Расходы на всходы
В 2011 г. на поддержку малого и среднего бизнеса (МСБ) в регионе направлено свыше 730 млн руб. бюджетных средств. Если разделить эти деньги на число предприятий, получится около 4 тыс. руб. на каждое.
Впрочем, большинству компаний поддержка недоступна — или не нужна.
Недостатка в организациях, призванных защищать права и интересы МСБ и способных помочь с финансированием, в Свердловской области нет. СЕРГЕЙ МАЙЗЕЛЬ, руководитель регионального представительства Фонда Бортника, предлагает относиться к ним как к магазинам: зайти и прицениться можно хоть во все. По его словам, все эти структуры действуют самостоятельно, практически не кооперируясь между собой. «Они могут параллельно решать одни и те же проблемы», — согласен ВЛАДИМИР ЛОБОК, президент Ассоциации малого бизнеса. Единственный пример комплексного подхода — Инфраструктурный хаб, созданный в 2010 г. как единая площадка, где можно получить сведения о государственных механизмах поддержки в регионе и оставить заявку на ту или иную помощь. В неслаженности работы остальных отчасти повинно законодательство. «Оно запрещает двойное бюджетное финансирование малых инновационных предприятий. Как следствие, фонды ограничены в возможности совместно решать вопросы финансирования бизнеса. Выход один — кардинально менять закон и создавать единый центр управления фондами поддержки, где будет сосредоточено все бюджетное финансирование. Он сможет устанавливать лимиты выделяемых средств. Еще лучше, чтобы такой координационный центр имел статус министерства, где каждый департамент уделял бы внимание тем или иным видам бизнеса. Тогда было бы меньше перекосов. Например, у нас не развивается малый бизнес в области спорта, образования. А что, они деньги не приносят?» — рассуждает г-н Майзель.
Сама поддержка МСБ тоже страдает однобокостью. «На мой взгляд, в Свердловской области создана неплохая региональная инфраструктура поддержки именно малого бизнеса. Что же касается среднего, то здесь есть пробелы», — комментирует ДАНИИЛ МАЗУРОВСКИЙ, руководитель представительства Агентства стратегических инициатив (АСИ) в УрФО, которое как раз и будет устранять этот пробел. (Представительство АСИ начало работать в Свердловской области в прошлом году с сотрудничества с Инфраструктурным хабом. Г-н Мазуровский возглавил филиал АСИ в апреле нынешнего года.) Приоритет АСИ — нефинансовая поддержка бизнес-проектов стоимостью более 300 млн руб. Но подопечных у агентства пока немного. Например, компания «ГенСтройУрал» (с проектом комплексной реконструкции детских садов) — ей будет оказана помощь в освещении в СМИ и продвижении в другие регионы.
К 2015 г. инфраструктура поддержки должна расшириться как минимум на 20 организаций (по сравнению с 2010 г.). Такие задачи записаны в областной целевой программе (она на контроле у свердловского Минэкономики). Некоторые уже выполнены. Например, в 2010 г. в плане записали, что к 2015 г. субъектов МСБ в регионе станет больше на 22,5 тыс. Тогда их было 156,8 тыс. А уже сегодня — 189,9 тыс.
Но бизнес не всегда ощущает заинтересованность государства, часто ссылаясь на непрозрачность и сложность использования механизмов поддержки. Впрочем, власти с этим не согласны. «Сегодня мы выстроили понятную и доступную систему — от обучения и продвижения до финансовой помощи. Зайдите на сайт Свердловского фонда поддержки предпринимательства, посмотрите информацию о реализуемых формах поддержки, приходите на консультации, конференции или семинары, прочитайте программы, скачайте положения, заявите проект. Самое главное — не стесняться обращаться за государственной поддержкой!» — подчеркивает АЛЕКСЕЙ СОРВАЧЕВ, начальник управления развития малого и среднего предпринимательства Свердловской области.
