Родина на любой вкус
Для некоторых граждан нашей страны эмиграция уже давно стала универсальным решением всех экономических и политических проблем. Но все же в основной массе к ней здесь относились сравнительно спокой
Для некоторых граждан нашей страны эмиграция уже давно стала универсальным решением всех экономических и политических проблем. Но все же в основной массе к ней здесь относились сравнительно спокойно. До поры до времени. 17 августа дотоле размышлявших об отъезде россиян подвигло к самым решительным действиям. В результате докризисный эмиграционный ручеек в считанные дни обратился в бурлящий поток желающих безоглядно покинуть страну. Между тем путь на Запад для многих жителей России оказался заказан. Если вы небогаты, у вас нет близких родственников за границей, либо вы не обладаете редким талантом или дефицитной профессией, ваши шансы выгодно поменять Родину исчезающе малы. Впрочем, это не мешает нашим соотечественникам рваться за рубеж с неослабевающим напором.
На почве разочарования и усталости сограждан от жизни в России сперва
взошел, а впоследствии буйно разросся иммиграционный бизнес. В
начале 90-х он развивался преимущественно в Москве (в крупных региональных центрах в лучшем случае работало не более 2-3 иммиграционных компаний). Уже к 93-94 году центральная пресса изобиловала лаконичными объявлениями примерно следующего содержания: «Помогу иммигрировать в США», «Канада. Статус + Гражданство. Гарантия = 98%» или «Чехия ПМЖ без проблем». А еще спустя некоторое время консультировать по вопросам иммиграции энергично принялись и на Урале.
Сегодня в Екатеринбурге нет недостатка в фирмах, на коммерческой основе помогающих людям сменить Родину. Не менее 4 компаний содействуют переселению сограждан в Чехию и примерно столько же — в Соединенные Штаты. На иммиграционной карте екатеринбургских компаний среди прочих государств есть Новая Зеландия, Аргентина, Австралия, Великобритания. Однако означенный ассортимент не идет ни в какое сравнение с популярностью Канады. На этом сегменте иммиграционного рынка Екатеринбурга сегодня трудятся порядка 15 компаний. И по прогнозам специалистов, их число будет неуклонно расти.
В то же время, как считают эксперты, внушают доверие не более трети из всех местных компаний, работающих с Канадой. Кустарщины в этом бизнесе всегда хватало. А после того, как государством из списка лицензируемых были вычеркнуты консультационные услуги, иммиграционный рынок стал еще привлекательнее для маргинальных предпринимателей с сомнительными деловыми качествами.
Стоит ли говорить о том, что эмиграция для решивших покинуть Родину — дело судьбоносное. При выборе компании, которой соискатель нового гражданства доверил бы свое будущее, значение имеет ровным счетом все. Каждая деталь. Вежливость сотрудников компании, их способность компетентно ответить на любой интересующий клиента вопрос, вид офиса, стоимость услуг, форма договора, платность или бесплатность первой консультации — каждый из этих и ряда других неравнозначных факторов способен определить выбор человека. Так что хамство на другом конце телефонного провода либо офис в подвале (а именно в нем расположилась одна из местных иммиграционных фирм) скорее всего отпугнут многих клиентов.
Впрочем, значительно большую опасность для них могут представлять любезные консультанты в солнечных и уютных кабинетах. В Екатеринбурге работают вполне солидные, на первый взгляд, компании, готовые обслуживать людей за полцены (а иногда за четверть) и, независимо от индивидуальных данных каждого претендента, гарантировать всем почти стопроцентную реализацию их иммиграционных планов. В том, чтобы грызть гранит науки, именуемой канадским законодательством, подобные фирмы, очевидно, не видят смысла. Их заокеанские партнеры зачастую призрачны, консультационные услуги плохо оформлены, а информация неправдоподобна.
