Рекламист из детского сада
Роман Ковязин «Маруся Маркетинг» досье Роман Ковязин Год рождения — 1973. Образование: 1987-1989 гг. — Свердловское педагогическое училище № 1 им. Максима Горького, специальность — «воспитатель
Роман Ковязин
«Маруся Маркетинг»
досье
Роман Ковязин
Год рождения — 1973.
Образование:
1987-1989 гг. — Свердловское педагогическое училище № 1 им. Максима Горького, специальность — «воспитатель детского сада»;
1991-1993 гг. — служба в армии.
Карьера:1993-1997 гг. — радиокомпания ЕКОР («Радио Си»), менеджер по рекламе;
1997-1998 гг. — рекламная группа «Телец», менеджер по рекламе;
с 1998 г. — директор рекламного агентства «План-мастер» (с 2005 г. — «Маруся Маркетинг»).
Семейное положение: холост.
Хобби: айкидо, степ-аэробика, сноуборд, поэзия.
08:15
Встречаемся с г-ном Ковязиным у «Рубина». На заднем сиденье его «Форд-Фокуса» сноуборд.
— На Уктус после работы хочу заехать, — говорит, — пока зима не кончилась. А вообще, у нас сегодня небольшая проблема. Хотя я это слово не люблю, «временные трудности» звучит лучше. Суть в том, что в Москве есть партнер «Анта» — оптовик, торгующий своей продукцией на Урале. Это спортивная обувь для аудитории, которую мы называем «18 плюс + дети». Сейчас очередной этап рекламной кампании — нужно разместить 20 щитов в центре города. Работу начинали в сентябре, деньги нам уже заплатили, и меньше чем через неделю наружку надо вывесить. И вдруг такая штука: буквально несколько дней назад Москве не понравился типаж, выбранный для этого баннера. Говорят, глаза хитрые.
И все бы ничего, но времени в обрез. Наш подрядчик — агентство «Игрек» — быстренько отобрал еще несколько человек, провел фотосессию. В пятницу я отправил в Москву новые снимки. Обычно такой объем баннеров печатается за неделю, и тем, кто будет их развешивать по городу, тоже нужна неделя на подготовку, а у нас всего пять дней. Цейтнот. А вообще, я прочитал где-то интересную вещь: долго живут люди, которые переживают стресс быстро. Если появилась неразрешимая проблема, не стоит грузиться целый день. Забудьте о ней до следующего утра — и все уладится.
08:25
Пробок нет, и мы уже на полпути к новому офису «Маруси Маркетинг» —
г-н Ковязин предпочитает называть его «конторой».
Он ценит новое место за «хорошую ауру и тишину» — рядом с почтамтом, где агентство располагалось прежде, был проходной двор. С тем зданием связано несколько лет жизни Ковязина — после армии он пришел работать на «Радио Си» рекламным агентом.
— Представляете, — улыбается, — мальчику нужны деньги, но еще до первой зарплаты он забывает о материальной стороне, увлекаясь процессом, а потом он еще и получает приличные проценты с заработанной суммы. Уже через полгода я купил машину. Знаете, за что я люблю свою работу? Благодаря радио и телевидению я могу транслировать свою эмоцию на тысячу километров — есть в этом какое-то чудо. А все блага, которые я получаю, — только приятный побочный продукт, сопровождающий процесс.
08:30
Едва мы вышли из машины около «конторы», как Ковязина окликнул человек в бейсболке с надписью «МиРРекламы».
— Конкуренты? — спрашиваю Романа после того, как они, поболтав минуты три, расходятся.