Новаторы и экспортеры — вне очереди
Региональные структуры поддержки бизнеса сегодня условно делятся на две категории. Одни могут помочь деньгами — грантами, субсидиями, компенсацией процентных ставок по банковским кредитам или микрокредитами. Другие сосредоточены на правовой поддержке и лоббировании интересов предпринимателей в законодательных органах либо помогают искать инвесторов. Если не брать в расчет частные и не совсем публичные фонды, собственные бюджеты на поддержку МСБ есть у ограниченного круга организаций — Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства, Фонда Бортника (он может распоряжаться около 0,15% средств федерального бюджета, которые относятся к расходам на гражданскую науку), Уральского федерального университета (УрФУ) и Фонда посевных инвестиций РВК. На прошлой неделе Фонд РВК заявил об инвестировании 17 млн руб. в свердловскую компанию «ЭсТет» (проект установки дегазации железнодорожных цистерн — втрое производительнее существующих в России), в капитал которой также входит УрФУ. За счет средств инвесторов в 2012 г. предприятие создаст собственную станцию дегазации на одном из железнодорожных узлов, а в перспективе — сеть таких станций. Окупаемость будет достигаться в том числе за счет продажи установок в другие регионы и за рубеж.
По словам Сергея Майзеля, 15-20 млн руб. — оптимальный размер средств, которые можно выдать «в одни руки». «Мы провели исследование, которое охватывает последние годы работы Фонда Борт¬ника: практически 90% компаний, получивших финансирование в размере 15 млн руб., увеличили объемы бизнеса в четыре раза, а их налоговые отчисления полностью покрыли вложенные государством средства. Из тех, кому дали по 1 млн, выжили только 40%», — поясняет г-н Майзель. Его организация узкоспециализированная — помогает малым наукоемким бизнес-проектам. В год Фонд Бортника отсматривает в Свердловской области до 350 стартапов, оценивает возможность их коммерциализации. Господдержку получают 40-45 таких проектов. Уже состоявшимся компаниям могут выделить на реализацию новых бизнес-решений (запатентованных или на этапе патентования) до $300 тыс. на три года, но на условиях солидарного инвестирования. Фонд практикует также компенсацию процентных ставок по кредитам и оплату лизинга.
Гранты Свердловского фонда поддержки малого и среднего предпринимательства измеряются меньшими суммами. Так, лимит помощи в рамках конкурса «Молодой предприниматель» — до 300 тыс. руб. На развитие новаторских бизнес-идей в Инновационном центре малого и среднего предпринимательства можно получить чуть больше. Например, ОЛЕГ ЛАЗАРЕВ, директор компании «Снейл-Групп», выиграл с проектом инновационного универсального бортового сенсора UniBoS грант в размере 420 тыс. руб. «В 2009 г. я начинал как ИП и думал, что для получения поддержки нужны сверхусилия. Оказалось, нужен минимум документов и, главное, хорошая бизнес-идея. Должна быть расписана стратегия продвижения, целевая аудитория, актуальное состояние рынка и конкуренции на нем, план продаж и др. — все то, что в принципе необходимо обдумать предпринимателю. Победители конкурса были объявлены через две недели после презентации проектов, а еще через неделю средства были перечислены на счет компании. Раньше я бы сам не поверил, что все так просто», — делится впечатлениями г-н Лазарев. Помимо этого он получил 300 тыс. руб. как победитель конкурса «Молодой предприниматель». Целевое использование денег будет проверено через год. «Они пошли на оборудование, мебель, оргтехнику», — перечисляет бизнесмен. Всего в 2011 г. такие гранты получили 75 новичков на общую сумму почти 22,5 млн руб.
Финансированием наукоемкого бизнеса занимается также УрФУ. Вуз входит в капитал компаний как инвестор и бизнес-партнер, помогает создать и вывести на рынок конкурентоспособный продукт. УрФУ предоставляет предприятиям ресурсы своей инфраструктуры (коммуникационные, производственные возможности, в том числе для создания макетов, прототипов и опытных образцов). Но оставляет за собой — единолично или вместе с разработчиками — интеллектуальные права на созданные продукты. Основным механизмом выхода из капитала является продажа доли стратегическому инвестору. При этом университет, будучи собственником интеллектуальных прав, надеется продолжать получать лицензионные платежи.