С другой стороны, на привлечение большего числа клиентов таким компаниям сегодня уже особо рассчитывать не приходится — горький опыт общения екатеринбуржцев с одной из первых ласточек уральской иммиграции в Канаду фирмой «LMC Immigration Canada» не прошел бесследно. Напомним, что около четырех лет назад директор местного представительства названной компании, аккуратно собрав деньги с клиентов, внезапно исчез. Несмотря на все усилия местных правоохранительных органов и Интерпола, вернуть гражданам их средства так и не удалось. Доверие жителей города к иммиграционному консалтингу в целом на определенное время было всерьез подорвано. В результате некоторые соискатели канадского вида на жительство решили действовать без посторонней помощи. Однако, как оказалось, добиться подобной цели «в одиночку» совсем непросто.
Нередко иммиграция для россиян превращается в до приторности сладкую иллюзию. Ее питают соотечественники с завышенной самооценкой и несколько идеалистичным представлением о жизни за рубежом. Директор местного представительства канадской иммиграционной компании «Informedia» Александр Ремезовский считает, что вероятность положительного исхода при самостоятельной иммиграции не превышает 30%: «В основном это могут себе позволить опытные и квалифицированные программисты, системные аналитики. Вообще говоря, все зависит от того, как человек сформулирует объективные данные своего заявления. Так, как от него ждут — как это описано в толстых справочниках у консульских работников Посольства Канады, или нет. Самое неприятное здесь состоит в том, что, когда человек поймет, в чем именно он допустил ошибку, исправлять ее будет уже поздно. И тогда иммиграционной фирме будет значительно сложнее ему помочь».
Вышесказанное касается не только Канады: иммиграционные правила цивилизованных государств в основном унифицированы и во многом дублируют друг друга. Едва ли у претендента будет больше шансов при самостоятельной попытке иммигрировать в любою другую развитую страну, готовую принимать чужестранцев. Потому отказ от юридической помощи скорее всего обернется для него неудачей.
Канада
Страна кленового листа уже давно обросла множеством легенд и мифов, пленивших сердца наших соотечественников. Сегодня ею грезят большинство потенциальных эмигрантов из России. Тем временем количество отъезжающих в Канаду растет с каждым годом: в 1996 г. в эту страну иммигрировало 2457 россиян, в 1997 — 3735, а в 1998 — 4299. В Торонто, самом русском городе Канады, ныне проживают более 150 тысяч наших бывших соотечественников. Здесь выходит 10 русскоязычных газет и делается три телепередачи в неделю.
Канада — одна из немногих развитых государств, проводящих активную иммиграционную политику. В этой второй по площади (после России) стране проживает менее 30 млн человек. Потому, чтобы получить канадское гражданство, достаточно прожить в стране три года. Однако необходимо понимать, что Канада привлекает иммигрантов не из альтруизма, а сугубо из меркантильных соображений — приветствуются в основном квалифицированные специалисты и предприниматели, способные принести государству пользу. Процедура получения и оформления визы весьма непроста. Среди претендентов идет жесткий отбор. Примерно из 3 млн человек, ежегодно подающих заявления на иммиграцию в Канаду, получают визы лишь 225 тыс. (7%).
Но невзирая на то, что правила приема иммигрантов ужесточаются год от года, и все громче раздаются голоса тех, кто выступает за сокращение иммиграционного потока (а в перспективе и его прекращения), Канада тем не менее в течение ближайших нескольких лет будет оставаться страной, где можно найти уютное и безопасное место для жизни. Ведь на сегодня Канада — одна из самых экономически развитых стран мира.
В начале 1993 года канадское руководство стало проводить новую иммиграционную политику, которая действует и по сей день. Главная ее особенность в разбивке претендентов на три отдельных класса. Каждый класс совершенно независим от двух остальных. От того, в какую группу попадет потенциальный иммигрант, будет зависеть успех прохождения им иммиграционной процедуры. Кроме того что выделились категории иммигрантов, была введена система баллов, предусматривающая приоритет специалистов по профессиям, пользующимся наибольшим спросом в Канаде. Также предусмотрены определенные преимущества для тех, кто имеет там родственников. Дополнительные баллы даются за образование выше среднего и тем более за высшее (университетское). В более привилегированном положении оказываются те, кто свободно владеет одним из двух канадских официальных языков — английским или французским.
