«Росбанк» уличен в нарушении прав потребителей
Арбитражный суд Свердловской области признал законым предписание о прекращени нарушения прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, вынесеное банку «Росбанк».
Об этом заявили в пресс-службе Управления Роспотребнадзора.
Напомним, в ноябре — декабре 2010 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области была проведена документарная проверка в отношении ОАО АКБ «Росбанк» на предмет соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей. В ходе проверки специалистами Управления в работе кредитной организации были установлены нарушения законных интересов клиентов банка.
Так, в типовой форме кредитного договора по программам «Автостатус» и «Автоэкспресскредит» содержался ряд условий, ущемляющих права потребителей: на заемщика возлагались обязанности по оплате комиссий за открытие и ведение счета, совершение операций по счету, а также расходов банка. Однако, согласно Положениям Центрального банка РФ от 31.08.1998 г. № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)», предоставление кредита физическому лицу не поставлено в зависимость от открытия счета и не влечет автоматического заключения договора банковского счета. То есть открытие и ведение счета является самостоятельной банковской услугой, в данном случае навязанной кредитной организацией заемщику, что законом «О защите прав потребителей» признается нарушением прав потребителей.
Кроме того, в типовой договор банка были включены условия, позволяющие коммерческой организации в одностороннем порядке менять очередность погашения задолженности клиента, досрочно требовать погашения кредита, менять условия предоставления кредита, что прямо противоречит статьям Гражданского кодекса РФ.
За предоставление кредита ОАО «Росбанк» установило единовременную комиссию. Поскольку рассмотрение заявки на выдачу кредита и его предоставление совершается банком в том числе и в своих интересах (поскольку кредит является возмездной услугой), то данное действие не является отдельной услугой банка, оказываемой заемщику в смысле положений пункта 1 статьи 779 ГК РФ. Кроме того, закон «О банках и банковской деятельности» обязывает кредитные организации раскрывать полную стоимость кредита с включением всех платежей заемщика. Соответственно, введение единовременной комиссии не основано на законе и является нарушением прав потребителей.
Еще одно ущемление интересов клиентов ОАО «Росбанк» допустило при включении в договор условия, обязывающего заемщика заключить договор о личном страховании и добровольном страховании автогражданской ответственности, тем самым обусловив предоставление одних услуг обязательным приобретением других. В российском законодательстве к тому же установлен только один непременный случай страхования — обязательное страхование автогражданской ответственности — и иного не предусмотрено.
Также неправомерно банк включил в кредитный договор условия, из которых следует, что банк взыскивает с клиента комиссии по операциям в соответствии с тарифами банка, действующими на дату проведения соответствующей операции. При этом тарифы публикуются на информационных стендах в офисах банка. Согласно же Гражданскому кодексу РФ сведения о тарифах должны быть предоставлены гражданам при заключении договора и не могут быть изменены в одностороннем порядке.
Кроме того, банк ограничил право гражданина на свободное заключение соглашений с организациями и банковскую тайну, вменив условиями своего типового договора в обязанность клиенту оформить дополнительные соглашения к договорам банковского счета по предоставлению сведений о счетах в иных финансовых организациях.
Данные нарушения Управление Роспотребнадзора по Свердловской области предписало ОАО «Росбанк» прекратить, а в целях подтверждения выполнения требований службы — предоставить объяснения о принятых мерах, бланки приведенных в соответствие с законом кредитных договоров и приказ об утверждении данных документов.
ОАО «Акционерный коммерческий банк «Росбанк» обжаловало данное предписание Управления в Арбитражном суде Свердловской области, однако суд отказал банку в иске и признал требования Управления Роспотребнадзора законными.
Напомним, в ноябре — декабре 2010 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области была проведена документарная проверка в отношении ОАО АКБ «Росбанк» на предмет соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей. В ходе проверки специалистами Управления в работе кредитной организации были установлены нарушения законных интересов клиентов банка.
Так, в типовой форме кредитного договора по программам «Автостатус» и «Автоэкспресскредит» содержался ряд условий, ущемляющих права потребителей: на заемщика возлагались обязанности по оплате комиссий за открытие и ведение счета, совершение операций по счету, а также расходов банка. Однако, согласно Положениям Центрального банка РФ от 31.08.1998 г. № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)», предоставление кредита физическому лицу не поставлено в зависимость от открытия счета и не влечет автоматического заключения договора банковского счета. То есть открытие и ведение счета является самостоятельной банковской услугой, в данном случае навязанной кредитной организацией заемщику, что законом «О защите прав потребителей» признается нарушением прав потребителей.
Кроме того, в типовой договор банка были включены условия, позволяющие коммерческой организации в одностороннем порядке менять очередность погашения задолженности клиента, досрочно требовать погашения кредита, менять условия предоставления кредита, что прямо противоречит статьям Гражданского кодекса РФ.
За предоставление кредита ОАО «Росбанк» установило единовременную комиссию. Поскольку рассмотрение заявки на выдачу кредита и его предоставление совершается банком в том числе и в своих интересах (поскольку кредит является возмездной услугой), то данное действие не является отдельной услугой банка, оказываемой заемщику в смысле положений пункта 1 статьи 779 ГК РФ. Кроме того, закон «О банках и банковской деятельности» обязывает кредитные организации раскрывать полную стоимость кредита с включением всех платежей заемщика. Соответственно, введение единовременной комиссии не основано на законе и является нарушением прав потребителей.
Еще одно ущемление интересов клиентов ОАО «Росбанк» допустило при включении в договор условия, обязывающего заемщика заключить договор о личном страховании и добровольном страховании автогражданской ответственности, тем самым обусловив предоставление одних услуг обязательным приобретением других. В российском законодательстве к тому же установлен только один непременный случай страхования — обязательное страхование автогражданской ответственности — и иного не предусмотрено.
Также неправомерно банк включил в кредитный договор условия, из которых следует, что банк взыскивает с клиента комиссии по операциям в соответствии с тарифами банка, действующими на дату проведения соответствующей операции. При этом тарифы публикуются на информационных стендах в офисах банка. Согласно же Гражданскому кодексу РФ сведения о тарифах должны быть предоставлены гражданам при заключении договора и не могут быть изменены в одностороннем порядке.
Кроме того, банк ограничил право гражданина на свободное заключение соглашений с организациями и банковскую тайну, вменив условиями своего типового договора в обязанность клиенту оформить дополнительные соглашения к договорам банковского счета по предоставлению сведений о счетах в иных финансовых организациях.
Данные нарушения Управление Роспотребнадзора по Свердловской области предписало ОАО «Росбанк» прекратить, а в целях подтверждения выполнения требований службы — предоставить объяснения о принятых мерах, бланки приведенных в соответствие с законом кредитных договоров и приказ об утверждении данных документов.
ОАО «Акционерный коммерческий банк «Росбанк» обжаловало данное предписание Управления в Арбитражном суде Свердловской области, однако суд отказал банку в иске и признал требования Управления Роспотребнадзора законными.