Подписаться
Курс ЦБ на 27.12
77,69
91,20

Ритейлеры переделят рынок

эксперты Валерий Бубнов вице-президент компании «Дикси» Лев Ковпак вице-президент торговой сети «Супермаркет «Кировский» Дмитрий Козинцев исполнительный директор компании «Уральский вал» Владимир М

Государство одобрило консолидацию российского ритейла и готово финансировать этот процесс. По прогнозам, в ближайшие два года доля крупнейших торговых сетей существенно увеличится за счет поглощения региональных конкурентов. Как будет выглядеть картина мира, остается только догадываться.

эксперты
Валерий Бубнов
вице-президент компании «Дикси»
Лев Ковпак
вице-президент торговой сети «Супермаркет «Кировский»
Дмитрий Козинцев
исполнительный директор компании «Уральский вал»
Владимир Мухачев
коммерческий директор ТК «КОР»
Вера Соловьева
министр торговли, питания и услуг Свердловской области

Как продуктовые ритейлеры будут работать с поставщиками?
Почему Castorama не строит гипермаркеты в Екатеринбурге?
Зачем техноторговым сетям вкладываться в сервис?

Опоследствиях мирового кризиса ликвидности применительно к розничной торговле аналитики предупреждали еще год назад. Тогда их выводы были осторожными: «наиболее вероятным представляется слабый экономический спад в США, небольшое замедление темпов роста в Европе и незначительное воздействие на экономику азиатских стран» («Делойт Туш Комацу», ноябрь 2007 г.). Прогнозы строились на основе оптимистического сценария, который работал только первые три квартала. В октябре стало очевидным, что программы развития придется корректировать.

Торговым сетям обещали консолидацию

В своем видеоблоге президент РФ ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ заявил: мировой финансовый кризис простимулирует консолидацию в российской экономике, включая сектор розничной торговли. И добавил: «Мы будем готовы принять необходимые меры и предоставить дополнительное финансирование на эти цели». Пользуясь случаем, десять россий­ских продуктовых ритейлеров попросили у Сбербанка и ВТБ кредиты на 50 млрд руб. для пополнения оборотного капитала и рефинансирования долгов. Первыми получили деньги три торговые сети, у которых отношение долг/EBITDA не превышало трех, — Х5 Retail Group, «Магнит» и «Седьмой континент». На очереди — компания «Дикси». ВАЛЕРИЙ БУБНОВ, вице-президент «Дикси»: «Ритейлеры, которым ВТБ и Сбербанк дали кредиты, фатально не пострадали и продолжат поступательное развитие. Если в октябре еще мелькала информация о том, что Х5 Retail Group отказывается от своих планов, то теперь ясно, что динамика восстанавливается, пусть и не в преж­них масштабах. Положение остальных сетей зависит от объема их кредитного портфеля и сроков погашения долговых обязательств». Объявленная президентом РФ консолидация не заставит себя ждать. По данным аналитиков, платежеспособность российского ритейла упала до минимума еще перед кризисом. Наглядный пример — история с холдингом «МАРТА». Когда в апреле 2008 г. немецкий партнер Rewe Group отказался купить принадлежащую компании сеть «Гроссмарт», «МАРТА» не смогла рассчитаться по облигациям. После двух дефолтов — технического и настоящего — «Гроссмарту» пришлось уйти с рынка, освободив место для конкурентов. Соотношение сил уже меняется. В июне ритейлеры, готовые занять площадь «Гроссмарта» в ТРЦ «Парк Хаус», встали в очередь. А в ноябре владельцам челябин­ского ТЦ «КС», где раньше тоже был «Гроссмарт», арендатора пришлось поискать. Два претендента — X5 Retail Group (магазин «Перекресток») и «Седьмой континент» (магазин «Наш») — своих намерений не подтвердили. Место занял «Мегамарт», который в 2008 г. не планировал открывать магазин в Челябинске из-за дефицита предложений по аренде. Кризис ускорил и консолидацию в региональном масштабе. В ноябре ИГОРЬ КОВПАК, владелец ТС «Супермаркет «Кировский», купил у предпринимателя НИКОЛАЯ КРЕТОВА сеть «Корзинка». Несколько позже ЛЕВ КОВПАК, вице-президент «Кировского», пообещал громкие сделки M & A в начале 2009 г. Вопрос — кого из местных ритейлеров «Кировский» может поглотить после Нового года? Игроки рынка сходятся во мнении, что один из вероятных кандидатов — сеть «Купец». По мнению экспертов, в IV квартале 2008 г. и I квартале 2009 г. продовольст­венную розницу будет сильно лихорадить. Крупные торговые сети уже пытаются увеличить отсрочку платежа до трех месяцев. Часть поставщиков отказывается работать без предоплаты, большинство пересматривает структуру затрат и повышает цены. Иностранные концерны, поставлявшие в Россию продукты питания, уже заявили о росте цен — кто с 15 октября, кто с 1 ноя­бря. То же самое делают российские производители, которые раньше брали кредиты под 10%, а теперь под 18% (а у многих и такой возможности нет). Взаимное недоверие неизбежно вызовет перебои с поставками. Механизм перевода ритейла на новые рельсы займет не менее шести месяцев. Чем все закончится, станет понятно в конце I квартала 2009 г. До тех пор цены будут расти, а ассортимент сокращаться.