Первый из трех классов — The family class («семейное спонсорство»). Проходящий по этой категории иммигрант должен иметь близких родственников, живущих в Канаде и готовых взять на себя юридически оформленные обязательства перед государством по спонсированию иммигрирующего. Близкими родственниками в Канаде считают мужа или жену, родителей, бабушек и дедушек, женихов и невест, братьев и сестер, племянниц и племянников, а также внуков не старше 19 лет, если они не имеют родителей и не состоят в браке.
Вторая группа — The refugee and humanitarian class («беженцы»). Беженец должен доказать, что на оставленной родине существует реальная угроза его жизни и безопасности. Мировым сообществом Россия признана демократическим государством, так что беженцами нашим согражданам стать не удастся.
И наконец, The independent («независимая иммиграция»). Для того, чтобы пройти по этому классу, иммигрирующий должен соответствовать многим требованиям. Но прежде всего он должен быть хорошим специалистом с профессией, востребованной в Канаде.
Процесс иммиграции в Канаду может растянуться на срок от полугода до трех и более лет. Исходя из этого вы должны строить свои планы на будущее.
США
Приблизительно треть прироста населения Штатов обеспечивают иммигранты. За последние 7 лет только по официально оформленным иммиграционными визам в США въехали более 80 тыс. россиян. С учетом расходов на медицинскую комиссию и оплату услуг консультантов, стоимость отъезда в Штаты может достигать $800 на каждого члена семьи.
Американское иммиграционное законодательство признает право иностранца на получение гражданства США. Но добиться его совсем нелегко. Как и в случаях с другими странами, решающее значения для иммигранта имеют итоги собеседования. Произвести же на консульского работника благотворное впечатление способны далеко не все.
Особое внимание следует обратить на то, что по законам США иммиграция — это привилегия, даруемая иностранцу властями. И на законном основании эта привилегия может быть отнята у тех, кто не является гражданином США (даже если она им была дана). Более того, служба иммиграции и натурализации США (СИН) может отказать во въезде в страну даже человеку, имеющему статус постоянного жителя Америки и десятки лет в ней проживавшему — что она неоднократно проделывала, выигрывая дела в суде. И, конечно, службе ничего не стоит отклонить прошение о въезде в страну иностранца, такого статуса не имеющего. Потому лучше не идти на конфронтацию с властями, а, напротив, строго соблюдать все американские законы — особенно, в течение первых пяти лет, по истечению которых вы сможете претендовать на гражданство этой страны.
Интересно, что США — единственная страна, сделавшая право проживания на своей территории предметом игры (см. стр. 35).
Австралия
В Австралии существует сразу несколько иммиграционных программ. При этом самой популярной среди россиян остается независимая (профессиональная) иммиграция, рассчитанная на привлечение в Австралию квалифицированных специалистов, пользующихся спросом на местном рынке труда. Критерии отбора иммигрантов и иммиграционные квоты по этой программе могут меняться. И меняются — регулярно или спорадически, без всякой системы; из года в год и часто даже без предварительного уведомления.
Общие требования, которые Австралия предъявляет к своим будущим жителям довольно строги. В первую очередь, претендовать на получение австралийской иммиграционной визы могут люди, имеющие высшее и среднее специальное образование (ПТУ, техникум, училище, колледж), высококвалифицированные профессионалы с большим стажем работы по специальности. Правда, и у молодых специалистов, еще не имеющих большого трудового стажа, есть шансы. Их преимущество — молодой возраст.
