Подписаться
Курс ЦБ на 25.01
98,26
103,18

Расправьте крылья!

Создать инновационную экономику помогут бизнес-ангелы. Дмитрий Кудрявцев директор группы компаний «Лоция» Один знакомый бизнесмен (по уральским меркам почти олигарх) недавно потерял больше $10 млн,

Создать инновационную экономику помогут бизнес-ангелы.

Дмитрий Кудрявцев
директор группы компаний «Лоция»

Один знакомый бизнесмен (по уральским меркам почти олигарх) недавно потерял больше $10 млн, потому что три года назад пожалел денег на разработку лекарственного препарата. Венчурный, по сути, проект ему предлагала группа исследователей, работавших в одном из отраслевых НИИ. Получив отказ, создатели лекарства нашли другого инвестора, завершили работу, продали лицензию в США и поделили $16 млн (60% досталось холдингу, 25% — посреднику, 15% — разработчикам). «Почти олигарх» остался на бобах, хотя с формальной точки зрения его решение было правильным. Он полагал, что инвестировать можно лишь в тот сектор рынка, который хорошо знаешь, а медицинские технологии казались сферой непонятной и чуждой.

Этот человек не верил, что в научной среде еще можно найти разработки, обладающие коммерческим потенциалом. Его подвела интуиция, а в венчурном бизнесе, по крайней мере сегодня, интуиция — один из решающих факторов, способст­вующих успеху инновационного проекта. Ученые, создавшие лекарственный препарат, сумели дойти до финиша. Но сколько еще изобретений остались невостребованными?

Немного цифр

Согласно статистике, из тысячи изобретателей только шесть получают деньги на осуществление замыслов. Значит ли это, что другие идеи не заслуживают внимания венчурных капиталистов? Наш опыт убеждает, что нет. Среди оставшихся 994 инноваций, несомненно, есть решения, интересные для бизнеса. Это — с одной стороны. С другой — мы видим, что уже формируется прослойка бизнесменов, активно ищущих прорывные инновационные технологии. Они готовы стать венчурными инвесторами. Кого-то привлекает высокая прибыль на инвестиции — успешный венчурный проект дает рентабельность 40-50% годовых в течение трех-пяти лет (а иногда и в несколько раз выше). Другие предприниматели рискуют деньгами из опасения отстать от конкурентов, пропустив поворот в развитии технологий. Третьи ищут незанятые рыночные ниши. Но вот парадокс: разработчики не могут найти деньги для своих проектов, а инвесторы жалуются на отсутствие достойных предложений. Среди экспертов даже бытует мнение, что 70% научных разработок бывших НИИ, доведенных до стадии опытно-конструкторских работ (ОКР) за счет государственных средств или денег малого бизнеса, либо не представляют коммерческой ценности, либо ее утратили. Не берусь комментировать справедливость этого утверждения, но даже если принять его на веру, то оставшиеся 30% обещают неплохие шансы на успех.

«И где этот успех?» — спросите вы. Результаты, увы, не очевидны. Прежде всего потому, что носители идей не умеют объяснить ценность своих разработок скупым языком цифр. По своему опыту общения с авторами научных разработок знаю, что 95% из них не обладают предпринимательскими и деловыми навыками. А инвестора интересуют два вопроса: как быстро он окупит вложения и на какую норму прибыли сможет рассчитывать впоследствии. Значит, нужен посредник. До сих пор эту роль выполняли венчурные фонды, но пока их немного, а в делах, связанных с инновациями, необходима мобильность и кропотливая индивидуальная работа с инноваторами. И уже стали появляться люди, отвечающие этим требованиям, — предприниматели, инвестирующие свои деньги в перспективные малые фирмы. Их называют бизнес-ангелами, потому что они вкладывают деньги в рискованные проекты, нередко не имеющие достаточного обеспечения. Приобретая пакет акций инновационной фирмы или долю, меньшую, чем контрольный пакет, предприниматель рассчитывает: менеджмент компании будет использовать его деньги в качестве финансового рычага, чтобы обеспечить более быстрый рост и развитие своего бизнеса. Ни сам бизнес-ангел, ни его представители не берут на себя никакого иного риска (технического, рыночного, управленческого, ценового и пр.), за исключением финансового. В случае с лекарственным препаратом, о котором говорилось выше, посредником между группой ученых и финансовым инвестором как раз выступал бизнес-ангел. Благодаря его содействию и первичным инвестициям научная разработка обрела черты коммерческого проекта, понятного профильному инвестору.

Простые решения

До сих пор считалось, что локомотивом инновационной экономики может быть только государство — оно больше всех заинтересовано в развитии и процветании общества, а без новых технологий прогресс решительно невозможен. Однако мне представляется, что главный двигатель инноваций — желание предпринимателей делать деньги. Если каждый из нас возьмет под свое крыло хотя бы один перспективный проект и доведет начатое до конца, жизнь станет лучше. Понятно, что ученые далеки от реальной жизни. Определить коммерческий потенциал проекта под силу только инновационному менеджеру. Точного алгоритма действий, позволяющего найти верное решение, наверное, нет. Но я бы сформулировал пять правил начинающего бизнес-ангела, которые помогут вам сориентироваться.