— Слишком узок их круг, — отвечает Ковязин с некоторым даже пафосом, — ибо классических рекламных агентств в городе мало, а здравой работы в этой области — непочатый край. Зачем вам называться рекламным агентством, если вы, к примеру, продаете пластиковые пакеты? Классическое рекламное агентство интересует продажа продукта своего клиента. Такую задачу я ставил перед собой, когда в 1998 г. почувствовал, что могу работать самостоятельно. Но, как ни странно, далеко не каждая компания готова увеличивать свои обороты. Обычное дело: менеджмент слабый, продукт неконкурентоспособен, директора на рабочем месте не найти. А рекламное агентство полезно, когда компания сама себя выжимает, чтобы достичь нужного эффекта. Рекламное агентство — только вершина айсберга, все остальное скрыто под водой. Если там ничего не происходит, движения не будет.
08:40
Заходим в офис, коллег Романа пока нет.
На стене — плакаты Метизной компании. На книжной полке вперемежку Булгаков, Шекспир, литература по айкидо.
— Такой вот «бар по интересам», — говорит Роман, проследив мой взгляд, — а эти часы, представляете, папа подарил моей маме в тот день, когда я появился на свет. Вообще-то я люблю поспать, но еще больше мне нравится приходить в контору рано, пока здесь никого нет. Вторая половина дня обычно — общение с подрядчиками, партнерами и друзьями. Нередко друзья и партнеры — одно и то же.
09:00
Попутно Ковязин достает из дипломата ноутбук, готовит кофе.
В офисе появляется трафик-менеджер Ирина Петровна, она приносит на подпись стопку документов — договоры с подрядчиками.
— Когда возникли трудности с заменой героя, я связался с производящей студией и убедил напечатать баннеры быстрее, — поясняет Роман, — а компания, которая размещает материалы, согласилась принять баннеры для развески за два дня. К 12.00 по местному времени Москва проснется и вышлет фотографии, получившие одобрение. Тогда процесс можно запускать. Мне нравится работать с профессионалами.
09:10
Через полчаса у Ковязина встреча с ведущим менеджером «Маруси Маркетинг» Иваном Борисовичем.
Пока его нет, Роман просматривает материалы по торговле праворульными японскими автомобилями.
Задача: как повысить продажи автомобилей при ограниченном рекламном бюджете?
Суть дела. Автомотокомпания «Сумоторс» приобретает для клиентов подержанные автомобили с аукционов Японии. В Екатеринбурге работает по крайней мере еще пять фирм аналогичного профиля. Но основная конкурентная среда — частные посредники и перегонщики, сбывающие в Екатеринбурге большую часть японских автомобилей с правым рулем. А также — отечественный автопром.
Основные трудности. По некоторым данным, только 5% владельцев «праворуких» иномарок когда-либо пользовались услугой доставки машин напрямую с аукциона. 60% респондентов плохо представляют себе механизм взаимодействия клиента и брокера. 30% выказали недоверие фирмам, подобным клиенту нашего агентства, предпочитая приобретать автомобили на рынке. Дают о себе знать и предубеждения целевой аудитории по поводу руля в правой части салона.
Вопрос: как сформировать лояльного потребителя?
Нужно определить, к кому мы будем обращаться с рекламным посланием и какую информацию хотим донести. Главные преимущества связки «продукт + продавец»: конкурентная цена автомобиля из-за отсутствия посредников в Японии и в России (Владивосток, Новосибирск и т. д.), высокое качество сборки, гарантия пробега и юридическая чистота машины. Почва уже подготовлена: а) автолюбители убеждены в надежности узлов и деталей «японцев»; б) покупатели, приобретавшие машины в «Сумоторс» последние три года, нареканий не высказывали.
Любая рекламная кампания должна работать на постоянную аудиторию. Доверие клиентов прямо пропорционально известности компании. В данном случае потенциальных клиентов можно поделить на три сегмента:
А) мужчины 25-40 лет, образование среднее, среднее специальное, высшее — экономически и статусно ориентированная аудитория, владельцы автомашин отечественного производства; доход — от 10 тыс. руб./чел. в семье (прогнозируемая цена покупки — 9-15 тыс. у. е.);
Б) мужчины и женщины 22-35 лет, образование среднее и высшее — экономически ориентированная аудитория, автомобиля в данный момент не имеющая (прогнозируемая цена покупки — 6,5-8 тыс. у. е.);
В) мужчины 16-35 лет, образование среднее и высшее, экономически не ориентированная аудитория, потенциально заинтересованная в приобретении мотоциклов (прогнозируемая цена покупки — 3-6 тыс. у. е.).