Второе немаловажное требование — язык. Для людей с высшим образованием владение английским — непременное условие. Основной заявитель, которому предстоит сдавать языковой экзамен, должен уметь хорошо читать, писать, понимать и говорить по-английски.
Для специалистов высокого класса, не имеющих, однако, высшего образования (к примеру дрессировщиков, плотников, поваров, стилистов, музыкантов, фотографов, певцов, дизайнеров, ювелиров и пр.) знание английского не обязательно. Но иммиграционные власти безусловно отдают предпочтение тем, кто владеет языком.
Определенные требования предъявляются и к финансовому положению. Имеется в виду количество наличных денег, которые останутся у потенциального иммигранта после продажи своего имущества и погашения имеющихся долгов. В этом случае не учитываются пенсии, а также ежегодные процентные отчисления от возможной прибыли предприятия в будущем.
Иммиграционными властями Австралии рекомендована минимальная сумма, которой должна располагать семья, желающая получить право на ПМЖ в стране: 10.000 австралийских долларов на основного заявителя (около $6.700) и по 2.000 (около $1300) на каждого члена семьи. Помимо этого, иммигрантам необходимо будет уплатить государственный сбор в посольство Австралии при подаче документов — в размере $693 на всю семью, а также за прохождение медкомиссии — примерно по $100 за каждого человека. Основной заявитель (а иногда и его супруг/супруга) оплачивает прохождение языкового экзамена — $100 за человека. При подготовке своих документов вам необходимо будет перевести их на английский язык и нотариально заверить перевод. Что тоже потребует денег.
При желании вы можете ввезти с собой и крупные денежные суммы, например — для покупки недвижимости, в приобретении которой в Австралии не существует никаких ограничений. Достаточно оплатить налог на землю (около $2.000 в год) и коммунальные услуги. Владельцы недорогого бизнеса в Австралии платят небольшой налог на прибыль: минимальная сумма налога — около $6700.
Также дешевы в стране банковские услуги — переводы денег и операции с банковскими счетами стоят в среднем $15-20. Кстати сказать, неграждане Австралии не платят налоги на дивиденды по вкладам, а разглашение банковской тайны считается тяжким преступлением.
Препятствием для получения иммиграционной визы могут послужить заболевания основного заявителя или членов его семьи, которые требуют стационарного печения — т.е. когда это лечение будет оплачиваться австралийскими налогоплательщиками. Но проблема решается, если иммигрант в состоянии сам заплатить за медпомощь (в случаях астмы, диабета и т. п.). Отказ в визе могут также получить страдающие серьезными сердечными и легочными заболеваниями, раком, СПИДом и другими инфекционными болезнями.
Но все же главный критерий отбора независимых иммигрантов — профессия. Иммиграционную визу в Австралию трудно получить практикующим докторам (за исключением нескольких специализаций), юристам, морякам, некоторым категориям работников финансовой сферы и налогообложения. Те, кому удается пройти отбор, сталкиваются с необходимостью подтвердить квалификацию и пройти профессиональную аттестацию. В большинстве случаев результаты бывают отрицательными.
Также к некотирующимся на австралийском рынке труда профессиям относятся виды работы, которые может исполнить любой человек после менее чем шестимесячной предварительной подготовки — водители скорой помощи, пожарные, охранники, продавцы, заводские рабочие, повара закусочных, официанты, бармены, дворники, уборщики.
Рассматривая ваше дело, иммиграционные чиновники используют специально разработанную систему баллов. Определенное количество баллов присваивается за образование, дополнительные дипломы (особенно, если они получены в англоязычной стране), соответствие вашей специальности австралийским требованиям к этой профессии, опыт работы по специальности, научные степени, возраст, уровень владения английским языком, учебу в австралийских учебных заведениях. Из очков, начисленных вам по каждому из этих
ся ясно, соответствуете ли вы требованиям, предъявляемым к потенциальным иммигрантам, или нет.