Строительный ритейл упорядочит форматы

По мнению аналитиков, российский строительный ритейл, растущий на 30% в год, с поправкой на масштаб бизнеса повторяет путь продовольственной розницы. Четыре-пять лет назад стройматериалы и товары для дома продавали в основном на рынках, теперь их клиентов забирают гипермаркеты DIY (за границей формат делится на два вида: hard — для профессионалов, soft — для широкой аудитории, в России практикуется смешанный вариант). В 2007-2008 гг. начали сбываться эксперт­ные прогнозы о том, что сетевые магазины самообслуживания, универсальные и специализированные, будут вытеснять с рынка неформатную розницу. В Екатеринбурге за короткий период закрылось несколько торговых заведений («Вавилон», «Домотэкс», «Технология комфорта», Studio и др.) — их место заняли крупные операторы рынка, в том числе иногородние. К началу 2008 г. на долю ключевых игроков Екатеринбурга — OBI, «СКМ-Холдинга» («СуперСтрой», «СтройАрсенал»), КОРа, «Оборонснабсбыта» (Ритейл-порт «Докер») — приходилось около 50% годового оборота, оцениваемого в $350-400 млн.

В 2008 г. игроки отметили два события, повлиявших на рынок. Первое — запуск на месте Уралмашевского рынка гипермаркета «Дом» площадью 10 тыс. кв. м. По общему мнению, новый магазин, торгующий в основном товарами среднего и экономкласса, благодаря правильному позиционированию нашел свою целевую аудиторию. В оценках другого проекта — DIY-гипермаркета «СтройАрсенал» площадью 6,3 тыс. кв. м, ставшего якорным арендатором в ТОЦ «Вега» на Новомосковском тракте, участники рынка расходятся. Многие полагают, что владельцам бизнеса не стоило размещать новый объект в торговом центре, не приспособленном для магазинов такого профиля.

Иностранные ритейлеры, работающие на рынке DIY (Castorama, Leroy Merlin), заведений в Екатеринбурге не открыли, хотя собирались. В ноябре представители британской компании King Fisher (управляет в России сетью магазинов Castorama. — Прим. ред.) уже в который раз приезжали в Екатеринбург, чтобы получить у ВИКТОРА КОКШАРОВА, председателя правительства Свердловской области, разрешение на строительство двух гипермаркетов площадью 12 тыс. кв. м. Один из выбранных англичанами участков находится рядом с выставочным центром на ул. Громова, другой — за Кировским оптовым рынком. Ввиду занятости г-на Кокшарова переговоры вела ВЕРА СОЛОВЬЕВА, министр торговли, питания и услуг Свердловской области. По ее словам, иностранцы готовы строить магазины хоть сейчас, но их интересуют площадки без обременений (в Кировском районе надо сносить гаражи) и с подведенными коммуникациями. Г-жа Соловьева: «Выделить им большой участок земли в центре города невозможно. Мы предложили прекрасные варианты в Каменске-Уральском и Нижнем Тагиле, где они могут построить объект на 6 тыс. кв. м. Тем более что в небольших городах Castorama и Metro согласны осваивать одну площадку на двоих». Иностранцы ушли думать.

Спад в строительном ритейле Екатеринбурга начался в сентябре. Первой колебания спроса почувствовала розница, рассчитанная на профессиональных строителей, затем — магазины, торгующие элитными товарами, и, наконец, все участники рынка, независимо от масштаба бизнеса, специализации и формата заведений. ВЛАДИМИР МУХАЧЕВ, коммерческий директор ТК «КОР»: «Некоторые игроки однозначно уйдут с рынка — либо заморозят свои проекты на время, либо вообще закроют магазины. Очевидно, что все объекты непонятного формата исчезнут. Прежде всего это касается так называемых магазинов у дома. Это совершенно нежизнеспособный формат, который мог существовать только на перегретом рынке. Кризис все расставит по местам».