Первичные усилия по увеличению продаж в течение трех месяцев направлены на аудиторию, которая хотя бы один раз задумывалась о возможности покупки «праворукого» автомобиля (А, Б). Помимо логических доводов этим людям нужно дать аргументы эмоционального характера. Рынок подержанных японских автомобилей — растущий, стало быть, информационные материалы других брокеров мы рассматриваем как рекламу очевидных плюсов покупки машин через аукцион. На общем фоне нужно позиционировать «Сумоторс» как предприятие с отличной командой менеджеров, любящих свое дело.
В этом нам помогут недорогие аудиоматериалы.
Особенный колорит придаст подражание японскому трехстишию или пятистишию. В ролике необходимо использовать и описательный слоган, которые обычно используют другие компании.
И вот сегодня сценарист присылает готовые варианты.
1) продукция для аудитории А:
Машину с аукциона
Я приобрел недавно, (Взаимодействие с компанией-брокером.)
Помог мне в этом «Сумоторс». (Взаимодействие с компанией-брокером, проекция доверия.)
В воздухе вьются снежинки.
Шины шумят мягко.
Зимой все же лучше в машине. (Эмоциональная подстройка к аудитории, ощущение комфорта, качества автомобиля.)
2) продукция для аудитории Б:
Едет мимо машина,
Гляжу ей вслед с восхищеньем. (Эмоциональная подстройка к аудитории.)
Пора бы и мне в «Сумоторс». (Выбор поведения по отношению к компании.)
С неба звезда упала. (Эмоциональная подстройка к аудитории.)
Я загадал желанье.
«Сумоторс» его исполнил. (Взаимодействие с компанией-брокером, проекция доверия.)
3) продукция для аудитории А, Б:
Друзья вчера позвонили, (Взаимодействие с компанией-брокером, проекция доверия.)
Сказали, что уже знают,
Зачем я ездил в «Сумоторс». (Известность среди аудитории.)
09:30
— Вы работаете только с единомышленниками? — уточняю я (в лексиконе Ковязина это слово встречается особенно часто).
— Стараемся. Каждый предприниматель индивидуален, и дело не в том, чем он занимается, а в том, КТО он и находим ли мы общий язык. Мне, допустим, слово КАРЬЕРА не нравится. Скорее всего, это нормальное слово, но в словосочетании «делать карьеру» есть какая-то пластмасса. Я никогда не работал ради карьеры. Я скорее сторонник совершенствования себя как специалиста, чтобы лучше делать дело, которое мне интересно. Если хотите это называть карьерой — называйте. Но я не стану сотрудничать с компанией, если мне этого не хочется.
— Даже если на кону — огромная прибыль?
— Крупный заказ, большая прибыль — это существенные затраты: временные, эмоциональные, чувственные, я не хочу тратить чувства на то, что не дает эмоциональной зарядки.
— Разве бизнес не предполагает отказа от эмоций в пользу холодного расчета и логики?
— Мне кажется, расчет необходим при охране границ и соблазнении женщин. Многие из уважаемых мною предпринимателей ведут бизнес весьма эмоционально. Хотя я не могу осуждать человека, который действует по-другому, не имею права.
09:40
Под финал рассуждений о карьеризме в офисе появляется Иван Борисович.
«Большой специалист по работе с печатными изданиями и просто красивый парень», как аттестует его Ковязин. Сейчас им нужно обсудить два проекта. Незначительная деталь: у Ивана Борисовича синий пояс по айкидо, у Ковязина — только красный, но их общению это не мешает «Я понимаю, — говорит Ковязин, — что есть люди профессиональнее меня, и, значит, есть чему учиться. Мне это нравится».
