Рекрутинговые агентства
эксперты Елена Белоногова директор кадрового агентства «Карьера Юнион» Елена Бондарева директор Kelly Services в Екатеринбурге Светлана Кортева руководитель рекрутингового направления агентства «
эксперты
Елена Белоногова
директор кадрового агентства «Карьера Юнион»
Елена Бондарева
директор Kelly Services в Екатеринбурге
Светлана Кортева
руководитель рекрутингового направления агентства «Кадровые технологии»
Людмила Малюжец
директор «Аванта Персонал» в Екатеринбурге
Ольга Смоленцева
директор «Adecco-Екатеринбург»
Анна Хвостова
генеральный директор «HeadНunter:Урал»
Игорь Хухрев
президент кадрового холдинга «АНКОР»
кто
переманивает персонал у местных рекрутеров
почему
зарубежные агентства пока малозаметны на рынке
когда
рекрутеры начнут сегментироваться
В Екатеринбурге нехватка персонала в большинстве отраслей уже достаточно высока, хотя еще не настолько, как в Москве и Санкт-Петербурге, где работодатели жалуются, что скоро придется «трудоустраивать собак и кошек». От дефицита кадров в городе страдают в том числе и сами рекрутинговые агентства — им не хватает профессиональных консультантов-экспертов, а на подготовку одного хорошего специалиста с нуля требуется не меньше года. В такой ситуации руководители агентств вынуждены постепенно отказываться от брендирования консультантов-рекрутеров и персонализации рекрутингового бизнеса, ведущих к повышению стоимости консультантов как экспертов, и делать ставку на базу данных соискателей как на основное конкурентное преимущество.
Кадровый аутсорсинг — в ходуЗа 2006 г. рынок рекрутмента в Екатеринбурге в среднем вырос на 30-50%, достигнув по объему закрытых вакансий 200-250 млн руб. на 65-80 игроков. Эксперты отмечают интенсивный рост спроса на рекрутинговые услуги, связывая его с активизацией многих рынков, растущей ротацией персонала, формализацией бизнес-процессов в компаниях-заказчиках и развитием аутсорсинга. По данным агентства «Карьера Юнион», сегодня в столице Урала находится в работе около 4 тыс. вакансий, что на 30% превышает показатели прошлого года.
Поиск кадров все более становится аутсорсинговым процессом. Отдавая подбор и оценку персонала рекрутинговым фирмам, заказчики стремятся достичь нескольких целей: избежать приема протеже, увеличить скорость набора, получить экспертизу соискателей, в том числе когда нужно выйти на географически новые рынки или закрыть вакансию так, чтобы внутри компании об этом никто не знал. Росту спроса на обращения в агентства способствует и то, что, по наблюдениям Людмилы Малюжец, директора «Аванта Персонал» в Екатеринбурге, стоимость самостоятельного поиска кадров для компании сегодня соотносима со стоимостью услуг провайдера-рекрутера. Агентство закрывает одну вакансию на позиции начального и среднего уровня за 20-40 тыс. руб. (15-20% годового заработка по вакансии), топовой позиции — до 100 тыс. руб. (25% от годовой зарплаты).
Рынок труда становится соискательским: в ситуации дефицита персонала условия диктует кандидат. Анна Хвостова, генеральный директор «HeadНunter:Урал»: «Эта тенденция обусловлена быстрым экономическим ростом на фоне того, что в предыдущие десятилетия снижалась рождаемость, в том числе в Екатеринбурге».
Спрос на кадровый аутсорсинг подогревается приходом на местный рынок крупных национальных компаний, нуждающихся в массовом наборе персонала. Например, когда в 2006 г. в городе появились крупные ритейлеры, у рекрутеров не было недостатка в работе. Далее, рассказывает г-жа Малюжец, эти компании создали собственные отделы персонала и стали набирать низовой персонал. «Следующим этапом будет возврат ритейлеров на обслуживание к рекрутерам. Ротация низового персонала велика, плюс соискатели этой категории становятся «ленивыми»: перестают активно искать вакансии и ждут активных действий со стороны работодателя».
По разным экспертным оценкам, на долю рекрутинговых агентств приходится примерно 40% всего кадрового рынка. В среднем организации закрывают самостоятельно около 50% низовых вакансий, преимущественно в сфере промышленности и потребительского рынка. Основной хлеб рекрутеров — вакансии квалифицированных специалистов, миддл- и топ-менеджеров, которые стоят дороже. Эксперты объясняют такую структуру спроса тем, что агентства, в отличие от служб персонала, владеют технологиями экспертизы соискателей, информацией об уровне зарплат на рынке. По данным компании «HeadНunter:Урал», на портале ural.hh.ru около 57% всех позиций занимают вакансии миддл-менеджеров, 28% — специалистов, 15% — топ-менеджмента.
