«Режим самозанятых — первый шаг к тотальному контролю за доходами населения»
C 2020 г. Свердловская область присоединяется к эксперименту по введению налога на профессиональный доход. За первые девять месяцев правительству удалось собрать с четырех регионов почти миллиард.
В 2020 г. Урал примкнет к эксперименту по введению налога на профессиональный доход. Ввести налог предлагают сразу в нескольких регионах, входящих в УрФО, — Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, ХМАО, ЯНАО. Также в списке Минфина — Башкирия, Пермский край и другие области-доноры, всего 19 субъектов РФ.
По закону, самозанятыми могут стать люди, которые получают доход от своей профдеятельности в пределах 2,4 млн руб. в год и не имеют наёмных сотрудников. Ставка составляет 4% для тех, кто работает с физлицами, и 6% для тех, кто работает с юрлицами.
Напомним, налог для самозанятых в качестве эксперимента ввели с января 2019-го в четырех регионах России — Москве, Московской и Калужской областях, Татарстане. Планировалось, что эксперимент продлится до 2028 г., после этого налоговый режим распространят на остальные субъекты РФ.
Однако уже в начале октября 2019 г. спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила о том, что эксперимент показал себя хорошо, поэтому соответствующий налоговый режим необходимо ввести на всей территории России. Вместе с налоговым консультантом DK.RU разберается в особенностях нового режима и возможных рисках.
Ирина Мамина, генеральный директор «АКП Маминой» и «АКП-КОНСАЛТИНГ-ГРУПП»:
— Режим самозанятых нужен государству для того чтобы обложить налогом доходы тех, кто трудится «на себя», но без регистрации в ИФНС. Это няни, репетиторы, бухгалтеры, дизайнеры и так далее. В новом режиме есть плюсы:
— для организаций — возможность учесть в расходах выплаты самозанятым физическим лицам без страховых взносов;
— для самих самозанятых (плательщиков НПД) — легализация дохода (например, для получения кредита, ипотеки).
Введение налога для самозанятых — это эксперимент. Изначально его обкатывали на четырех регионах: Москва, Московская область, Татарстан и Калужская область. Намеренно были выбраны субъекты, где традиционно хорошо собираются налоги и высока предпринимательская активность. Теперь мы знаем, что к эксперименту подключатся еще 19 российских регионов.
Почему решили расширить действие режима для самозанятых?
Дело в том, что по итогам девяти месяцев эксперимента результаты оказались впечатляющими. ФНС озвучила такие цифры: количество зарегистрированных самозанятых в четырех регионах страны за девять месяцев превысило 200 тыс. человек. Меня также впечатлила сумма уплаченных ими налогов — 808 млн руб.
Слайд от 26 сентября 2019 г. Москва, Второй Всероссийский форум «Диалог с налогоплательщиком», который был проведен Российским союзом налогоплательщиков совместно с Общественным советом при ФНС России
Видимо, цифры впечатлили и власти, поэтому и было принято решение об увеличении количества регионов-участников эксперимента. Ожидается прибавка доходной части бюджета за счет легализации самозанятых.
Я думаю, что среди новых самозанятых наверняка есть ИП, которые перерегистрировались, чтобы уменьшить свою налоговую нагрузку. Также, скорее всего, в первой волне зарегистрированных имеются лица, которые маскируют свои трудовые отношения с работодателем под профессиональный доход в целях налоговой экономии. Эта схема очевидна, а налоговый орган не раскрывает детали статистики по самозанятым. Пока раскрыта цифра впервые зарегистрированных лиц- плательщиков НПД — около половины из числа всех самозанятых.
При разработке нового режима чиновники обещали, что для самозанятых не будет налоговых проверок. Сегодня ФНС открыто говорит, что контроль в целях борьбы с серыми схемами при участии самозанятых неизбежен и индульгенции здесь не существует.
Имеется ряд признаков, по которым будут выявлять недобросовестных самозанятых.
Один из них — работа лица только с одной организацией. Предполагается, что самозанятый должен работать со многими компаниями, хотя это требование по отношению к гражданам, не отнесенным законом к субъектам предпринимательской деятельности, кажется мне сомнительным.
Уже озвучено, что «фиктивных» самозанятых будут вычислять по графику их работы, обеденному перерыву и отпуску. Как это будут делать инспекторы на практике, пока неясно, но контроль наверняка начнется уже в следующем году.
