Ритейлеры не понимают нового закона о торговле: как насчитывать вознаграждения?
Обновленный закон о торговле вызвал у торговых сетей много вопросов относительно расчетов вознаграждений. Сети не могут разобраться, как именно им определять это вознаграждение.
Продуктовые сети страны не могут разобраться с тем, как им определять вознаграждение в 5% от размера поставки своих партнеров по новому закону о торговле. Как сообщают «Известия», Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ, объединяет крупнейших ритейлеров страны) обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой дать разъяснения относительно расчетов ретробонусов. Кроме того, торговые сети уверены, что появятся проблемы с получением информации о размерах акцизов, которые отныне в сумму вознаграждения не включаются. Ритейлеры уверены, что рациональнее будет, если поставщики укажут эти значения в системе ЕГАИС.
Письмо АКОРТ в ФАС было направлено 11 июля 2016 года, в нем сказано, что «в результате проведенного анализа определен ряд положений закона, для правильного исполнения которых участникам потребительского рынка необходимы разъяснения Федеральной антимонопольной службы». Из письма следует, что ритейлеров волнует установление состава и расчет предельного размера совокупного вознаграждения.
Новая редакция закона о торговле вступила в силу 15 июля 2016 года. В документе введено понятие совокупного размера вознаграждений, который ограничен 5% от суммы поставки, согласно ст. 9 документа. Теперь в вознаграждение входят и услуги по продвижению товара, логистические услуги, услуги по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иные подобные услуги. При этом сумма НДС и размер акциза (для поставщиков алкоголя) из совокупного размера вознаграждения должны быть исключены.
Члены АТОР решили уточнить у контролирующего органа о правилах определения периодов, за которые рассчитывается совокупный размер вознаграждения (СРВ).
«Следует ли рассчитывать СРВ за весь срок действия договора поставки или за отдельные календарные периоды внутри его срока действия?».
Компании также не понимают, как считать СРВ при недопоставке товара, его возврате поставщику, если у продукции ненадлежащее качество, нарушена маркировка. Более того, неясно, как действовать, если изменилась стоимость логистических услуг из-за объективных факторов в течение срока действия договора поставки. Последний вопрос:
«Просим пояснить — какие услуги могут быть отнесены к указанным в законе «иные подобные услуги» и как следует в совокупности применять право на включение в размер СРВ» их стоимости.
В ФАС изданию рассказали, что две рабочие встречи по этим вопросам уже прошли. Минпромторг также должен дать свои пояснения по закону о торговле, возможно, и по этим пунктам. Источник в ведомстве подтверждал за два дня до вступления в действие нового закона о торговле — 13 июля, что пояснения от ведомства будут, но тогда их «даже еще не начали писать», не были тогда определены и пункты, которые Минпромторг намеривался прояснить.
В пятницу, 22 июля, запрос «Известий» остался без ответа.
Сергей Юшин, руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации, считает, что «если сети не знают, как рассчитывать вознаграждения, то пусть они его и не рассчитывают, а переходят на систему скидок для поставщиков».
Юшин напоминает также, что закон не обязывает ритейлеров взимать бонус с партнеров, и добавил, что пока у партнеров сетей не возникало проблем при перезаключении договоров.
По мнению ритейлеров, необходимо также урегулировать вопрос раскрытия поставщиком размера акциза для последующего вычета при расчете совокупного размера вознаграждения при поставке подакцизных продовольственных товаров — алкоголя. На данный момент величина акциза на единицу алкогольной продукции подлежит указанию в справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию. Но «оформление этого документа поставщиками на бумаге и внесение данных из справки в учетные системы торговых сетей в электронном виде весьма трудоемки», — рассказал один из ритейлеров, добавив, что в этом процессе есть «риски непреднамеренных ошибок персонала из-за высокой интенсивности и значительности объемов поставок алкогольной продукции».
Если в учете размера акциза для вознаграждения возникнет ошибка, то это может привести к увеличению совокупного размера вознаграждения.
«И последующему административному правонарушению», — добавляет другая торговая сеть.
Компании считают, что лучшим решением в такой ситуации станет размещение данных о величине акциза в единой государственной автоматической информационной системе (ЕГАИС).
«Мы не понимаем, зачем это надо, — говорит предправления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. - Размер акциза в единице продукции указан в комплекте документов, которые получает розница с каждой партией».
В пресс-службе Минфина (именно это ведомство контролирует акцизы на алкоголь) заметили, что ведомство не принимало участия в разработке закона о торговле, поэтому не может давать комментариев по нему.