В разговоре с Иваном Борисовичем они больше обсуждают не конкретный план действий, а специфику работы клиента и его бизнеса. Сложность в том, что будущий партнер предлагает использовать для рекламной кампании уже готовые тексты. Но, по мнению Ивана Борисовича, здесь «налицо желание себя красиво показать в ущерб результативности». Притом что у самой компании — куча организационных проблем. Там даже не на все телефонные звонки отвечают.
— Вот вам, — подхватывает Ковязин, — наглядный пример того, что между PR и прямой рекламой не существует четкой границы. Я вообще не люблю специальную терминологию. Настоящий профессионал сможет простыми словами объяснить, что он делает. Компания, занимающаяся только прямой рекламой, с общественностью уже связывается. Даже образ, который она создает в ролике, уже формирует представление о ней — «интеллигентная», «инновационная», «народная» и так далее. Так что PR — любые мероприятия, предполагающие обратную связь. Первый шаг в этом направлении — нанять нормального референта, который будет грамотно отвечать на звонки.
Но в данном случае никакой проблемы не существует, это нормальный рабочий момент — поиск общего языка, и Иван Борисович спокойно продолжит работу. А трудности — дай бог чтобы они были. Конфликт — это развитие. Другое дело, как мы его решаем, поскольку конфликты — прежде всего внутри нас, а не снаружи. Считаю своим достижением, что могу встать на сторону своего клиента, смотреть на мир его глазами. Кстати, знаете, что в айкидо нет ни одного удара и используется только энергия нападающего противника? А любой прием выполняется для достижения гармонии между двумя сторонами. Нет цели наказать противника, есть задача вернуть ситуацию в первоначальное состояние.
10:10
Еще одну пачку документов приносит бухгалтер.
Покончив с официальной частью, Ковязин решает, что самое время перекусить. Сам быстро готовит в микроволновке бутерброды: хлеб, сыр, помидоры.
— Я, — вспоминает, — с папой вдвоем жил с десяти лет, после того как родители разошлись, так что многое умею. Кстати, именно папа передал мне предпринимательское отношение к жизни. Он был такой молодой да ранний, меня старше всего на 19 лет. В 32 года возглавил областное техническое училище, потом стал одним из первых официальных предпринимателей, занимался видеосалонами и издательским делом. В 40 лет уехал в Эмираты на пустое место — делать бизнес. Я, слава богу, перенял у него этот оптимистический взгляд на вещи и умение делать красивую жизнь даже в самых сложных условиях. Помню, во всех квартирах, куда мы переезжали, папа первым делом рушил стены — устраивал бассейн. Еще его огромная заслуга в том, что всегда мне доверял, потому что считал, что я умный, похож на него и все сумею сам.
12:00
Решился вопрос с Москвой — «Анта» выбрала героя для ролика.
Его фотографии Ирина Петровна высылает на согласование местному представителю москвичей — фирме «Мила», потом макет отправят дизайнеру. Ковязин отвечает на телефонные звонки, сводит менеджера и журналиста, который будет работать по заказу «ЛУКОЙЛа». Приходит подрядчик и давнишний друг — фотограф Дмитрий Скутин. Оба садятся перед ноутбуком рассматривать фотоматериалы для рекламной продукции Метизной компании.
— Вариантов обычно много, — делится Ковязин, — но клиенту я даю только те, которые решают определенную маркетинговую задачу. Стараюсь забыть, что я — творческая единица, и больше оценивать работу других. Иначе трудно принять верное решение. Менеджеры у меня тоже креативные люди, но свое творчество держат при себе, потому что в первую очередь важны продажи. Мы выступаем как редакторы — и в этом креатив менеджера-администратора. Я должен выбрать то, что будет давать деньги.
— А если разногласия возникают у вас с самим менеджером?