В связи с этим возникают опасения возможной трансформации закона.
Например, министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов уже упоминал, что законом могут ввести обязательную уплату страховых взносов организациями при выплате денежных средств самозанятым. Но такое правило сразу поставит крест на тех самозанятых, которые работают с юридическими лицами, потому что компаниям станет невыгодно с ними работать.
Кому стоит стать самозанятым?
Сегодня определение статуса самозанятого сформулировано в законе достаточно схематично.
Когда только обсуждался проект закона о самозанятых, то речь шла о том, чтобы ввести в правовое поле репетиторов, нянечек, водителей и аналогичных лиц, оказывающих частные услуги гражданам. Однако в тексте закона отсутствует закрытый список профессий для определения профессионального дохода.
Закон устанавливает презумпцию видов дохода для применения налога на профессиональный доход, ограничивая граждан отдельными запретами. Например, торговая или агентская деятельность не попадает под налоговый режим. Производители готовой продукции, реализующие её на сторону, вправе стать самозанятыми. Лица, оказывающие услуги, также признаются плательщиками налога.
Появилась информация о том, что может быть создан ограниченный список профессий для использования статуса самозанятого, но, на мой взгляд, составление любых перечней — тупиковый путь, потому что невозможно учесть все возможные виды доходов.
В целом же режим самозанятых интересен для фрилансеров с целью вывода из тени получаемых доходов. Гражданин, заплативший небольшой налог, декларирует свои доходы и становится законопослушным налогоплательщиком.
Важно, что у гражданина есть выбор — либо он трудится в штате компании, которая уплачивает налоги и страховые взносы с его зарплаты в качестве источника будущей пенсии, либо человек выбирает предпринимательскую стезю, самостоятельно уплачивая налоги и страховые взносы. Или же гражданин выбирает статус самозанятого, регистрируется онлайн через сайт налоговой службы, скачивает на мобильное приложение «Мой налог» и регистрирует свои доходы в нём для расчета налога.
Да, налог на профессиональный доход не включает в себя страховые взносы. Однако никто не запрещает самозанятому быть трудоустроенным в организации и получать зарплату, которая формирует пенсионные накопления. Также не исключена возможность для самозанятого присоединиться к системе добровольного пенсионного страхования.
На мой взгляд, чем больше вариантов выбора налогового поведения имеется у гражданина, тем лучше. Хочется, чтобы новый налоговый режим, который постарались сделать максимально простым и удобным для граждан, не стал усложнён проверками и массой дополнительных условий.
Будет неправильно, если к гражданам – самозанятым будут предъявлять требования, аналогичные предпринимателям. Если женщина в декрете печет торты, то ей точно не захочется заниматься изучением налогового законодательства, бухучета и прочих нормативных актов.
Риски
Нерешённых вопросов по практическому применению нового режима достаточно. Первое — банковский контроль.
Банки, исполняя указания ЦБ, контролируют денежные переводы и платежи физлиц. При чрезмерной финансовой активности банки вправе потребовать документы, объяснения и даже заблокировать счета. У кредитных организаций отсутствует информация о статусе гражданина в качестве самозанятого. Случаи блокировки счетов самозанятых уже имели место. Мы задавали вопросы банкирам нашего региона, как они будут осуществлять контроль за самозанятыми. Ответа, к сожалению, мы не получили.
Второе: надзор и контроль. Кроме налогового контроля существуют проверки пожарной инспекции, Роспотребнадзора, прокуратуры и многих других контролёров.
Очевидно, что требования к субъектам предпринимательской деятельности неприменимы к самозанятым. Хотя, с другой стороны, права граждан-покупателей, установленные, например, законом о защите прав потребителей, должны быть защищены.
Минусом нового режима граждане называют то, что самозанятый не зарабатывает себе пенсию. Однако, еще раз отметим, никто не запрещает гражданину копить на пенсию самостоятельно через систему добровольного страхования, либо просто откладывать деньги себе на счет.
Еще одна неопределённость — как в отношении самозанятых будет действовать проводимая сейчас реформа по обязательной маркировке товаров. Ответ на этот вопрос законодатель пока не дал.
К чему готовиться
Налог на профессиональный доход — это один из шагов, направленных на организацию всеобъемлющего контроля не только за налогами компаний, но и за налогами всех физических лиц. Во многих странах уклонение от уплаты налогов серьезно карается, так что Россия движется в общемировом тренде.