То, что финансирование проще получить инноваторам, и прежде всего в сфере производства, — не секрет. «Безус¬ловно, в приоритете господдержки находится производство, поскольку это специфика нашего региона. И особенно — связанное с применением инновационных технологий. Таким бизнес-проектам можно рассчитывать на субсидии по лизингу оборудования и экспортной деятельности, льготное кредитование от Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства», — рассказывает г-н Сорвачев. Между тем небольших компаний, производящих инновационную продукцию, в общей доле свердловского МСБ не более 4%. Большинство же — около 80% — занимаются, по словам Сергея Майзеля, торговлей. «Торговым предприятиям финансовая поддержка, как правило, не нужна. За деньги потом нужно отчитываться. А если придут ревизоры, то они проверят не только исполнение средств на поддержку, но и все остальное. Очевидно, это отпугивает», — предполагает г-н Майзель.
Однако власти понимают: сферу услуг и торговли сбрасывать со счетов нельзя. «Компании этих отраслей также могут пользоваться субсидиями по лизингу оборудования, гарантийным фондом для получения кредита», — говорит Алексей Сорвачев. Такая поддержка может быть неплохим подспорьем. Так, субсидия по лизингу оборудования помогла металлотрейдеру, ГК «Тобол», полностью покрыть процентные платежи и создать логистическое направление (подробнее на с. 32). В 2011 г. Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства выдал 40 субсидий по выставкам на сумму почти 5,4 млн руб. (24 из них — производственным компаниям, девять — торговым, семь — предприятиям сферы услуг). Мелкие производственники лидируют и по объему предоставленных им льготных кредитов (76,7 млн из 96,4 млн руб.). А субсидии по лизингу получали преимущественно компании сферы услуг (всего было предоставлено 176 субсидий на сумму 120,8 млн руб.).
Развитие экспортной деятельности МСБ, приоритет предыдущего регионального правительства, пока тоже не отвергнут. «Европейский опыт показывает: до 70% продукции МСБ экспортируется в другие страны. Мы хотим, чтобы и наши компании выходили на зарубежные рынки», — поясняет г-н Сорвачев. Для этого с 2012 г. компенсация затрат для компаний-экспортеров увеличена с 500 тыс. до 1 млн руб. Речь идет о субсидировании части расходов, связанных с уплатой процентов по кредитам, сертификацией и регистрацией экспортируемой продукции, участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом, разработкой фирменного наименования и товарного знака, созданием промышленного образца экспортируемого товара и др.
В целом объем бюджетного финансирования понемногу растет. В 2011 г. свердловские предприниматели получили в виде грантов, субсидий и другой финансовой помощи 736 млн руб. средств из областного и федерального бюджетов. В 2012-м эта цифра увеличилась до 743 млн.
Правозащитников хватит на всех
«Лучшая помощь предпринимателям — улучшение инвестиционного климата, условий ведения бизнеса, в том числе за счет снятия административных барьеров, — считает Даниил Мазуровский. — На разрешение этих проблем и направлены наши усилия». Требования к подопечным у АСИ, представительство которого он возглавляет, значительно выше, чем у других фондов поддержки. Бизнес-проекты должны стоить от 300 млн руб., чтобы ими заинтересовалось агентство. Помимо этого проект должен быть в стадии готовности (есть ТЭО, организационный и финансовый план, имеется подтвержденная заинтересованность участников и т. д.), у него должен быть опытный лидер, проект должен развивать инновации, а также импортозамещение или экспорт.
Требований к получателям другой нефинансовой поддержки меньше. Так, любой предприниматель может пройти обучение в рамках госпрограмм. Для новаторов на Урале действует школа управляющих инновационными проектами, для начинающих бизнесменов — школа молодежного предпринимательства и бизнес-лагерь, а для действующих — комплексные программы по развитию и управлению. В целом в 2011 г. обучение прошли свыше 8 тыс. человек.
