«Глобальных потрясений не ждем». Валерий Ананьев о коллапсе в мэрии, генплане и 2020 г.
«Мы не начали проекты, которые планировали в этом году, потому что часть планировок не была утверждена из-за перестройки в мэрии». Почему в 2020-м не стоит ждать новых строительных рекордов.
Глава НП «Управление строительства «Атомстройкомплекс», лауреат премии «Делового квартала» ЛЮДИ ЭПОХИ 1994-2019 Валерий Ананьев сделал ряд заявлений — о новом генплане Екатеринбурга до 2030 года, вызвавшего возмущение застройщиков, договоренностях с властью, жадных жителях бараков и многострадальном проекте Opera Tower. DK.RU приводит главные тезисы с большой пресс-конференции компании «Атомстройкомплекс».
Про новый генплан
— Нас не устраивало, что есть определенные ограничения для застройщиков в новом генплане. Мы считаем, что у нас ограничений и так достаточно. Поэтому генплан должен быть документом, предусматривающим развитие строительства, чтобы мы могли сказать свое слово во всех районах, чтобы стабилизация не воспринималась как консервация. Ограничения по развитию территорий, на наш взгляд, неправильны. Мы пулом застройщиков выступили и были услышаны. Сейчас в генплан вносятся изменения, чтобы он действительно стал генпланом развития.
Про перестройку в мэрии
— Мы понимаем, что произошла смена команды, мы надеемся, что эта перестройка успешно закончится и застройщики смогут нормально получать разрешения на строительство и проектную документацию, и жизнь наладится. Что не успеем догнать в 2019-м, по возможности догоним в 2020-м.
Проблемы были, из-за этого мы не так развернулись, как хотелось бы. Мы не начали те проекты, которые планировали в этом году, потому что у нас не готова строительная документация, не утвержден ряд проектов планировок. Поэтому побить рекорд 2019 г. в 2020-м нам вряд ли удастся, но мы постараемся, чтобы это не сказалось на 2021 г. Действительно, комиссия при Минстрое работает успешно, есть уже позитивные примеры. Будем продолжать работать и договариваться.
Про жадных жителей бараков
— Когда мы отселяем барак площадью 1 тыс. кв. м, надо готовиться предоставить минимум 1,5 тыс. кв. м комфортного современного жилья. Люди говорят: мы прожили тут 20 лет, нас тут прописано 10 человек, мы хотим три трехкомнатные квартиры и далее по списку. К примеру, на ул. Ботанической (квадрат ул. Гагарина — Академическая — Мира — Ботаническая, где компания планирует построить жилой комплекс — прим. Ред.), у нас девять ветхих бараков, мы отселили их достаточно быстро, но с последними тремя жильцами находимся в судах, причем двое вообще живут там незаконно и судятся с администрацией — просят их узаконить, а один считает, что заслуживает в четыре раза больше.
Потратив много миллионов на отселение девяти ветхих бараков, мы уже год в права на площадку вступить не можем, потому что нам надо пройти все суды с последним человеком. Поэтому чем быстрее законодательство будет меняться в лучшую сторону, чем лучше будут защищены застройщики, ни в коем случае не нарушая права тех, кто живет в ветхом жилье, тем больше все выиграют. Хотелось бы совместной работы, потому что сейчас освобождать площадку от ветхого жилья — большой труд.
Про то, может ли в мегаполисе быть частный сектор
— Есть право людей жить в своей недвижимости, которую они построили, так, как они хотят. На мой взгляд, компромисс возможен. Можно дома, которые соответствуют современным нормам, оставлять и корректировать многоквартирную застройку вокруг так, чтобы не пострадали ничьи интересы. К сожалению, часто вопрос переходит в другую плоскость: мы съедем, но заплатите нам в четыре раза больше. Граждане могут не съезжать из частных домов. Вопрос, кто от этого выиграет?
Когда мы сталкиваемся на площадке с индивидуальным жильем, оно априори не может быть <признано> ветхим. Дом на два хозяина может быть ветхим, а на одного — нет, так определяется в нашем законе. И здесь мы должны только договариваться с жильцами, чтобы они съехали из своего жилья с удобствами на улице в современное.
Они нам говорят: нам это неинтересно, у нас тут курочки, кролики, мы, конечно, можем переехать в коттедж на площади 1905 года, но не менее. В конце концов все благополучно съезжают, а если кто-то остается, это приводит к печальным событиям.