Игорь Хухрев, президент кадрового холдинга «АНКОР», считает, что в прошедшем году наибольшие потребности в классическом рекрутменте были у финансового сектора, в сфере строительства и девелопмента. Услуги по выводу персонала из штата компании, предоставлению временного персонала, массовому подбору кадров наиболее востребованы в производственном секторе и у крупных ритейлеров.
Следствием повышенного спроса на рекрутинг стала стабилизация ценовой политики агентств. Г-жа Хвостова: «Все реже происходит ценовая война за клиента. Еще три года назад агентства, выходя на рынок, демпинговали. Теперь клиент уже научен опытом: дешевая услуга — не всегда качественная». Повышается порог входа на рынок: за последние годы он увеличился примерно на 40%.
За 2006 г. структура рынка рекрутинговых агентств Екатеринбурга изменилась в связи с приходом ряда крупных национальных и транснациональных игроков. Первым из иностранцев в 2004 г. появилось агентство Kelly Services, а к сегодняшнему моменту, по данным «ДК», в городе открыли офисы еще шесть мировых брендов — Adecco, Ward Howell International, Brainpower, Manpower, Antal International, Coleman Services. Плюс появились три федеральные марки — «АНКОР», «Ефимов и партнеры», «Аванта Персонал». В результате, отмечает агентство «Кадровые технологии», доля местного рекрутмента сократилась как минимум на 10%. В общей структуре агентств, зарегистрированных на сайте ural.hh.ru, 8-10% занимают международные бренды, 13-15% — московские.
Большая часть гигантов представлена в Екатеринбурге скромными офисами из трех-пяти сотрудников, выделяется только старожил Kelly Services со штатом в 20 человек. Главный источник дохода для них — иностранные и московские клиенты. Например, в «Adecco-Екатеринбург» доля зарубежных заказчиков — 70%, в Kelly Services — 59%, столичные занимают около 17%.
Ольга Смоленцева, директор «Adecco-Екатеринбург», рассказала «ДК», что в ее офисе работают всего три человека, из них — два консультанта. Для сравнения: в местных агентствах количество рекрутеров достигает 10-20 человек. По словам г-жи Смоленцевой, штат Adecco в нашем городе будет увеличиваться с ростом бизнеса компании. С местными клиентами филиал тоже планирует работать, переговоры в этом направлении уже ведутся.
Елена Белоногова, директор кадрового агентства «Карьера Юнион», с приходом зарубежных конкурентов ощутила некоторое сокращение числа заказов со стороны иностранных, федеральных и просто крупных компаний. Как положительный момент она обозначила то, что иностранцы поднимают общий уровень цен на рынке: в среднем стоимость вакансий топ-уровня у них в 2-3 раза выше при одинаковых требованиях, поскольку идет доплата за бренд.
Пока иностранные рекрутеры чаще конкурируют друг с другом, чем с местными игроками. Елена Бондарева, директор Kelly Services, уже несколько раз сталкивалась с коллегами на тендерах у клиентов. Старожилы рынка присутствие иностранцев в основном чувствуют в плане конкуренции за консультантов — интервенты переманивают дефицитные кадры консалтеров высокими окладами. И чем шире штат, тем больше сотрудников теряют екатеринбургские рекрутеры. Г-жа Белоногова: «Зарубежные агентства могут позволить себе платить в 2-3 раза больше, предложения нашим консультантам идут постоянно. И мы в неравных условиях: иностранцы два-три года способны работать в убыток, потому как главная их задача — освоить рынок. Для нас это затруднительно». По словам Людмилы Малюжец, с открытием офиса «АНКОРа» в столице Урала из ее агентства ушли несколько консультантов — в «АНКОРе» им предложили зарплаты в три раза выше. «И это притом, что в моем франчайзинговом агентстве они зарабатывали около 60-80 тыс. руб. в месяц — в 2-3 раза выше, чем в среднем по рынку», — добавляет она. Согласно приблизительным оценкам, дефицит рекрутингового персонала в городе равен 30-40%.
Западные компании развернут полномасштабные офисы, когда усилится экспансия транснационального сетевого бизнеса в регионы. «Сейчас вторжение идет только по крупным городам, а когда заденет и областные, то офисы зарубежных рекрутеров начнут разрастаться. Скорее всего, это случится после выборов президента РФ в 2008 г. Пока же инвестиционный климат прогнозировать сложно», — полагает г-жа Малюжец.
