Равнение на сети: как за полгода превратить новый отель в культовое место
Отдельный этаж для конференций, своя парковка, горячая вода за пять секунд, ваза с яблоками и открытая веранда на 9 этаже. Как отель TENET привлекает деловую аудиторию. Опыт на DK.RU
Гостиничный рынок Екатеринбурга достаточно конкурентный — по итогам 2016 г. в городе насчитывалось 117 объектов, общий номерной фонд — 5569 номеров (данные Комитета по бытовому обслуживанию населения администрации Екатеринбурга). Несмотря на то, что в целом рынок стагнирует — загрузка и средняя цена размещения в 2016 г. слегка снизились по сравнению с 2015 г. — новые отели в Екатеринбурге по-прежнему открываются.
Одно из последних ярких открытий на рынке — отель TENET. Проект рискованный и даже в чем-то безрассудный, говорили многие эксперты: во-первых, авторы должны были органично вписать отель в исторический центр Екатеринбурга; во-вторых, действовать пришлось в одиночку — TENET не входит ни в одну гостиничную сеть; в-третьих, он был задуман как бизнес-отель, то есть сразу взял высокую планку, рассчитывая занять почетное место в сегменте делового туризма.
О том, как за короткое время построить, запустить и раскрутить новый отель, DK.RU рассказал управляющий TENET Александр Горелкин.
На опыте лучших сетей
Александр Горелкин начал работать в гостиничной сфере 10 лет назад, еще во время учебы в УГТУ-УПИ. Сначала был портье, потом — администратором, наконец — управляющим директором отеля. В списке прежних мест работы — крупные отели города Екатеринбурга. Позже он как руководитель проекта с нуля открыл две гостиницы — в Нефтеюганске и Каменске-Уральском. TENET стал третьим отелем, который возглавил Александр на стадии стартапа.
Когда собственники отеля (их имена они просят не афишировать) задумывали этот проект, для них самым главным было — создать место с особой атмосферой. Это должен был быть отель основательный, добротный, с высокими стандартами — такими же, какие приняты в сетевых проектах. Поэтому прежде всего изучали опыт лучших мировых гостиничных сетей, выбирали, что подходит, а чего лучше избежать.
Многое зависело от команды и от того, кто ее возглавит. Искали не просто специалиста, который имеет опыт открытия отелей с нуля, а человека, который сам не чурается тяжелой работы и умеет мотивировать других. Александр Горелкин отлично подошел на эту роль.
Александр, на каком этапе вы возглавили отель и что вы увидели, когда впервые пришли сюда?
— Когда мы зашли на этот проект, здесь были стены без какой-либо отделки. Трудно было даже предположить, что когда-нибудь это будет отель.
Сам проект делала немецкая компания PCG, которая создает проекты для международных гостиничных сетей, таких как Four seasons, Sheraton. Поэтому тут все было сделано с учетом международных стандартов и требований сетевых отелей: интерьер, экстерьер, потоки. Служебные потоки, например, никак не пересекаются с гостевыми.
Здание отеля пришлось вписывать в довольно небольшое пространство, окруженное историческими зданиями. Насколько это повлияло на стоимость и внешний вид?
— Это не конструированное здание, оно было построено с нуля, поэтому, конечно, приходилось переносить много коммуникаций, трасс. Но поскольку мы находимся в самом центре города, ни у кого не было желания это историческое окружение портить. Нам хотелось, чтобы здание не вызывало дисгармонии, поэтому фасад сделан основательно и украшен каменной вставкой под 19 век. Все это не было навязано нам сверху, это изначально было желание собственника.
Изначально в концепции отеля была заложена связь времен. Отражать эту мысль должно было и название. Было несколько вариантов, победил TENET. Первые две буквы взяты из словосочетания Treasury of Yekaterinburg (сокровищница Екатеринбурга), а net — это то, что объединяет многие вещи и вообще свойственно 21 веку
Какие первоочередные задачи перед вами были поставлены?
— Так как TENET — объект новый, рынку он был незнаком, то стояла задача охватить максимально широкую аудиторию, чтобы как можно больше потенциальных гостей познакомилось с отелем, чтобы бренд стал узнаваемым. Для этого мы проводили и проводим офлайн- и онлайн-продвижение, работаем с сайтами бронирования, ведем страницы в соцсетях. Устраивали и разовые акции: например, объявляли распродажу номеров перед Новым годом, проводили промо-мероприятия для журналистов и специалистов ивент-индустрии. Вскоре планируем еще одно мероприятие, на котором представим наш эксклюзив — открытую площадку на 9-м этаже с роскошным видом на город.
