Ритейлерам тесно в квадратных метрах
Президент торговой сети «Супермаркет «Кировский» Игорь Ковпак в минувшую среду договорился о покупке магазина площадью 1 000 кв. м в микрорайоне Академический. Это помещение интересовало и других
Президент торговой сети «Супермаркет «Кировский» Игорь Ковпак в минувшую среду договорился о покупке магазина площадью 1 000 кв. м в микрорайоне Академический. Это помещение интересовало и других покупателей — крупных торговых площадок в городе почти не осталось.
Александр Райсих, генеральный директор сети «Звездный»: «Кризис усугубил ситуацию с дефицитом коммерческой недвижимости, сдерживающим развитие торговых сетей. На 2010 г. мы уже выделили средства, чтобы купить землю в Екатеринбурге и возвести собственные магазины. И будем рады, если девелоперы предложат готовые варианты».
Небольшие помещения — от магазина у дома до супермаркета — ритейлеры чаще приобретают на вторичном рынке. Когда в январе 2010 г. сеть «Супермаркет «Кировский» закрыла торговую точку на пр. Ленина, 13а, половину освободившейся площади арендовала оптовая компании «РОСТ», развивающая собственную розницу. Помимо трех магазинов, которые уже работают, в планах компании на 2010 г. — запустить еще пять новых. Открыть две точки намерен и Александр Оглоблин, генеральный директор сети «Елисей». В январе компания начала реконструкцию арендованного помещения на ул. Волгоградская (торговая площадь — 500 кв. м) и в марте открывает там десятый по счету супермаркет.
В 2009 г. ритейлеры приспосабливались к новым экономическим условиям. В конце 2008-го торговые сети сформировали «подушку безопасности» — избыточный товарный запас по докризисным ценам, позволивший им в первом квартале 2009 г. сохранить продажи на уровне предыдущего года. В мае товарооборот начал падать — люди стали реже ходить в магазины и выбирали там более дешевые продукты. Сети, которые сумели перекроить ассортимент под изменившийся спрос и провести рекламные кампании, смогли сохранить прежнее количество посещений (некоторые — даже увеличить), но сумма среднего чека продолжала падать. В ноябре-декабре 2009 г. ритейлеры увеличивали товарооборот за счет массового снижения цен — отчасти им это удалось.
К 2010 г. каждая торговая сеть разработала свою тактику борьбы с кризисом. Александр Комиссаров, генеральный директор ТС «Мегамарт»: «В конце 2009 г. большинство операторов поняли, сколько денег они могут выделить на развитие бизнеса, сформировали планы, бюджеты и с началом 2010 г. пытаются их реализовать. Поэтому рынок недвижимости оживился. Причем активность проявляют не только федеральные сети, которые открывали магазины даже во время кризиса, но и местные. Если в 2009 г. в тендерах на аренду площадей мы пересекались в основном с Х5, то в 2010 г. мы увидели большинство регионалов».
Девелоперы подтверждают, что рынок коммерческой недвижимости возвращается к жизни, хотя тенденции пока не видят. Игорь Заводовский, учредитель компании «Малышева-73»: «Покупатели начали проявлять интерес, но сделок мало. Мы продали хорошее помещение в центре города итальянской торговой сети и получили от местного ритейлера заказ на строительство гипермаркета площадью 6 тыс. кв. м». По мнению г-на Заводовского, рынок вернется к докризисному уровню в 2011 г.