1. По мнению экспертов, для венчурного бизнеса особо привлекательны биотехнологии, новые материалы и энергосбережение.

2. Время изобретателей-одиночек прошло. Весомых результатов может добиться только коллектив ученых, работавших над решением проблемы в течение нескольких лет. Так же верно и другое — ни один инвестор не возьмется поднимать проект с нуля, ему нужны промежуточные результаты, убедительные доказательст­ва, что разработку можно коммерциализировать.

3. Не стоит ограничивать круг поиска предприятиями, которые обещают миллионы долларов прибыли. Чтобы накопить опыт венчурного финансирования, лучше начинать с технически простых и недорогих инноваций, приносящих быструю отдачу.

4. Обычно венчурные инвесторы стараются вкладывать деньги в те отрасли, которые хорошо знают. Однако пример «почти олигарха» показывает, что правил без исключений не бывает. Не бойтесь выходить за рамки!

5. В разных сферах деятельности риски венчурных проектов будут разными, поэтому логичнее анализировать не абстрактные факторы, которые определяют успешность венчурного проекта в целом, а наработанный опыт внедрения инноваций по отдельным отраслям экономики.

Добавьте к этому свою интуицию и организаторские способности, и из вас получится бизнес-ангел, готовый к добрым делам.

МНЕНИЕ ЗА

Галина Лехова 

директор Центра Инновационного Бизнеса:

— Бизнес-ангелы необходимы нам как воздух. Во всем мире они играют особую роль — инвестируют часть своего собственного капитала на «посевной» стадии, стадии 3F (friends, family, fools), в отличие от венчурных фондов. По­скольку «ангелы» действуют в условиях наибольшего риска, для инвестирования они отбирают компании, у которых есть реальные шансы на продолжительный рост на рынке, и активно участвуют в управлении проектами.

В годы интернет-бума бизнес-ангелы США инвестировали несколько десятков миллиардов долларов в год. В 2005 г. в США инвестиции, которые вложили около 300 тыс. бизнес-ангелов, составили $30 млрд.

В России этот сектор находится на начальной стадии развития. Многие из российских бизнес-ангелов не афишируют свою деятельность, оставаясь малоизвестными даже для профессионалов.

Их обычно называют наиболее информированным сектором инвестиционного рынка. Многие из них скорее независимые частные лица, чем группы, часто — состоятельные предприниматели, находящиеся в поиске новых возможностей для интересных, потенциально высокодоходных инвестиций.

В гораздо меньшей степени (в отличие от формальных венчурных капиталистов, управляющих фондами) они обращают внимание на солидную кредитную историю у потенциального получателя инвестиций (во многих случаях она просто отсутствует). Кроме того, весь инвестиционный процесс — поиск и отбор проектов, их проверка перед заключением сделки — также менее формален.

Если бизнесмены воспримут призыв г-на Кудрявцева, инновационная деятельность в нашей стране получит дополнительный импульс.

МНЕНИЕ ПРОТИВ

Ильяс Падерин 

директор АНО «Уральский региональный центр трансфера технологий»:

— Г-н Кудрявцев правильно заметил, что ни один инвестор не возьмется раскручивать инновационный проект с нуля. Для начала носители идей должны предъявить результаты своей деятельности, позволяющие рассчитывать на дальнейшую коммерциализацию продукта. Но слабая материально-техническая база технопарков и бизнес-инкубаторов не позволяет довести новые технологии и инновационные разработки до стадии их промышленного освоения и создания конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Налогооблагаемая база в отношении малых инновационных предприятий до сих пор остается несовершенной, не говоря уже о банковской системе поддержки малого предпринимательства. Бизнес-ангелам придется постараться, чтобы найти подходящий объект для вложения денег.

Есть и еще одна трудность. Инноваторы и малые компании, работающие в научно-технической сфере, с одной стороны, вроде бы готовы отдаться в руки бизнес-ангелов и венчурных инвесторов, а с другой — прекрасно осознают, что, имея в руках почти готовый инновационный продукт, могут потерять все. Потому что они плохо разбираются в юридических вопросах ведения и продажи бизнеса, оценки интеллектуальной соб­ственности, в постановке на учет нематериальных активов, определении маркетинговой стратегии предприятия.

Все эти обстоятельства сильно осложняют сотрудничество инноваторов с финансистами. Поэтому одного только желания бизнес-ангелов взять под свое крыло перспективные инновационные компании будет недостаточно. Необходима серьезная подготовительная работа, которую сегодня вести пока некому.

Самое читаемое
  • «Двигать тему». Как уральский предприниматель развивает Федерацию хапкидо в регионе«Двигать тему». Как уральский предприниматель развивает Федерацию хапкидо в регионе
  • Что происходит с Ирбитским молзаводом, который постепенно передают в частную собственностьЧто происходит с Ирбитским молзаводом, который постепенно передают в частную собственность
  • «Сухой закон» в Вологодской области привел к закрытию алкомаркетов«Сухой закон» в Вологодской области привел к закрытию алкомаркетов
  • Без сыра и хамона снова: запрещен ввоз в Россию продукции ЕС для личного использованияБез сыра и хамона снова: запрещен ввоз в Россию продукции ЕС для личного использования
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.