«Ренова-СтройГруп» увеличит площадь «Уральского рабочего» вдвое
ООО «Татлинъ» намерено превратить здание-памятник «Уральский рабочий» в ТРЦ. По словам Станислава Цвеленьева, руководителя проекта «РСГ-Коммерческая недвижимость», у нового ТРЦ будет особая ниша.
Скандал с реконструкцией «Пассажа» не повлиял на планы «Ренова-СтройГруп» переделать памятник федерального значения в ТРЦ. На этом проекте компания рассчитывает отработать взаимодействие с федеральным Агентством по управлению и использованию памятников архитектуры и истории, отсудившим в прошлом году у типографии «Уральский рабочий» плату за аренду здания, которое предприятие считало своим.
Почему ваша компания носит имя «Татлинъ»? Прежде так называлось екатеринбургское издательство Эдуарда Кубенского.
— Никто ведь не запрещает использовать имя художника-авангардиста с добрыми намерениями. Журнал «Татлин» г-на Кубенского рассказывает профессиональной аудитории о значимых архитектурных проектах, а мы реализуем их на практике. Кстати, в нашем варианте на конце слова — твердый знак.
Спор между Агентством по управлению и использованию памятников архитектуры и истории и типографией «Уральский рабочий», задолжавшей ему за аренду здания, продолжается?
— На сегодняшний день агентство взыскало с «Уральского рабочего» 25 млн руб. в счет арендной платы за 2006 г. После этого стороны заключили мировое соглашение, и типография постепенно расплачивается. Не знаю, намерено ли агентство предъявлять «Уральскому рабочему» счет за 2007, 2008 и 2009 гг. — суммы там сопоставимые, если не больше. Но поскольку судебный прецедент создан, у агентства есть шанс востребовать и остальные долги.
А почему вместо магазина «100 000 книг» появился «Читай-город»?
— «100 000 книг» не сумели договориться об оплате. «Татлинъ» в моем лице предлагал типографии «Уральский рабочий» заключить договор субаренды по нормальным ставкам, но новый руководитель отказался — магазин переехал на Тургенева, 13 и даже сохранил вывеску, хотя все остальные точки «100 000 книг» принадлежат бывшему директору типографии Александру Бисерову. Освободившееся место заняла федеральная сеть «Читай-город» — она будет расширять площадь до 1 500 кв. м и уже отремонтировала дополнительное помещение в цокольном этаже. Сейчас это самый крупный книжный магазин в Екатеринбурге. Да и не только у нас.
Из прежних арендаторов Дома печати многие остались?
— Состав обновился почти полностью.
У тех, кто находился здесь раньше, было много претензий к Дому печати — здание старое, не очень приспособленное для офисных помещений. Что вы предлагаете арендаторам, кроме места в центре города?
— На самом деле каркасный остов здания не уступает новым объектам. По сути, строители 30-х гг. применили здесь технологии, которые используются сегодня: на железобетонные опоры положены монолитные перекрытия с учетом нагрузки в одну тонну на квадратный метр. А планировка — open space: бывшие производственные площади с редкой сеткой несущих колонн. Можно использовать пространство как угодно, не затрагивая конструктив здания и не нарушая требований к сохранению памятников.
Сейчас все площади сданы арендаторам?
— Около 40%.
Остальные помещения не сдаете, потому что они не перестроены или желающих не нашлось?
— Дело в том, что необходим ремонт кровли с изменением ее конфигурации — до тех пор пока она протекает, мы не можем разместить на объекте арендаторов. Но постепенно все преображается. Видите разницу между тем, что было два года назад, и тем, что теперь?
Снаружи не очень заметно. Оконные рамы — те же, что и раньше.
— На основании договора мы должны выполнить ремонтно-реставрационные работы на определенную сумму. Но сначала, если вы коммерсант, необходимо сдать площади в аренду, получить доход и постепенно вкладывать его в реконструкцию здания. Для полной реставрации понадобится около $30 млн. Единоразово получить от акционеров такие средства будет трудно. Поэтому сейчас мы приводим здание в порядок за счет акционеров и субарендаторов.
