Рейдерство или развал бизнеса: акционеры модного бренда одежды со скандалом делят компанию
Вокруг одежного бренда Asya Malberstein разгорелся конфликт учредителей: основатель обвинила гендиректора в захвате компании, а юристы последней заявили, что создатель пыталась развалить бизнес.
В модной индустрии произошел скандал: Анастасия Швачко, основатель бренда одежды Asya Malberstein, обвинила генерального директора компании Марию Слинькову в рейдерстве. Г-жа Швачко, которая работала под псевдонимом Ася Мальберштайн, основала бренд в 2008 г.: она шила кожаные рюкзаки и продавала их через Facebook и «ВКонтакте», пишет «Секрет фирмы». С расширением своего дела она наняла надомных работниц, а затем познакомилась с г-жой Слиньковой, которая одолжила ей 200 тыс. руб. на развитие бизнеса. Позднее та предложила вести бизнес совместно и вошла в дело как партнер. Анастасия стала главным дизайнером, занималась производством и креативной стороной бренда, а Мария как генеральный директор заведовала бухгалтерией и коммерческой стороной дела. Через несколько лет компания значительно выросла, но основатель бренда заподозрила партнера в двойной игре.
По словам г-жи Швачко, они оформили бизнес в равных долях, хотя доля ее вложений была гораздо больше. В 2015 г. выручка Asya Malberstein начала серьезно расти, но денег на развитие было все меньше, рассказала она порталу Be-in.ru.
«От всех моих попыток обсудить с Марией дальнейшее развитие компании, выявить проблему, она либо уклонялась, либо реагировала в духе «ты на меня давишь, ты мне не доверяешь», — сказала Анастасия Швачко.
Основатель обнаружила вывод средств из компании — по ее словам, за прошлый год мимо кассы прошло 20 млн руб. — при обороте 4-5 млн руб. в месяц. Кроме того, Мария Слинькова, подделав подпись, вывела ее из состава учредителей, утверждает основатель бренда. Наконец, в компании долгое время отсутствовала бухгалтерская отчетность: система «1С» появилась только в 2016 г., но г-жа Слинькова ее удалила, продолжив пользоваться Excel, рассказала основатель «Секрету фирмы». Анастасия Швачко подала заявление в полицию и собирается добиваться закрытия или отчуждения товарного знака.
Текущие представители Asya Malberstein отрицают рейдерство. Как рассказал юрист компании Владимир Андреев в интервью «Росбалту», после того как у г-жи Слиньковой родился ребенок, она не могла уделять бизнесу много времени, и у г-жи Швачко «судя по всему, появилась некая зависть и недоверие, которое со временем стало только расти». Заявление в ОБЭП со стороны основательницы юрист назвал неэтичным. По его словам, выяснилось также, что Анастасия не внесла свой взнос в уставной капитал общества (5 тыс. руб. из 10 тыс.). По их иску доля г-жи Швачко перешла сначала к компании, а затем к Марии Слиньковой, которая сейчас является единственным учредителем. Основатель бренда действует исключительно в своих интересах, и происходящее юрист называет конфликтом учредителей: «Одна сторона пытается сохранить бизнес, а другая — все развалить».
Анастасия Швачко сейчас призывает людей не покупать вещи на сайте, а также через «ВКонтакте» и Facebook, и советует не строить бизнес с родственниками или друзьями, а также самостоятельно регистрировать бренд и товарный знак.
На сайте Asya Malberstein говорится, что обвинения в адрес компании и ее гендиректора безосновательны, голословны и абсурдны. Разобраться в ситуации компания пригласила информагентство «Росбалт» как незаинтересованную сторону. В компании уточнили DK.RU, что подразумевается именно редакционная публикация, финансовое вознаграждение за которую неприемлемо.
Г-н Андреев, который возглавляет Центр правовой помощи «Знак качества» добавил порталу Be-in.ru, что они не раз приглашали Анастасию к диалогу, но она не выходит на контакт. Хотя у компании также есть основания написать на нее заявление: она забрала себе рабочий компьютер, сказал он. Впрочем, по мнению юриста, обе стороны еще могут начать переговоры и о чем-то договориться.
Мнение юриста
Подобные конфликты учредителей не редкость, сказал DK.RU управляющий партнер юридической фирмы «Юста Аура» Евгений Дедков. Предварительные выводы могут заключаться только в одном: есть участник конфликта и бывший соучредитель компании, интересы которого, очевидно, нарушены, раз об этом заявлено публично, отмечает он. Потерпевшая сторона, в зависимости от действий привлеченных юристов, может организовать ряд судебных разбирательств, говорит г-н Дедков. Такие конфликты, как правило, дробятся на несколько взаимосвязанных дел, которые направлены на восстановление корпоративного контроля и утраченных прав на имущество.
Из-за конфликта пострадает бизнес компании, ожидает юрист. Если одна из сторон заявляет о незаконном переоформлении прав, то нередко она начинает рассылать контрагентам, особенно оптовым покупателям, письма, в которых говорится об отсутствии права на маркировку данным брендом. В результате третьи лица, не являющиеся участниками конфликта, могут минимизировать риски и отказаться от продажи спорной продукции, резюмирует Евгений Дедков.