Свердловские предприниматели могут рассчитывать на правовую поддержку, в том числе бесплатную защиту интересов в суде. Например, в региональном отделении «Опоры России» действует бюро по защите прав предпринимателей. «В их интересах мы обращаемся в арбитражные суды. Если нужно, идем в прокуратуру, например», — рассказывает ЕВГЕНИЙ АРТЮХ, председатель регионального отделения.
В заслугу организации можно поставить и лоббирование законодательных инициатив в интересах МСБ. Например, «Опора» продавливает областной закон, снижающий для малых предприятий ставку упрощенной системы налогообложения: с 10 до 5% — для микропредприятий и до 7% — для остальных субъектов малого бизнеса. Впрочем, введение новации пока под вопросом. Экс-губернатор АЛЕКСАНДР МИШАРИН в марте одобрил идею, однако Заксобрание не успело ее утвердить. Сейчас законопроект пойдет на второй круг. По оценкам свердловского Минфина, в случае его принятия в распоряжении малого и среднего бизнеса будет дополнительно оставаться 400 млн руб. в год.
Бесплатные правовые консультации дает также Союз малого и среднего бизнеса Свердловской области. Он отстаивает интересы регионального МСБ в органах власти: вносит предложения в областное законодательство. А кроме того, организует целый ряд форумов, выставок, конгрессов и т. п. на тему развития небольших компаний.
Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей (СОСПП) смотрит на поддержку малого бизнеса через призму интересов крупных промышленников. В СОСПП создано десять комитетов, один из которых — по развитию МСБ. На прошлой неделе у комитета сменился руководитель, и теперь интересами МСБ будет заниматься ВЯЧЕСЛАВ БРОЗОВСКИЙ, владелец ГК «Брозекс» (до него комитетом заведовал депутат свердловского Заксобрания ИГОРЬ КОВПАК, собственник ГК «Кировский»). МИХАИЛ ЧЕРЕПАНОВ, вице-президент СОСПП, объяснил рокировку сменой приоритетов организации — смещением акцента на инновационные компании, небольшие сервисные и другие предприятия, обеспечивающие нужды крупных промышленников. «Игорю Ковпаку более знакома сфера торговли, к тому же он сам захотел сосредоточиться на работе в Заксобрании. Да и мы решили не играть на поле других объединений: Союза малого и среднего бизнеса Анатолия Филиппенкова, например. СОСПП не собирается с ними конкурировать, поэтому мы выбрали свои приоритеты. Это развитие малых производств, инновационных и сервисных компаний, находящихся на периферии вокруг крупных заводов и холдингов. Такие компании являются точками роста малого бизнеса в муниципалитетах. Но многие из них не умеют быть в рынке, они привыкли работать с одним и тем же заказчиком. Им надо помочь в развитии и консолидации с другими игроками», — пояснил «ДК» г-н Черепанов. Комитет СОСПП будет собирать таких предпринимателей, чтобы они обменивались опытом и деловыми контактами, начинали сотрудничество. Союз также пытается добиться поправок в законодательство, позволяющих оставлять налоги от малого бизнеса на территории муниципалитетов. Михаил Черепанов: «Надо заинтересовать глав городов в развитии таких предприятий».
Но лучшая государственная поддержка для предпринимателей, по мнению г-на Артюха, — освобождение для бизнеса ниш, в которых сегодня сидит власть. «Государство должно выйти не только из экономики (к чему в начале года призывал тогда еще президент Дмитрий Медведев), но и из социально ориентированных сфер. Например, уход за пожилыми и инвалидами можно отдать в частные руки. Выделить несколько территорий и проводить там конкурсы на оказание таких услуг, снимая эту функцию с государственных плеч. А чтобы не было злоупотреблений, прописать строго ответственность таких компаний. Частными можно сделать даже тюрьмы», — уверен Евгений Артюх.
Материал подготовила Антонина Курносенко