«Репетитор не учит, а исправляет огрехи учителя. Слабый ребенок совсем не интересен школе»
«У нас репетиторов нанимают не только отстающим, но и отличникам, по принципу «как бы чего не вышло». Нужны ли школьникам репетиторы и чего на самом деле ждать от дополнительных занятий.
В России стартовал учебный год, который вновь поднял для многих родителей тему того, чему и как обучать ребенка, чтобы в будущем он стал успешным человеком и ни в чем не нуждался. Часто именно в это время остро встает вопрос о необходимости репетиторов. О том, что представляет собой институт репетиторства и на самом ли деле школьникам и студентам нужен дополнительный учитель, изданию «Что и требовалось доказать» рассказала филолог, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО Наталья Борисенко.
— Репетитор — это всегда «второй». «Первый», безотносительно к качеству обучения, — школьный или домашний учитель. Репетитор же не столько учит, сколько исправляет огрехи «первого», добавляет недоданное, объясняет уже выученное. Всегда были ученики, которые нуждались в услугах опытного специалиста, помогающего усвоить какие-либо знания, буквально — «повторителя».
Репетиторство родилось одновременно с образованием. По большому счету им занимался еще Эразм Роттердамский, обучавший в пору нищего студенчества древним языкам. Или Джордано Бруно: именно частный ученик из венецианских патрициев донес на него инквизиции.
Конечно, сегодняшний репетитор совсем не тот, каким его изображала, скажем, русская классическая литература. Если «повторителей» XIX века можно назвать «сущими мучениками 14-го класса», то теперь это вполне себе успешные люди, процветающие бизнесмены.
Общий объем рынка услуг частных преподавателей оценивается в сумму от 130 до 200 миллиардов рублей в год. Репетиторством на постоянной основе занимается каждый второй педагог в стране. Это если оперировать статистическими данными.
По большому счету тому, кто много лет проработал в школе, никакие новые умения не потребуются. Ему предстоит заниматься тем же самым один на один с ребенком, a, значит, получать и давать мгновенную обратную связь, которая недоступна в классе, где учеников, как правило, 30-35 человек и где ни о какой индивидуализации говорить не приходится.
Однако если школьный преподаватель может 30 лет пользоваться одним и тем же учебником и допотопными разработками (что скрывать, есть и такие среди педагогов), то профессиональный репетитор, как правило, знает множество пособий — жизнь заставляет. В этом смысле он нередко более компетентен. Речь, разумеется, о лучших в профессии.
Кроме того, идеальный репетитор должен быть еще и психологом, уметь определять индивидуальный стиль обучения ученика, уметь подстроиться под конкретного ребенка. Если ребенок устал, ты должен отвлечь его от тетрадок, угостить чаем, подсунуть конфетку или даже вместе с ним попрыгать. Время от времени репетитору приходится перевоплощаться то в психотерапевта, то в циркача.
— Онлайн-обучение уже потеснило офлайн, особенно на Западе. По данным главного специалиста в этом вопросе, профессора Марка Брэя из Гонконга, рост доходов онлайн-репетиторства достигает 800% в год. Это самый быстро развивающийся сектор частных образовательных услуг.
Убеждена: будущее как раз за онлайном. Однако таким репетиторам нужно овладевать специальными технологиями. Это же настоящий переворот в обучении. И репетиторство может стать экспериментальной площадкой, обкатыванием такого образования.
— Наше школьное образование не столь плохо. К тому же дублирование государственного и частного дополнительного обучения — явление, свойственное большинству стран, разница лишь в масштабах.
На Востоке ставка сделана на коллективные формы репетиторства. Японские дети, собирающиеся получать высшее образование, с 17 до 21 часа учатся в дзюку (это такие репетиторские конторы, которые предлагают курсы по разным предметам), где повторяют пройденное с утра. У южных корейцев после обеда начинается яджа — двухчасовые занятия под надзором учителя, а около девяти вечера они разъезжаются по хагвонам — частным академиям внешкольного образования. Все эти занятия, естественно, не бесплатны.
В Европе настоящий репетиторский бум разразился в начале нулевых. Согласно данным Еврокомиссии, здесь пьедестал занимают Франция, Германия и Греция. Репетиторство докатилось даже до Африки. Например, в Кении услугами частных учителей пользуются три четверти школьников. При этом иногда доходит до шантажа: в классе дети получают лишь часть программы, остальное отрабатывается на дополнительных занятиях.
Получается, что родители во всем мире — живи они хоть в благополучном Лондоне, хоть в полунищенском Капсабете (Кения) — не надеются на государство в том, что касается школьных знаний.
Причин множество. Одна из них: массовой системе не интересны слабые, неуспевающие дети. Все занимаются одаренными — отдача больше. Растить элиту — это бренд, в результате до 70% школьников, а может, и больше, недополучают учительского внимания, знаний, навыков.
А главная причина, думаю, в том, что репетиторство сегодня в тренде. Пригласить репетитора считается модным, престижным, показателем родительской любви и родительского кошелька. Как ни странно, репетиторов нанимают не только отстающим, но и отличникам. По принципу «как бы чего не вышло».
Теги: качество жизни, мнение