Считается, что гостиничный бизнес достаточно маржинальный, и даже при среднегодовой загрузке 50-60% приносит хорошую прибыль. Вы с этим согласны?
— Это зависит от множества факторов: где находится отель, сколько у него звезд, какие мероприятия проходят в городе, кто целевая аудитория, какая инфраструктура объекта. Для отеля, подобного нашему, загрузка по году должна быть не менее 50%.
Некоторые отельеры говорят, что цена размещения становится чуть ли не единственным конкурентным преимуществом, что зачастую стоимость номера в гостинице 5* может быть такой же, как в 3-звездном отеле. Демпинг — это проблема для рынка?
— Стоимость номеров в разных категориях всегда будет разниться — отель 5* никогда не сможет поставить открытую цену, как в отеле 3*. Выводить конкуренцию только в ценовую плоскость — последнее дело для отельеров. Очень часто окончательное решение приехать в тот или иной отель диктуется не ценой, а набором дополнительных услуг, сервисом, атмосферой.
Конечно, можно сказать, что отели иногда демпингуют. Существуют, например, сезонные акции, когда цена ниже, чем в другое время. Кто-то назовет это демпингом, кто-то — акционным предложением.
Важное для бизнес-аудитории
Чаще всего рынок гостеприимства принято сегментировать по количеству средств размещения разной звездности. Так, в Екатеринбурге примерно треть отелей сертифицированы на 3*, столько же — не имеют сертификации, пятизвездочных отелей — 4%. По аудитории отели, как правило, классифицируют редко, так как реальность не всегда совпадает с позиционированием.
TENET называет себя бизнес-отелем. Чем отличается этот формат от обычных городских отелей?
Говорить о четком сегментировании отелей не совсем корректно. Границы условны. По сути, все, кто предлагают в городе номерной фонд, работают на одном поле. Бизнес-отели не отказываются от туристов, а спа-отели — от деловой аудитории. Да, мы бизнес-отель, но мы также — классное место, в котором можно остановиться, чтобы познакомиться с городом. Но аудитория, конечно, все равно сегментируется — например, у нас около 80% гостей — это деловой сегмент.
Высокий и низкий сезоны у деловых и «городских» отелей наверняка не совпадают.
— Это правда, в бизнес-отелях весна-осень — это высокий сезон, когда загрузка в рамках года максимальна. Январь-май и частично лето — низкие сезоны. В отелях, ориентированных на отдых, наоборот.
Вы сказали, что 80% вашей аудитории связано с бизнесом. Кто эти люди, откуда они?
— Их можно разделить на две части. Те, кто арендуют конференц-залы, — чаще всего жители Екатеринбурга. А вот иногородние гости — это, как правило, компании, которые снимают номера, оплачивают кейтеринг, конференц-залы.
С помощью свето- и звуконепроницаемых панелей большие залы легко трансформируются в помещения меньшей площади. А сдержанный интерьер помогает в считанные часы декорировать их для любого мероприятия
Сейчас во многих гостиницах (не только бизнес-класса) есть конференц-залы. Что нужно предусмотреть, чтобы бизнес-аудитория приходила к вам, а не к конкурентам?
— В первую очередь, нужны большие пространства для ивентов — этот параметр у нас соблюден, под ивенты отдан весь второй этаж. Причем пространство легко трансформируется: изначально тут пять конференц-залов, но из них с помощью мобильных панелей можно сделать два больших зала и одну маленькую переговорку. Одновременно здесь можно проводить мероприятия для 240 человек.
Особенность наших конференц-залов в том, что они легко превращаются в банкетные. Это тоже очень востребовано, но уже среди физических лиц — многие проводят здесь свадьбы и корпоративные вечера. Интерьер мы специально сделали сдержанным, без контрастных цветовых решений, чтобы его можно было легко декорировать под любой праздник.
Это было бы невозможно, если бы не наши мобильные панели — они абсолютно звуко- и светонепроницаемые. То есть большой зал мгновенно делится на два изолированных помещения, и участники совершенно не мешают друг другу.
Кроме того, нужен правильный свет. Мы добились хорошего дневного освещения, и, что немаловажно, здесь искусственный свет подобран так, чтобы не уставали глаза.
Третий момент — оказалось, что людям крайне важно, чтобы у отеля была своя парковочная площадка. Это второй вопрос, который нам задают после стоимости конференц-залов и номеров. Казалось бы, центр города, есть все возможные виды транспорта, а этот пункт важен. В этом смысле нам повезло — своя парковка у отеля есть.