Критерии отбора постоянно меняются, стало быть — меняется количество баллов, которое необходимо набрать для того, чтобы стать претендентом на получение иммиграционной визы. В настоящее время проходной балл (pass mark) — 110.
Новая Зеландия
До недавнего времени иммиграция в Новую Зеландию была практически недоступна для подавляющего большинства россиян. Иммиграционные правила были столь строгими, а требования к потенциальным иммигрантам — столь высоки, что набрать необходимое количество баллов и получить заветную иммиграционную визу удавалось считанным единицам. Однако с ноября прошлого года правительство Новой Зеландии объявило о существенных послаблениях в порядке приема иммигрантов.
Львиная доля наших граждан, стремящихся переехать в Новую Зеландию на ПМЖ, проходят по категории профессиональной иммиграции. Отбор здесь основывается на оценке личных и профессиональных данных кандидатов по бальной системе. За образование — в зависимости от уровня и времени обучения — при старом иммиграционном режиме начислялось от 10 до 12 баллов. За стаж работы по специальности — до 10 баллов: по 1 баллу за каждые 2 года трудового стажа. Возраст кандидата тоже оценивался по бальной шкале: максимальное количество баллов (10) мог получить человек в возрасте от 25 до 29 лет, а затем — минус 2 балла за каждые последующие 4 года жизни.
Главной проблемой для большинства россиян были языковые требования. Основной заявитель на иммиграционную визу обязан был сдать языковой экзамен по системе IELTS и получить за него не менее 5 баллов. Аналогичные требования предъявлялись и ко всем членам его семьи старше 16 лет, выезжающим в Новую Зеландию.
Дополнительные баллы начислялись также за образование супруга или супруги основного заявителя, за инвестиции в экономику Новой Зеландии, за наличие новозеландского родственника, готового выступить в качестве семейного спонсора, за предыдущий опыт работы в Новой Зеландии и т.д.
Проходной балл был «плавающим», объявлялся раз в неделю и одно время доходил до 29-30. Набрать такое количество очков было крайне сложно: человек должен был одновременно быть в 30-летнем возрасте, иметь гигантский стаж по престижной специальности, соответствующей его образованию, и при этом говорить на английском на уровне профессионального переводчика. В реальности из 10 супружеских пар, выразивших желание переехать в Новую Зеландию лишь одна получала предложение сделать первый шаг — начать сбор и подготовку документов в посольство.
Однако с пересмотром властями иммиграционной политики правила игры несколько смягчились.
Основной заявитель по-прежнему обязан сдавать экзамен по языку и набрать за него минимум 5 баллов. Однако члены его семьи сегодня могут этого не делать, если согласны оплатить обучения языку по системе ESOL. При этом сумма оплаты составляет от 1700 до 6650 новозеландских долларов (примерно от $1000 до $4200).
Принципиально изменилась и оценка стажа работы потенциального иммигранта. Теперь баллы начисляются за стаж трудовой деятельности, а не только за работу по специальности, как это было ранее. Минимальный стаж, за который можно получить баллы, остался прежним — 2 года.
В то же время иностранные студенты, окончившие высшие учебные заведения в Новой Зеландии без спонсорства со стороны новозеландского правительства, отныне смогут получить вид на жительство на основании своей квалификации — без обязательного прежде двухлетнего стажа работы по специальности.
Общий проходной балл, который необходимо набрать для получения иммиграционной визы, установлен на уровне 25. Как считают эксперты, это вполне реальный проходной балл, доступный для значительного большего числа претендентов. Однако кандидату в иммигранты рекомендуется еще до подачи документов в посольство получить в Новой Зеландии подтверждение своей квалификации (образования и профессии). Поскольку это может сыграть решающую роль при начислении баллов.