Техноторговые сети пересматривают планы развития

Выручка российских ритейлеров, торгующих бытовой техникой и электроникой, из-за сокращения потребительского кредитования в 2009 г. может снизиться на 14%, прогнозирует один из крупнейших коммерческих банков Goldman Sachs. Если покупку продуктов и лекарств нельзя отложить, то пользоваться старыми телевизорами и холодильниками потребитель сможет еще пару лет. Падение продаж будет связано еще и с ограниченным доступом компаний к кредитным деньгам, которые используются для закупки техники.

В начале года каждый из основных игроков — федеральных («Эльдорадо», «Техносила») и местных («Норд», «Уральский вал», «Кардинал») — строил большие планы по развитию в Екатеринбурге и других городах. Летом «Уральский вал» приобрел пять магазинов сети «Оникс» (три магазина «Оникс-трейд», принадлежавшие другому собственнику, закрылись в 2007 г.). Многие участники наращивали свое присутствие на рынке за счет органического развития и франчайзинга. В новых экономических условиях сети пересмотрят планы развития, отказавшись от проектов, выгода которых неочевидна. ДМИТРИЙ КОЗИНЦЕВ, исполнительный директор компании «Уральский вал»: «В начале года у «Уральского вала» было 23 франчайзинговых магазина в других городах. К сентябрю мы подошли к цифре 39 и сейчас на этом остановимся. Поскольку в провинции кризис будет тяжелее, чем в Екатеринбурге, где у людей, лишившихся постоянного источника дохода, больше возможностей для заработка».

От франчайзинговых схем (благодаря которым техноторговые сети, федеральные и местные, в последние годы осваивали территории) ритейлеры не отказываются, хотя признают, что стремительный рост ради роста вредит бренду, если франчайзи не оправдывает ожиданий. В конце года компания «Норд», у которой франчайзинговых магазинов в Свердловской, Тюменской, Курганской областях, ХМАО и ЯНАО больше, чем у любого из конкурентов, приступила к ребрендингу. Собственные магазины сети теперь будут торговать под вывеской «Норд», франчайзинговые перейдут под бренд «Лого». Помимо других причин конкуренты усмотрели в этом решении желание дистанцировать бизнес от недобросовестных франчайзи, чтобы не страдал имидж.

В сентябре в Екатеринбурге начала работать сервисная компания HiTechnic, подразделение техноторговой сети «Эльдорадо». По данным «Делойт Туш Комацу», инвестиции сетевых ритейлеров в сферу услуг — одна из главных тенденций западной торговли в 2008 г., обусловленная падением темпов развития основного бизнеса. В частности, сети, торгующие бытовой техникой и электроникой, развивают дочерние предприятия, которые занимаются послепродажным обслуживанием. В этом смысле «Эльдорадо» ориентируется на мировую практику. Однако инвестиции в екатеринбургскую фирму HiTechnic, превышающие $3 млн, игроки местного рынка посчитали неоправданными, равно как и стоимость услуг, рассчитанную на обеспеченных клиентов.

Как полагают игроки, 2008 г. мало чем отличается от 2007 г., если не принимать во внимание финансовый кризис. В ноя­бре продажи упали. В декабре техноторговые сети ждут роста, а с января — серьезного спада.

детали
События 2008 г. на рынке продуктового ритейла

1  Закрылась торговая сеть «Гроссмарт».
2  ТС «Супермаркет «Кировский» приобрела торговую сеть «Корзинка».
3  ТС «Супермаркет «Кировский» купила 50% торговой сети «Бест-Маркет».
4  Торговая сеть «Ашан» приобрела гипермаркет «Рамстор».
5  Мясокомбинат «Екатеринбургский» ушел с рынка.

Источник: «ДК».
Самое читаемое
  • Операторы «большой четверки» вернули безлимитные тарифы для частников и компанийОператоры «большой четверки» вернули безлимитные тарифы для частников и компаний
  • «Ленигрушка»: как работает фабрика новогоднего настроения«Ленигрушка»: как работает фабрика новогоднего настроения
  • План Минфина по сбору дополнительного налога на прибыль почти исполнен — 1,7 трлн руб.План Минфина по сбору дополнительного налога на прибыль почти исполнен — 1,7 трлн руб.
  • Суд принял решение о принудительном выселении Ларисы  Долиной из проданной квартирыСуд принял решение о принудительном выселении Ларисы Долиной из проданной квартиры
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.