«Риски очевидны». «Яндекс» сделает частично платными свои карты и навигатор
Компании, использующие сервисы в коммерческих целях, будут вынуждены за них платить. «Яндекс» рискует потерять часть пользователей: они могут перейти на бесплатные продукты.
Для использования сервисов «Яндекс.Навигатор» и «Яндекс.Карты» в коммерческих целях скоро будет необходима специальная лицензия, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на саму компанию. «Яндекс» ориентируется прежде всего на таксомоторные компании и грузоперевозчиков, а также экспедиторские и курьерские службы. Новый формат начнут тестировать уже в этом году, и после окончания тестирования разработают условия использования.
С помощью коммерческих лицензий «Яндекс» собирается монетизировать геосервисы по модели, аналогичной сервису «Карты» для бизнеса. Она позволяет применять картографические данные и технологии компании в сторонних проектах. Но фактически «Яндекс.Навигатор» уже требует платы за коммерческое использование, сказал газете владелец одной из курьерских служб. После того как количество запросов компании приблизилось к 1 тыс. к месяц, система начала работать со сбоями.
«При нашем объеме запросов мы должны были бы отдавать около 50 тыс. руб. в месяц за пользование "Навигатором", еще 120 тыс. руб. нужно было бы отдать за саму лицензию. Тогда мы купили лицензию у другого аналогичного сервиса: она стоила нам 15 тыс. руб., а ежемесячное использование — еще около 7 тыс. руб.», — сказал источник издания.
«Риски очевидны, готовы будут платить не все», поэтому необходимо будет найти баланс между уходом бизнес-пользователей и полученной прибылью, отмечают эксперты. Так, ряд пользователей отказались от картографических API (интерфейс программирования приложений) Google, когда тот перешел на коммерческую модель. Кроме того, при массовом переходе таксистов и курьеров на сервисы конкурентов «Яндекс» рискует потерять большой объем данных о пробках.
«Яндекс» последнее время экспериментирует с платными сервисами. В апреле поисковик вместе с компанией «Новая медицина» запустили сервис медицинских онлайн-консультаций, пока тот работает в тестовом режиме, и запуск полной версии будет зависеть от результатов бета-теста, писали «Ведомости».
В декабре 2016 г. компания также запустила платный поисковик для поиска и мониторинга информации для бизнеса бизнеса под названием Экстракт», но в апреле решила закрыть его. Людей интересует прежде всего мониторинг СМИ, а для этого уже есть специализированный сервис «Яндекс.Медиана», объясняли в компании.