— Я очень ценю, когда у моего коллеги есть свое мнение и он может его высказать, даже если оно расходится с моим. Наши менеджеры сами отвечают за последствия своих решений. Я выступаю скорее как раствор, где проходит реакция, но сам в ней не участвую.
Но этими фотографиями он, похоже, вполне доволен, особенно панорамой современных складов с автопогрузчиком и стильными интерьерами офиса.
— Всегда приятно видеть, — рассуждает он сам с собой, — как развиваются клиенты, с которыми ты давно работаешь. Два года назад на территории этой базы в Березовском был розничный магазинчик. У меня дом в той стороне, и я заехал купить метизы, а там так смешно — стоят девчонки лет 20-ти и во всем разбираются. «Вам, — спрашивают, — для чего надо? Если для этого, то возьмите размер такой-то». Я пошел знакомиться с руководством — всегда интересно, когда видишь здраво организованный бизнес. Директором оказался Владимир Владимирович, такой же уравновешенный, как Путин, с фамилией на П, к тому же день рождения у него 22 апреля, как у Ленина. При таком раскладе человек просто не может быть неинтересным. Однако не сам магазинчик меня привлекал, а оптовое предприятие.
Сейчас у многих оптовых предприятий существуют проблемы продвижения. Им, как никому, нужна единая концепция, без разброса и с определенным бюджетом. Я об этой проблематике при первой встрече Владимиру Владимировичу сказал. И он ответил — давайте посмотрим, что вы можете предложить. Для начала мы записали дорогой аудиоролик, чтобы о предприятии услышали. Обратились к прорабам и строителям. Так и сказали: «Эй, прорабы и строители, работа есть? Ля-ля-ля, метизы оптом». Обратная реакция последовала сразу, но часто попадались и странные звонки — прорабы хотели устроиться на работу. Пришлось ролик подкорректировать.
Задача: как рекламировать оптовую компанию?
Суть дела. До нас Метизная компания рекламировалась только в специальных справочниках и давала цены на товар в бегущей строке. Но справочники — не лучший метод привлечения рынка для опта.
Вопрос: на что потратить рекламный бюджет?
Сложилась порочная схема, при которой производитель отдает товар оптовику с отсрочкой платежа — иногда месяца на три. Оптовик транслирует эти условия на розницу, и в большинстве случаев продукция зависает, потому что торговле нет необходимости возвращать вложенные деньги. А конечный покупатель о продукции часто ничего не знает. Поэтому в первую очередь необходимо увеличивать поток покупок в рознице, чтобы владельцы магазинов снова приезжали за товаром на склады оптовика. Очевидно, часть рекламного бюджета оптовик — наряду с производителем — должен тратить на продвижение продукции. Если товар правильно позиционирован, люди начинают спрашивать его в магазинах. С ростом продаж оптовику захочется показать, какой у него магазин, какие красивые склады, как быстро он обслуживает клиентов. Понадобятся дорогие медианосители — радио, наружка, ТВ — только их с помощью можно донести, что компания продает и что интересного она вносит в жизнь покупателей. Нужны реальные новостные поводы, а не рассказ о том, какие мы хорошие.
14:30
Заходит девушка в поисках работы рекламного агента.
Ковязин разговаривает с ней, выясняет род деятельности, причины ухода с прошлого места работы. Назначает встречу на следующий день. После того как дверь закрывается, комментирует:
— Сейчас в «Марусе Маркетинг» работает 12 человек, 5 менеджеров, 2-3 рекламных агента, главный бухгалтер, два трафик-менеджера. Но мы нацелены на увеличение сотрудников — как работающих с клиентом, так и узкоспециализированных. Приходившая девушка скорее всего нам не подойдет. Она, с моей точки зрения, глубоко несчастный человек, потому что ищет не дело, которым хочет заниматься, а способ существования. Хотя я обязательно с ней еще раз встречусь и попытаюсь дать ей задание. Причем я не на результат буду смотреть, а на то, есть у нее интерес или нет. Образование должно быть больше практического характера, сопряженное с работой. Я сам никаких специальных учебных заведений не кончал, обучаюсь в процессе. Более-менее разбираюсь в бухгалтерии и в юриспруденции, хорошо — в медиапланировании, отлично — в выборе образов, текстов — всего, что будет работать. Освоил технику ведения переговоров, пытаюсь разбираться в психологии — и клиентов, и целевой аудитории. В любом виде деятельности важно добиться доверия. Хотя я знаю людей, которые в плане выстраивания отношений — нули. Они не могут найти с людьми общий язык, всего добиваются за счет упорства и лишь потом, задним числом, доходят своей мозговой инфраструктурой до сути.
