и вы почувствуете, насколько они теплые, душевные. Вещи могут быть не только умными, но и душевными. И не только те, что изготовлены 100 или 200 лет назад, но и современные.
Мы тоже создаем свой мир, постоянно движемся вперед и экспериментируем. На днях я показал своим бизнес-партнерам новую коллекцию, и все в один голос сказали «Это не Моисейкин». То же самое я слышу про каждую свою коллекцию, и для меня это — лучшая похвала: значит, мы можем делать что-то новое, непохожее на то, что мы предлагали раньше. Фактически, я тоже собираю коллекцию — коллекцию идей, которые могу воплотить.
ВЫСТАВКА «ПРЕДМЕТЫ РОСКОШИ И ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА ОТ MOISEIKIN»
Ювелирный салон МОISEIKIN
Свердловские коллекционеры
Уральские бизнесмены и политики отдают много сил, времени и средств на пополнение своих коллекций. DK.RU решил напомнить о самых известных из них.
Самая военная — музей военной техники УГМК в Верхней Пышме. Андрей Козицын, генеральный директор УГМК
Коллекция военной техники формируется с 2005 г., за прошедшие годы было собрано более 200 единиц военной техники, уникальные коллекции отечественных наград, воинских регалий, массогабаритных макетов огнестрельного оружия, а также униформа, снаряжение, знаки отличия российских вооруженных сил с XVIII века до наших дней. Среди них немало по-настоящему уникальных экспонатов: 152-мм гаубица обр. 1909 г., 203-мм гаубица Б-4, легкие танки МС-1 и Т-26 в двухбашенном варианте и др. В 2016 г. Музей военной техники вошел в список девяти лучших инвестиционных проектов страны в области туризма, в прошлом году его посетили более 214 тыс. человек.
Читайте подробнее: Когда наши танки въедут в Пышму. Зачем УГМК военный музей
Самая звездная — музей Владимира Высоцкого. Андрей Гавриловский, бизнесмен, совладелец бизнес-центра «Высоцкий»
Мемориальный музей Владимира Высоцкого был создан в 2012 г., в основу его экспозиции вошли вещи, принадлежавшие актеру и поэту — легендарный автомобиль Mercedes 350 W116, театральная гитара, на которой Высоцкий играл в Театре на Таганке, подлинники писем, другие личные вещи. В музее полностью восстановлен гостиничный номер, в котором Высоцкий жил во время гастролей в Свердловске. В январе 2016 г. экспозиция музея пополнилась уникальными вещами с аукциона в Париже, который организовала вдова Владимира Высоцкого Марина Влади. Специально для музея были выкуплены 37 лотов, среди которых иконы, картины и украшения, принадлежавшие семье Высоцкого и Влади.
Читайте подробнее: «До мозга костей я местный. Не могу жить за границей». Интервью совладельца БЦ «Высоцкий»
Самая художественная — Международный центр искусств «Главный проспект». Олег Гусев, бизнесмен, бывший банкир и политик
В этом году в жилом комплексе «Главный проспект» в центре города открылся одноименный центр искусств, который занимает три этажа. Открыла центр искусств крупнейшая выставка поп-арта в России — на двух этажах были представлены около 200 работ Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна, Такаси Мураками, Кита Харинга, Роберта Райшенберга. Также в арт-пространстве представлены работы уральских мастеров, скульптура, экспозиция музея камня. В художественной галерее есть отдельная «золотая комната». Часть экспозиции занимает коллекция первого в России рудного золота, добытого на Березовском руднике, часть — уникальные изделия из драгметаллов и другие сокровища из частных коллекций.
Читайте подробнее: «Для меня это большие деньги». Олег Гусев открыл центр искусств: зачем и почем?
Самая закрытая — Музей оружия РМК. Игорь Алтушкин, глава «Русской медной компании»
Закрытый музей в спортивно-стрелковом комплексе «Архангел Михаил» в поселке Карасьеозерском-2. Изначально коллекцию, которая существует уже более 15 лет, собирали из образцов оружия Второй мировой войны, но после начали подбирать более ранние и более поздние экспонаты. Здесь можно увидеть весьма необычное огнестрельное оружие — кольцо-револьвер, первый в мире гранатомет, стреляющие трости, чемоданчик для охоты на вампиров — всего в музее хранится более 700 экспонатов.
Самая духовная — музей «Дом невьянской иконы». Евгений Ройзман*, экс-мэр Екатеринбурга
Первый музей частной иконы в России открылся в 1999 г., помещение под него предоставил основатель финансово-промышленной группы «Финпромко» Анатолий Павлов, в 2009 г. музей переехал в более просторное помещение на Энгельса, 15. Здесь представлено более 300 невьянских икон XVIII—XX веков, а также работы уральских художников.