В 2007 г. на местном рынке увеличилось число отечественных сетевых игроков. В сентябре открылся филиал сетевого регионального агентства «Сенат Консалтинг» (Самара). Вместо одного федерального игрока Екатеринбург в 2007 г. получил двух — филиалы «АНКОРа» и нового федерального агентства «Аванта Персонал». Это произошло в результате расторжения кадровым холдингом «АНКОР» договора с местным франчайзи «Анкор-Екатеринбург» (собственник — Людмила Малюжец). Расторжение договора с екатеринбургской компанией, пояснил Игорь Хухрев, — часть общей программы холдинга по отказу от схемы франчайзинга. «Сформировав сеть из 15 франчайзинговых офисов, мы поняли, что дальше она развиваться не может. Стандарты размываются, маркетинговые материалы не соответствуют разработанным в центре. Отказываясь от франчайзи, мы решаем проблему контроля над регионами по соблюдению корпоративных стандартов», — разъясняет г-н Хухрев. Доля федеральных клиентов в портфеле филиала местного «АНКОРа» должна равняться 50%.
Людмила Малюжец ведет переговоры по продаже своего агентства компании «Аванта Персонал» (см. «ДК» № 32 от 3 сентября 2007 г.). По словам г-жи Малюжец, с открытием филиала «АНКОРа» она потеряет не более 30% московских заказов. «Большая часть местных останется с нами, поскольку последует за мной и другим менеджментом, хорошо им знакомым», — уверена она.
Как считает Елена Белоногова, местным игрокам в результате конкуренции с крупными рекрутерами придется «вспахивать» поле среднего и малого бизнеса, а это часто неструктурированные компании, и квалифицированные специалисты не всегда принимают их предложения: у малого бизнеса хорошие перспективы, но небольшой запас прочности, а сотрудники всегда стремятся к стабильности. Елена Бондарева уверена: в перспективе для маленьких компаний специализация — единственный способ выжить рядом с мировыми брендами.
Сегодня можно говорить о том, что в работе рекрутинговых агентств города намечается тенденция к сегментации: они пытаются специализироваться или на определенных сферах рынка, или на поиске персонала отдельных категорий. Среди таких игроков — «Кадровые технологии» (промышленность, строительство, торговля), «Строительные кадры», «Геософт» и «Флит» (ИТ-персонал), «МедиаПилотКадры» (маркетинг). Впрочем, желающих решиться на узкую специализацию практически нет: спрос на услуги рекрутеров растет быстро, но недостаточно для появления узконишевых фирм. Пока подбор кадров только под конкретный рынок или поиск персонала одного вида нерентабелен. Анна Хвостова говорит, что обычно агентства, заявляющие о своей специализации, берутся за любые вакансии.
В агентстве «Кадровые технологии» специализация приносит примерно 70% выручки. По мнению Светланы Кортевой, руководителя рекрутингового направления «Кадровых технологий», лучше специализироваться на подборе персонала для наиболее активных рынков: в этом случае для поиска требуется широкая база кандидатов с этих рынков. Однако пока, подтвердила г-жа Кортева, позиционироваться в одной нише нерентабельно. «Рынок к этому не готов, далеко не все компании вообще собираются отдавать поиск кадров на аутсорсинг», — считает она. Сегментация — тенденция ближайших лет, резюмируют эксперты.
В качестве одного из явных перспективных трендов эксперты называют развитие интернет-рекрутинга. По наблюдениям г-жи Хвостовой, каналы размещения вакансий уже перераспределяются в пользу Всемирной паутины: «Интернет обогнал газеты, у агентств около 90% вакансий закрывается через Сеть. Размещения в газетах носят для рекрутеров имиджевый характер». Поиск вакансий через газеты ведут в основном сами работодатели, когда требуется линейный персонал.
Как отмечает «HeadНunter:Урал», екатеринбургские вакансии выкладываются примерно на 30 кадровых порталах, в том числе иногородних. Порталы работают по двум схемам. Рекламные ориентированы на высокую посещаемость, зарабатывают за счет размещения на портале платной информации. На сайте много данных, но они слабо структурированы, не модерируются — утверждает Анна Хвостова. Информационные порталы существуют за счет предоставления платных услуг работодателям: обрабатывают резюме, в основном миддл- и топ-менеджеров, продают их компаниям и агентствам. Для работодателей средняя стоимость услуг информационных job-сайтов — 4-5 тыс. руб. в месяц.
В ближайшие годы, в связи с приходом федерального бизнеса и мирового рекрутмента, участники ждут появления принципиально новых услуг на рынке Екатеринбурга. Как прогнозирует Елена Бондарева, стоит ожидать развития услуги assessment (оценка персонала), потому что компаниям все чаще требуется не просто набрать хорошие кадры, а следить за уровнем их развития. Спрос на рынке, отметила г-жа Бондарева, уже появляется. Скоро клиенты начнут заказывать кадровый аудит (оценку кадровой работы в компании-клиенте). Эксперты прогнозируют спрос (в первую очередь, со стороны иностранного бизнеса) на полный аутсорсинг функций подбора персонала, т. е. когда заказчик только ставит задачи перед рекрутером. В этой ситуации агентство «продает» клиенту группу рекрутеров, которые работают эксклюзивно на заказчика, могут распоряжаться бюджетом, нанимать рекрутинговые фирмы.