15:00
Обед. Ресторан «Базар», японская кухня. Несмотря на рекомендации профессора Преображенского не говорить о политике за обедом, в ожидании заказа я спрашиваю именно об этом.
— А политикой никогда не занимались?
— Несколько раз раньше я участвовал в кампаниях, и мне не понравилось. Я сторонник развивающегося восприятия у аудитории, а политика — это краткосрочная рекламная кампания, а потом — тишина. Блиц-криги устраивают фирмы, стремящиеся обмануть: предлагают не тот уровень услуг, который они заявляют в рекламе. Соответственно политика, подающаяся таким образом, тоже не соответствует действительности. Лучшая реклама — постоянные мероприятия. Но этим, как правило, занимаются пресс-службы при уже действующих политиках. Я люблю работать с клиентами, которые дают своей целевой аудитории конечный результат.
15:10
Приносят коробочки с ланчем.
— Смотрите, — говорит Ковязин, открывая свою, — те же продукты: рис, рыба, овощи, фрукты, а воспринимаются совершенно по-другому. Вот и у нас с метизами похожая ситуация — мы продвигаем их, как продукты питания, продаем упаковку, используем интересного героя. Но всех этих терминов при клиенте я не называю, «товар упаковочного спроса» тоже не произношу. Менеджер-администратор и рекламодатель должны общаться на одном языке.
15:40
Сразу же после обеда отправляемся в Метизную компанию, в город Березовский. Ковязин объясняет смысл поездки:
— Мне необходимо представить Владимиру Владимировичу сведенную кампанию на следующий месяц. Она направлена в том числе и на конечных потребителей метизов, покупателей в розничных магазинах. Хотя основные клиенты — магазины, предприниматели, строители. Есть и другой вопрос. У нас в городе — проблема с хорошими рекламными местами, и сегодня мы будем обсуждать траекторию движения нашего щита. С 1 июня, на три месяца, у меня есть зарезервированные плоскости.
Задача: как привлечь рекламодателей, которые не могут оплачивать постановочные рекламные ролики?
Суть дела. Притча во языцех — низкий художественный уровень рекламной видеопродукции на региональных телеканалах. Причины очевидны:
а) рекламодатель «экономит» на производстве рекламной продукции (фактически ищет в прайсе самый недорогой «повод» разместиться на ТВ);
б) рекламные кампании в большинстве случаев направлены на решение тактических задач (возьму на себя смелость заявить, что любой предприниматель, обладающий оборотом своего предприятия на уровне 500-700 тыс.руб./ мес., может провести полноценную кампанию);
в) рекламные агенты нацелены на рост продаж. Соответственно происходит подмена качественных целей рекламной кампании (увеличение оборотов рекламодателя) количественными характеристиками план-мастеров (количество выходов рекламной продукции);
г) ограниченный рынок сбыта ведет к сокращению бюджета рекламной кампании.
Вопрос: как снизить затраты
на рекламный продукт?
«Маруся Маркетинг» работает с подрядчиком — производственной студией, которая выпускает видеоролики стоимостью $12-25 тыс. Оно и понятно: уровень сценариев, технологичность, полноценные затраты на каждом этапе производства — непременные условия создания качественной продукции. Клиенты нашего агентства — рекламодатели из Сибири, средней и южной полосы России. В Свердловской области таких заказчиков практически нет.