Был случай на ул. Бакинских комиссаров, когда мы вынуждены были оставить половинку дома, потому что требования у владельца были в четыре раза больше, чем у его соседа, которого мы отселили. Потом этот сосед приехал к оставшемуся на Мерседесе и говорит: слушай, у меня трехкомнатная квартира, еще одну квартиру, которую я получил за свои 100 кв. м, я сдаю и вот еще Мерседес купил. Тот в ответ закидал его в камнями и в конце концов сошел с ума. Сейчас этот дом в очередной раз продают.
Про завершение Opera Tower
Многострадальный объект, который был заморожен из-за конфликта с инвестором, все-таки будет достроен. Как рассказала присутствовавшая на пресс-конференции директор по проектированию компании «Атомстройкомплекс» Екатерина Спирина, за время, пока стройка была приостановлена, в компании обдумывали назначение этого объекта. Его решено сохранить высотным (150-160 м), но обновить наполнение.
— Мы понимали, что прошло время и тот концепт, который был запроектирован, уже не может быть реализован. Мы пригласили компанию «Восток-Проект», они предложили две концепции. Архитекторы настояли на том, что этот объект должен быть «ответом Высоцкому». В концепции «моноблок» предложен массивный 6-этажный стилобат с торговыми и коммерческими площадями и двумя уникальными объектами — встроенным детсадом и встроенной начальной школой, потому что по задумке архитекторов этот объект будет дополнен жилым объемом. Вторая концепция, которая нам показалась интереснее — «трилистник», где также предусмотрен большой стилобат со школой и садиком, но уникальная архитектура дает возможность планировок квартир с ориентацией на три стороны. Такого продукта у нас в городе нет, — говорит Екатерина Спирина.
Концепция «моноблок»
Концепция «трилистник»
По ее словам, в компании пока не пришли к общему мнению, каким именно будет многофункциональный комплекс.
— Мы поняли, что не можем сформировать правильное задание на проектирование, когда рассматриваем участок сам по себе. Мы провели градостроительный анализ всего квартала М. Сибиряка — Красноармейская — сквер Оперного театра — Малышева и определили основные принципы устойчивого развития территории. Обсудив эту работу в Союзе архитекторов с профсообществом, поняли, что уже готовы сформировать правильное задание на разработку объекта. В следующем году мы готовы приступить в разработке эскизного проекта и вынести эту работу на градсовет в администрации, — пояснила представитель «Атомстройкомплекса».
По информации DK.RU, молодые специалисты предложили главе компании заказать эскизный проект у лучшего архитектурного бюро Европы, чтобы получить знаковый для города объект, но пока не смогли согласовать его стоимость. Цена вопроса — 1 млн евро.
Про 2020-й
Валерий Ананьев:
— Из больших проектов — в первом полугодии 2020 г. планируем запустить цементный завод, который позволит нам избежать скачка цен. Мы очень рассчитываем, что стройка в Екатеринбурге и Свердловской области все-таки оживет и начнет расти. По опыту 2007-2008 гг. мы знаем, что как только начинает расти объем строительства, неизбежно растет в цене цемент. Мы это уже наблюдали.
Запланирован ввод музея Эрмитаж. Мы рассчитываем, что в следующем году начнется реконструкция Театра кукол. К сожалению, пока никто не говорит о реконструкции цирка. Мне кажется, это тема, о которой надо начать говорить, потому что цирку скоро 40 лет. Я помню, как в 1979-м было открытие, мне повезло там быть. Будет Универсиада, мы включились в проектирование Дворца водных видов спорта.
По объему ввода надеемся сохранить те показатели, которые были у нас в этом году (мы введем 313 тыс. кв. м, из них 200 тыс. кв. м жилья, 30 тыс. коммерческих площадей, 27 тыс. соцобъектов, 56 тыс. паркингов). У нас две новые площадки на Уралмаше, на Юге Центра, где мы начали строительство в этом году, на северном Химмаше (территория на месте старых садов рядом с парком), на ул. Гагарина, где мы пока в судах с жителями.
Мы всегда надеемся на лучшее. Понятно, что есть вызовы и факторы, которые вызывают опасения, но мы не планируем снижать темпы и не ждем глобальных потрясений на всем рынке вроде новых эскроу-счетов, резких провалов или всплесков в продаже квартир.
Материал написан на основе выступления на пресс-конференции. Автор текста: Анна Хлебникова / DK.RU