Италия
Эта страна сравнительно недавно «дебютировала» на рынке иммиграционных услуг. Между тем она уже пользуется большой популярностью среди потенциальных эмигрантов. Требования к кандидату в итальянцы довольно скромны: необходимо быть законопослушным и здоровым человеком, обладать квалификацией и иметь средства к безбедному существованию, а также возможности организации собственного дела.
Первым делом в Италии будет открытие и наполнение банковского счета. Причем, сделать это надо так, чтобы не иметь проблем ни с итальянским, ни с российским законодательством. Для семьи из 3-5 человек достаточным будет около 70 млн лир (примерно $38500), а для одиноких граждан — даже меньше. Эти деньги не обязательно впоследствии вкладывать в какие-либо государственные программы или переводить на государственные счета: они целиком и полностью остаются в вашем распоряжении. Вторым в списке первоочередных дел в Италии — аренда жилья: приличную квартиру в Милане можно снять за $300-400 в месяц. Однако торопиться не следует: после обретения вами статуса итальянского жителя это можно будет сделать на весьма льготных условиях и в кредит, под очень низкий банковский процент.
Важный шаг на пути обустройства в Италии — создание и активизация собственной компании. Эта процедура предполагает согласование, регистрацию и утверждение во множестве официальных республиканских и провинциальных органов Италии, а также в итальянских трибуналах и профсоюзных ассоциациях. Интересно, что необходимое при этом нотариальное заверение некоторых документов может быть произведено только в присутствии свидетелей — итальянцев строго определенного общественного и профессионального статуса, присягой подтвердивших знание русского языка. Не менее сложной процедуры требует получение важного для иммигрантов статуса «свободного профессионала». Он дает своему владельцу огромные преимущества перед обычным работниками. Его имеют лишь 6% итальянцев, получающих более 27% всех вознаграждений за труд в стране. Кроме того, обладателям этого статуса не составит труда найти работу — в них заинтересован почти любой итальянский работодатель, поскольку государство предоставляет существенные льготы при налогообложении их зарплаты.
Закончив беготню по инстанциям (а вам придется побывать в, как минимум, пяти итальянских министерствах — финансов, внутренних дел, труда и социального обеспечения, торговли и промышленности, иностранных дел, а также в органах ведения государственных реестров и т.д.), вы сможете, наконец, получить вид на жительство. В том числе — ВНЖ, разрешающий работать; пластиковую авто-идентификационную карту и итальянский внутренний паспорт. С получением всего этого вам будут доступны социальные блага итальянской системы социального обеспечения и откроется безвизовый въезд не только в страны Шенгенского союза, но и во многие другие государства — Швейцарию, Бразилию, Аргентину и пр.
В Италии есть масса перспективных видов деятельности, которыми охотно занимаются новоприбывшие иммигранты. К примеру, весьма рентабельное в Италии дело — покупка и управление небольшим отелем, магазином или рестораном. По-прежнему остаются выгодными малое текстильное производство, продажа бензина и иного горючего для автомобилей на автозаправках, строительство и работы по реконструкции. При этом в Италии чрезвычайно благоприятный налоговый климат, а уставной капитал компаний там едва ли не самый маленький среди развитых стран — 20 млн лир (1800 лир=$1). Есть и перспективы на рынке наемного труда — в основном они связаны с работой на металлургических и энергетических предприятиях, в агропромышленном комплексе и сфере услуг — в ней занята большая часть работоспособных итальянцев. Среднемесячная итальянская зарплата — чуть более 2 миллионов лир.
А безработица в Италии существенно меньше, чем, к примеру, в Испании, Греции или Португалии. От общего числа безработных граждане бывшего СССР составляют всего лишь 0,5%.
Помимо названных государств, потенциальных иммигрантов из России в последнее время весьма занимает Аргентина — поселение в этой симпатичной стране не требует больших затрат (см. стр. 36). Для тех же, кто богат настолько, что может позволить себе переместиться почти в любую приглянувшуюся ему страну, — обзор бизнес-иммиграции.
В материале использована информация газеты «Иностранец»