Достойный продукт экономкласса для местных рекламодателей — МПФ (малая постановочная форма) — появился в ответ на потребности рынка. Производством занимается партнер — он выпускает дорогостоящую продукцию. Используется его техническая база и те же специалисты. Экономия достигается за счет более простых декораций (их отсутствия) и сокращения количества дублей. Стоимость 125 тыс. руб. приемлема для любого предпринимателя, который рассчитывает при ограниченном бюджете трансляции — 40-80 тыс. руб./мес. — добиваться ощутимых результатов. Производственной компании это тоже выгодно. Вместо 90 дней, которые она тратит на ролик $12 тыс., она выпускает три ролика по $4,5 тыс. — на их съемки потребуется всего 25 дней. Разницу в качестве неспециалист даже не заметит. Как раз такой вариант «Маруся Маркетинг» предлагает для Метизной компании.
16:00
Заходим в офис-магазин Метизной компании: стильное оформление, преобладание синего в отделке интерьера, наглядная «выкладка» товара, ничего общего с кондовым советским «база». Владимир Владимирович смотрит фотоматериал, отснятый Скутиным, выбирает место, где будет висеть щит, быстро проглядывает смету, уточняет — точно ли необходимы выходы ролика на СТС. Бюджет кампании на месяц — 109 тыс. руб. Спрашиваю у В.В., не смущают ли его цифры. «Главный результат, — отвечает он, — увеличение товарооборота — только за тот год около 40%. Причем все это происходит без суеты. Мы сами занимались рекламой — получалось не очень, а тут комплекс мероприятий, мы клюнули и пока довольны. Я так полагаю, что за годы нашего сотрудничества мы достаточно далеко от конкурентов отошли. По крайней мере, конкурентам на психику сильно давим размахом нашей рекламной работы». «Имейте в виду, — разжевывает мне Ковязин, — в восприятии конкурентов деньги, которые тратятся здесь на рекламу, умножаются раз в пять. А все дело в системном охвате». «Лично мне, — продолжает В.В., — понравилось, что наши разговоры о сотрудничестве начались с планов на три года вперед. Я сам так далеко не заглядываю, а тут приходит человек, не знакомый со мной, и говорит — давайте я расскажу, что будет через три года. И итоги, которые мы подводим раз в месяц, все подтверждают».
16:30
Возвращаемся в «контору».
В машине разговор идет еще о кое-каких тонкостях. «Конечно, — говорит Ковязин, — для успешного начала сотрудничества должны быть точки соприкосновения в мировоззрении. Партнерские отношения, такие как у нас, предполагают, что не все вещи могут быть оценены сразу. Есть проекты, которые запускаются постепенно. Во многом я понимаю проблемы В.В., поскольку я сам тоже руководитель компании. Например, существуют графики выплат, и Владимир Владимирович знает, что мы работаем на своих собственных средствах». И завершает монолог припасенным слоганом: «Стратегия нашей компании — это сумма стратегий наших клиентов».
Как вы как называете свою профессию — «рекламщик»?
— Роман Сергеич, живо интересующийся развитием предприятий и искренне вносящий в это посильную лепту.
17:28
В офисе Ирина Петровна сообщает, что согласование «лица героя» с «Милой» прошло по электронке и материалы уже отправлены на макетирование дизайнеру.
— Новый вариант, — вздыхает Ковязин, — мы сделаем за счет моей рекламной компании, и все подрядчики поработали без прибыли. Но главное, что работу выполним в срок, это уже пахнет делом чести.
17:40
Приходит Анастасия Александровна — у Ковязина трудится полтора года, начинала как рекламный агент, хотя по образованию — «артист оркестра».
