Роботы-кассиры и предсказуемость клиента: названы самые инновационные банки России
Банки РФ по-разному повышают эффективность работы сотрудников и борются за клиентов и безопасность данных. Консалтинговая компания Deloitte назвала самые технологически «продвинутые» банки страны.
Эксперты Deloitte оценили 11 российских банков по следующим критериям: безопасность, аналитика (BigData, личные финансовые помощники), цифровые технологии (онлайн-кошелек, бесконтактная оплата), автоматизация (роботы в отделениях банка), геймификация (игры и квесты для клиентов) и P2P-кредитование.
Самыми высокотехнологичными эксперты Deloitte признали Сбербанк, Альфа-банк и Тинькофф Банк. За ними следуют банк «Открытие», ВТБ24, «Русский стандарт», Промсвязьбанк, Бинбанк и банк «Санкт-Петербург».
Первоначальный отбор банков производился с условием, что кредитная организация входит в топ-20 по совокупным активам и имеет как минимум 20% розничных кредитов и депозитов в своем портфеле. Об этом рассказал руководитель группы по оказанию консультационных услуг финансовым институтам Алексей Суханов.
Технологии, которые внедряют попавшие в выборку банки, разнообразны. РБК описал несколько из них.
Биометрия
Восемь банков из списка самых инновационных идентифицируют своих клиентов по отпечатку пальца и голосу. Эта возможность доступна клиентам банка «Тинькофф», Альфа-банка и Промсвязьбанка. А Сбербанк к тому же начал разрабатывать новый проект под названием «Ладошки»: он позволит детям оплачивать обед в школьной столовой одним лишь отпечатком ладони. Деньги будут списываться с карты родителей, которые, к тому же, смогут проследить, что покупает их ребенок.
Другой способ идентифицировать клиента – по голосу. В России этой технологией пользуется пока только банк «Тинькофф». Специальное устройство оценивает голос позвонившего в call-центр клиента по большому числу критериев: тембру, ритму, частотной модуляции. При такой идентификации не требуется, чтобы клиент называл свои паспортные данные или кодовое слово.
Бесконтактная оплата
Клиенты некоторых банков из списка Deloitte могут оплачивать покупки с помощью смартфона, «умных» наручных часов или браслетов. Технологию бесконтактной оплаты NFC (Near Field Communication) начали внедрять еще в 2004 году, но в России ею пользуются немногие банки.
Используя технологию NFC, банки должны помнить о балансе между комфортом клиента и его безопасностью: бесконтактная оплата не всегда безопасна, а потому на счете, который привязан к NFC-метке, не стоит держать большие суммы денег.
Социальный скоринг
Чтобы оценить платежеспособность клиента и предсказать его поведение, банки используют технологию Big Data – кредитный скоринг. За счет нее можно проанализировать поведение клиента в социальных сетях и решить, стоит ли давать ему кредит. Этот метод применяют Сбербанк, Альфа-банк и банк «Тинькофф». Планируют внедрить «Хоум Кредит» и «Уралсиб».
Изучая профили клиента в социальных сетях, банки смотрят на возраст, наличие работы, семейное положение потенциального заемщика и его окружение. В частности, производится поиск мошенников и злостных неплательщиков в списке друзей клиента. А если клиент в своих высказываниях слишком многословен, значит, он вряд ли будет дисциплинированным заемщиком, поскольку не знает, чего хочет, и не может четко сформулировать сою мысль.