Не бойтесь сказать «нет»: почему нужно перестать решать постоянные проблемы коллег
«Легче решать текущие проблемы самостоятельно, но если вы продолжите делать это, поднимаясь по карьерной лестнице, такой подход вас раздавит». Что делать с коллегами, которым вечно нужна помощь.
Хорошо чувствовать себя востребованным, но изо дня в день это становится все утомительнее и непосильнее, пишет BBC Capital. Как снизить нагрузку и освободить время, чтобы сфокусироваться на своей работе? Стоит очертить границы своей профессиональной ответственности и научиться говорить «нет» просьбам, которые выходят за рамки вашей работы, говорит Лоррейн Тилбери (Lorraine Tilbury), основатель HorsePower International, компании по личностному и профессиональному развитию.
«Если ощущение востребованности важно для вашего чувства собственного достоинства, вы будете бояться сказать «нет», — отмечает она.
Но можно попрактиковаться в нерабочей обстановке, например, в магазине: попросите у консультанта конкретный товар, который вы не можете найти, а потом откажитесь и уйдите из магазина без покупок, советует эксперт. Научитесь говорить «нет» с улыбкой. Можно сформулировать следующий ответ:
«У меня сейчас действительно нет времени, чтобы поговорить с вами прямо сейчас или поработать над заданием, с которым у вас возникли трудности. Мне нужно сосредоточиться на своем проекте», — предлагает Тилбери.
И помните, что вам не нужно извиняться. Если коллеги привыкли постоянно прибегать к вашей помощи, вам стоит быть настойчивым и вежливо, но твердо отказать несколько раз, добавляет она.
Изменить свой взгляд на вещи, взяв перерыв, советует старший программный директор вашингтонской компании Project:Time Off Кейти Дэнис (Katie Denis). Легко думать, что вы не можете уйти в отпуск, потому что работа в компании без вас остановится. Но это не поможет, если вы хотите перераспределить нагрузку и получить некоторую свободу от коллег, которые нуждаются в вашей помощи.
Взять отпуск — отличный способ по-новому взглянуть на вещи и позволить коллегам брать на себя больше ответственности, говорит Дэнис. Запланируйте отдых заранее и убедитесь, что ваши коллеги понимают, как долго вы будете отсутствовать и что им необходимо делать в это время.
Исследования показывают, что люди, за советом к которым приходят множество коллег, имеют более высокую производительность и успешную карьеру, говорит Мартин Килдафф (Martin Kilduff), профессор в сфере организационного поведения в Лондонской школе менеджмента. Так что востребованность у сотрудников может оказать ряд позитивных эффектов на вашу карьеру. Но когда ситуация выходит из-под контроля, лучше предпринять ряд шагов, чтобы не чувствовать себя обремененным личными проблемами коллег.
Стоит четко определить, сколько времени вы готовы тратить на решение подобных вопросов. Можно даже выделить специальные часы приема и подумать насчет передачи части подобных обязанностей одному-двум коллегам.
«Так вы сможете проявить навыки делегирования и лидерства и в то же время сохранить свое влияние», — рассуждает Килдафф.
Любой руководитель должен уметь решать проблемы, но топ-менеджеры редко занимаются этим лично, предпочитая развивать потенциал своих подчиненных, говорит Марк Кеннеди (Mark Kennedy), доцент кафедры стратегии и организационного поведения бизнес-школы Имперского колледжа Лондона.
«Легче решать текущие проблемы самостоятельно, но если вы продолжите делать это, поднимаясь по карьерной лестнице, такой подход вас раздавит», — говорит он.
Как избежать соблазна легкого удовлетворения, которое приходит с самостоятельным решением проблемы?
«Подумайте о человеке, который, как считаете, может решить проблему самостоятельно. Проведите с ним время до возникновения трудностей, во время их существования и после этого. Развитие потенциала других людей лучше всего работает, когда отношения гармоничны, а не только деловые», — резюмирует Кеннеди.
Перевод выполнил Андрей Пермяков / DK.RU