Много и других важных вещей: месторасположение в самом центре — это позволяет сэкономить на трансфере, дизайнерское оформление номеров, технологичность отеля в целом. А вишенка на торте, как мы говорим, это наша новая площадка на 9 этаже.
Вы уже второй раз говорите про нее. Что представляет из себя эта площадка и на какую аудиторию рассчитана?
— Это большое помещение общей площадью 180 кв. м, с открытой верандой, выходящей на улицу Ленина. Площадь веранды более 150 кв.м. Идеальное место для проведения корпоративов, выпускных вечеров, праздников. А особенно — свадеб, здесь мы вообще вне конкуренции. На открытой веранде можно проводить выездные регистрации, устраивать фотосессии, встречать рассвет. Клиенты уже ее оценили, многие спрашивают, когда мы ее, наконец, откроем.
И когда же?
— Уже в мае площадка сможет принять первых гостей. А вообще, мы планируем, что она будет востребована во все сезоны, не только летом. Причем формат мероприятий тут может быть абсолютно любым, ну, может быть, кроме дискотек. Вмещает она 70 человек.
Открытая веранда идеально подходит для выпускных вечеров и свадеб: здесь можно проводить выездные регистрации и фотосъемку
Мелочи, которые решают всё
У большинства отелей с историей один недостаток — большая зависимость от городских коммунальных служб. Поэтому в номерах может быть холодно, а вода из крана — не лучшего качества. Новым гостиницам в этом смысле проще — многое можно предусмотреть еще на этапе строительства.
Известно, что окончательное впечатление от отеля складывается из совокупности, казалось бы, незначительных мелочей. Какие из них, по вашему наблюдению, наиболее важны?
— Иногда сложно угадать, что по-настоящему поразит гостей. Например, судя по отзывам, гостям TENET нравится полиграфия в номерах: многие забирают ее с собой. Потому что в этих буклетах содержится не только информация об отеле, но и интересные факты об Екатеринбурге.
Но есть вещи особенно значимые. Например, в старых отелях приходится долго ждать, пока протечет горячая вода, это всех раздражает. У нас же установлены насосы, и вода становится горячей через пять секунд. Кроме того, сделана принудительная приточная и вытяжная вентиляция в номерах, свежий воздух поступает туда постоянно. Ну, и устойчивый вайфай с хорошим покрытием — тоже немаловажно.
Мы стараемся создавать атмосферу с помощью деталей. Например, ваза с яблоками на ресепшн появилась почти случайно. Осенью здесь проходило мероприятие, и мы поставили ветки рябины, положили яблоки, казалось бы, это было просто красиво, но всем очень понравилось: как хорошо, что у вас лежат яблоки, а то вездесущие конфеты уже надоели. С тех пор ваза — наш обязательный атрибут, два раза в день ее наполняют свежими яблоками, а зимой — мандаринами. Это приятно глазу, да и просто приятно.
Очень многие вещи, которые работают, рождаются спонтанно. Можно долго думать, устраивать мозговые штурмы, принимать дорогие нововведения, а толку не будет.
Конечно, есть отели, которые могут предоставлять отдыхающим более широкий спектр услуг: массаж, спа, тренажерный зал. Но мы можем компенсировать отсутствие этих вещей и предложить то, чего нет в отелях с бассейном.
Зона для кофе-брейков, где собираются участники мероприятий. Рядом расположен небольшой бизнес-центр
В конференц-залах комфортно благодаря продуманному освещению и приточной вентиляции
Это небольшое помещение арендуют как для проведения переговоров в узком кругу, так и для торжественных мероприятий для небольших компаний
Под конференц-зону в TENET выделен целый этаж
Номера расположены на шести этажах — с третьего по восьмой. Всего в отеле 89 номеров. Отделаны в одинаковой стилистике, но различаются отделкой — есть малахитовая комната, а есть аметистовая. Во всех ванных комнатах теплый пол
Удобная рабочая зона — важное условие для бизнес-гостей
Площадка на 9 этаже отделана в той же стилистике, что и основные помещения отеля. Здесь есть отдельный производственный цех, свои санузлы. Из банкетного зала есть выход на веранду площадью 150 кв. м. Здесь удобно проводить свадьбы, юбилеи компаний, выпускные вечера
Все потребности в кухне отель обеспечивает сам — от кофе-брейков до званых ужинов на 100 человек. В вечернем меню блюда с элементами исторической гастрономии
Самые удачные находки возникают случайно, уверены в TENET. Случайно появилась и ваза с яблоками на ресепшн. Теперь она — непременный атрибут отеля
Фото: Игорь Черепанов, DK.RU