Агентство не готово пустить деньги от аренды на реставрацию памятника?
— Не знаю, куда оно пускает деньги. Это вопрос не ко мне. Согласно договору расходы за ремонтно-реставрационные работы нам должны засчитываться как арендная плата, чего пока еще не произошло. А вообще, это обычная практика. Мы готовим проект приспособления и реставрации памятника, согласовываем с министерством культуры и агентством. После согласования получаем от регионального министерства культуры и туризма разрешение производить работы, выполняем их и предъявляем арендодателю пакет необходимых документов для зачета вложенных средств.
Если все так сложно, зачем «Ренове-СтройГруп» заниматься реставрацией памятников, в частности Дома печати?
— Это выгодный коммерческий проект с хорошим будущим, если учесть, что памятник расположен на главной магистрали в историческом центре города. В перспективе здесь будет торгово-развлекательный центр. И сама задача реконструировать и приспособить старое здание под ТРЦ позволяет импровизировать.
У вас уже есть расчеты или предварительный проект?
— Конкретного проекта нет, только наброски. Все в стадии обсуждения. Пока есть намерение увеличить площадь до 40 тыс. кв. м.
А какая площадь сейчас?
— 18 009 кв. м.
То есть будет вдвое больше. А за счет чего?
— В первую очередь изменится форма здания — сейчас оно представляет собой букву «Г», а мы планируем достроить прямоугольник, закрыв периметр, — пространство двора позволяет это сделать. Есть пристрои, на которые статус памятника не распространяется. Например, склад готовой продукции, который появился в 50-х гг. прошлого века, — его можно снести (конечно же, при согласовании с собственником и с Министерством культуры РФ). Чердачное пространство очень маленькое и никак не используется, а когда мы замкнем периметр объекта и изменим конфигурацию кровли, появится возможность сделать полноценный мансардный этаж со стеклянной панорамной кровлей. Также понадобится подземная парковка — сейчас для машин совсем нет места.
Когда начнется строительство ТРЦ, сколько вам понадобится денег и какой срок окупаемости вы планируете?
— Строительство начнется не скоро — лет через 7-8. Мы не торопимся. Полная реконструкция потребует $50-60 млн. Вернуть их можно не раньше чем через десять лет.
Когда руководители «Малышева 73» заявили о реконструкции «Пассажа», им говорили: зачем нужен еще один торговый центр, их и так много. Что вы ответите?
— Наш центр будет с культурно-выставочным уклоном. Дом печати уже выступал одной из площадок Уральской индустриальной биеннале. Ее проводит Государственный центр современного искусства. В 2012 г. этот проект станет более масштабным — в нем примут участие художники из 23 стран. И кстати, издательство «Татлин» год назад заключало договор с ООО «Татлинъ», чтобы провести на втором этаже выставку «Белая башня», в рамках которой на круглом столе обсуждались, в частности, проблемы сохранности памятников. Кроме того, мы проводим фотовыставки. В центре города таких площадей не хватает. Когда появится мансардный этаж, будем устраивать выставки и там.
Когда торгово-развлекательный центр начнет работать, вы по-прежнему будете платить агентству только за аренду?
— Да, ставка фиксированная.
А доходами от торговли делиться не станете?
— Нет. Это наш коммерческий проект. Но в идеале, конечно, если правительство РФ разрешит, хорошо бы это здание выкупить. ФЗ-73 «Об объектах культурного наследия» запрещает продавать памятники федерального значения, но в отдельных случаях это разрешается — все рассматривается индивидуально.
При перестройке помещений вас ограничивают какие-то нормы по реконструкции памятников?
— В нашем случае сложностей нет, потому что у Дома печати предметом охраны является только фасад. К счастью, мы имеем дело с памятником конструктивизма — во внутреннем пространстве не предусмотрено никаких декоративных лепок, никаких художественных элементов, нуждающихся в реставрации. Полная свобода действий.
Доходы от арендаторов окупают ваши затраты на содержание здания?
— Пока нет. На сегодняшний день Дом печати для нас — убыточный проект, но в ближайшие шесть месяцев ситуация изменится.
Михаил Старков