«Редкий шанс хоть чем-то поддержать местных». Как помочь уральской рознице с кадрами
Почему управленцы бегут из розницы и как добиться прихода в региональный бизнес востребованных кадров и его узнавания на рынке труда, если ты не супергигант.
Одно из основных проблем трудоустройства для большинства участников регионального рынка труда является жесткий дефицит нерекламной информации о том или ином работодателе. При этом проводимые региональными компаниями различные рейтинги работодателей и профессиональные конкурсы чаще всего почти неизвестны региональным кандидатам, в том числе в Екатеринбурге. Кроме того, в этих проектах принимают участие почти исключительно федеральные компании, причем наблюдается жесткий уклон либо в сферу ИТ/Telecom, любо сферу высокотехнологичных услуг.
Если у вас самый большой банк в стране или самая большая торговая сеть или нефтяная компания, понятно, что ваш бренд на рынке труда присутствует априори. Но ведь есть еще сотни, если не тысячи сильных и растущих региональных бизнесов, которые также хотят как-то отмечать свою уникальность в глазах кандидатов, а кандидаты — искать информацию о них. Прямой рекламе кандидаты верят мало, а косвенно доказать свою качественную работу на рынке региональные компании не знают, как. Конечно, рейтинги полезны, но вопрос в том, что их крайне мало на местном уровне, — рассказывает Ольга Нефедова, замдиректора торговой компании «Алион».
По информации исследований, проведенных под эгидой Уральского государственного экономического университета, более 74% кандидатов, которые искали работу в Екатеринбурге в 2017 году, отмечали: для принятия решения им не хватает возможности сравнить компании по каким-то понятным критериям. На этом фоне особенно востребованы региональные рейтинги и независимые оценки работодателей. К примеру, в Екатеринбурге недавно подвели итоги уникального исследования рынка труда в сфере розничной торговли. Основной целью было определить те бренды, которые вызывают наибольший интерес у соискателей различных категорий. В анкетировании, проведенном по заказу DK.RU Профессиональным партнерством работодателей HR-mnenie, приняли участие более 1000 человек, как молодые специалисты с опытом не более двух лет, так и опытные кандидаты, и отдельно — кандидаты-управленцы.
В итоге удалось составить список из 17 работодателей, получивших высокие оценки по результатам анкетирования.
- Леруа Мерлен
- ТС «Пятерочка»
- Мегамарт
- OBI
- IKEA
- Евросеть
- Лента
- Галамарт
- ПивКо
- Сималенд
- DNS
- Магнит
- СпортМастер
- МВидео
- Перекресток
- Связной
- ТС Монетка
Стоит добавить, что оценки, которые работодателям выдали кандидаты-управленцы, позволили составить несколько иной рейтинг. Здесь расклад по тем же 17 компаниям выглядит следующим образом:
- OBI
- IKEA
- Леруа Мерлен
- Лента
- ТС «Пятерочка»
- Мегамарт
- DNS
- Галамарт
- Евросеть
- Магнит
- ТС Монетка
- СпортМастер
- ПивКо
- Сималенд
- МВидео
- Перекресток
- Связной
В этой версии списка, к примеру, изменилось положение международных компаний, они сразу оказались на первых строчках рейтинга и заняли все три ключевые позиции. С другой стороны, не всегда федеральный/международный характер бизнеса играет ключевую роль: например, с 17-го на 11-е место поднялся региональный игрок — ТС «Монетка», и, напротив, федеральные ТС «Пятерочка» и «Мегамарт» несколько сдали позиции. В целом, это общий тренд для рынка розничной торговли: для большинства рядового персонала не имеет значения локализация бренда или его масштабы, при оценке речь идет об условиях труда (зарплате) и наличии (количестве) негативных отзывов. В случае с руководителями традиционно оцениваются еще и карьерные перспективы и выстроенность кадровой политики, что в среднем лучше у международного и федерального бизнеса.
Кстати, нужно добавить, что в опросах упоминались несколько работодателей из числа оцениваемых кандидатами, которые все же не попали в итоговый список из-за слишком низких оценок по пункту «репутация» и «внутренняя корпоративная культура», и поэтому оказались за пределами рейтинга.
Отдельной проблемой для сферы торговли является ее относительно низкая репутация в глазах молодых специалистов, все больше студентов поступают, чтобы затем пойти работать в сферу высоких технологий или в сферу слуг. Отсюда низкий приток новых кадров и их острый дефицит. Как отмечают эксперты, на этом фоне огромное значение имеет профильная работа с нынешними студентами.
Молодежь мало знает про работу в торговле, часто у абитуриентов и студентов существуют очень устаревшие представления, которые мешают им заинтересоваться работой на этом рынке. Для популяризации профессий сферы торговли мы, к примеру, с участием органов власти, бизнеса и представителей некоммерческих организаций ежегодно проводим целый ряд профессиональных праздников. Это те же День повара, профессиональный праздник Защиты прав потребителей, День качества, в которых прежде всего участвуют студенты. Когда такие мероприятия проходят в школах, мы приходим с приборами и оборудованием, проводим мастер-классы. Пример тому последнее воскресенье 25 марта, когда в университете проходил День открытых дверей. Все наши восемь кафедр Института торговли, пищевых технологий и сервиса были представлены выставкой. Таким образом, мы показали, что делают технологи-пищевики, как работают «туристы», с помощью приборов демонстрировали работу биотехнологов. Вместо выступлений заведующих кафедрами мы представили студентов и выпускников, занимательно рассказавших о своих профессиях и о ближайших перспективах карьерного роста. Это — та конкретика, которой не хватает молодежи, — комментирует Вера Соловьева, директор Института торговли, пищевых технологий и сервиса УрГЭУ, экс-министра торговли, питания и услуг Свердловской области.
Работодатели сферы розничной торговли, с одной стороны, традиционно обладают одними из самых известных брендов на рынке труда, с другой — обременены огромным негативом (как реальным, так и мнимым). Поэтому методика оценки предполагала определение как общей известности бренда, так и информированности кандидатов о содержании мотивационного пакета, корпоративной жизни компании, знакомство с возможными негативными отзывами о компании. Соискатели заполняли мини-анкеты анонимно, отдельно оценивались ответы людей, работавших в компании.
Ни о ком нет такого количества негатива в оценках работодателей, как о компаниях сферы розничной торговли. Это крайне стрессовая сфера, в которой действительно трудно работать. Поэтому кандидаты, которые отработали «базовый срок» три-четыре года в рознице и выросли до руководителей, достаточно активно переходят в другие отрасли, если не видят близкого карьерного роста в родной компании. В целом розница — один из основных доноров опытных кадров для других отраслей. Отсюда этот рынок испытывает серьезный дефицит управленцев, что дополнительно обостряет конкуренцию, — рассуждает карьерный консультант Ирина Высокова.
По оценкам экспертов, при несопоставимости бюджетов на подбор и рекламу продуктового бренда единственный вариант реально помочь локальному розничному бизнесу в борьбе за кадры — показывать кандидатам, что:
Есть немало критериев в работе с кадрами, по которым несколько магазинов небольшой сети реально опережают огромный федеральный бизнес. Но об этом просто мало кто знает из кандидатов. И на локальных рейтингах возникает редкий шанс это показать и хоть чем-то поддержать местных игроков, — резюмирует один из организаторов исследования Игорь Уфимцев.