Сейчас она менеджер по связям с общественностью, занимается сайтом «Маруся Маркетинг», который должен скоро появиться. Основная идея сайта — «агентство, известное в нашей деревне», печки-избушки-лавочки. «Кстати, потому и переименовались, — объясняет Ковязин, — что, во-первых, слишком много «планов» и «мастеров» развелось, во-вторых, хотелось творческой жилки, русского чего-то, да еще дочку Марусей зовут». На сайте разместят прайсы региональных рекламоносителей со всей России. При каждом удобном случае Ковязин подчеркивает, что «Маруся Маркетинг» наценки не делает, а существует за счет скидок, предоставляемых ей СМИ.
18:30
Мы снова в машине, последняя встреча дня — с директором «Милы» — Александром Бородиным, человеком, которого Ковязин считает «учителем жизни».
«Мне нравился особый романтизм Александра Григорьевича, — говорит Роман, — может быть, максимализм в жизни, и при этом абсолютная доказательность позиции». Тут я понимаю, что пришло время задавать философские вопросы.
— Но ведь все равно в основе любой рекламной кампании есть некоторое приукрашивание?
— Конечно, под приукрашиванием может на самом деле скрываться приукрашивание, хотя такой рекламы не очень много. Если речь идет о качествах, продукту не присущих, то стратегия выбрана неверно. Если же продукт или услуга сообщают человеку качества, которых не было раньше, это не приукрашивание — это делание мира лучше.
18:55
Просматривают с Александром Григорьевичем макет будущего буклета.
Попутно пьют чай с конфетами и печеньем. Общение непринужденное. Я вспоминаю слова Ковязина о том, что переговоров в общепринятом понимании он не проводит. «Прежний опыт работы с рекламистами оказался нерезультативным, возникало ощущение, что с меня деньги скачали — и на этом все закончилось, — делится Бородин. — Очередного «Роман-Сергеича», которого порекомендовал мне мой партнер, я поначалу воспринял скептически, тем более что первый блин вышел комом. Но постепенно мы нашли общий язык, терпения хватило. Теперь я вижу: средства, вложенные в рекламу, отбиваются, и мы даже прибыль имеем. То есть существует некий уровень рекламного бюджета, в который деньги вкладываешь и получаешь результат, а меньшие вложения эффекта не дают».
19:05
Теперь дела закончены.
У Ковязина — тренировка по айкидо. В этот центр на ЖБИ он ездит уже два года — три раза в неделю, и тренер считает его одним из самых серьезных своих учеников. «Он, — поясняет, — тренировки пропускает редко, а упорство и постоянство — лучшие качества для того, чтобы достичь результатов в этом виде спорта».
19:30
Г-н Ковязин, поклонившись тренеру, как и остальные 10 человек группы (в ней занимаются в основном предприниматели), начинает разминку.
Для непосвященного происходящее больше напоминает ритуальные танцы, хотя Роман Сергеевич полагает, что это один из способов постичь философию жизни — нужна только последовательность.
«Два года назад на территории этой базы в Березовском был розничный магазинчик. У меня дом в той стороне, и я заехал купить метизы, а там стоят девчонки лет 20-ти и во всем разбираются. «Вам, — спрашивают, — для чего надо? Если для этого, то возьмите размер такой-то». Я пошел знакомиться с руководством: интересно, когда видишь здраво организованный бизнес. Директором оказался Владимир Владимирович, такой же уравновешенный, как Путин, с фамилией на «П», к тому же, день рождения у него 22 апреля, как у Ленина».
«Знаете, за что я люблю свою работу? Благодаря радио и телевидению я могу транслировать свою эмоцию на тысячу километров — есть в этом какое-то чудо. А все блага, которые я получаю, — только приятный побочный продукт, сопровождающий процесс».
«В айкидо нет ни одного удара — используется только энергия нападающего противника. Любой прием выполняется для достижения гармонии между сторонами. Нет цели наказать — только вернуть ситуацию в первоначальное состояние».
цитата
Многие предприниматели ведут бизнес эмоционально. Холодный расчет больше необходим при охране границ и соблазнении женщин.