России нужны трассы «Формулы-1»
Дмитрий Тагиров, соучредитель концерна «Росграфит», обладатель Кубка России по ралли 2010 г., победитель финала Кубка Восточной Европы Автоспорт во всем мире— зрелищная, массовая дисциплина, отлич
Дмитрий Тагиров, соучредитель концерна «Росграфит», обладатель Кубка России по ралли 2010 г., победитель финала Кубка Восточной Европы
Автоспорт во всем мире— зрелищная, массовая дисциплина, отлично выстроенная, как бизнес. Ничто не сравнится с популярностью футбола и хоккея, но трансляции «Формулы-1»— на третьем месте в спортивной индустрии по рекламным бюджетам.
Я видел, как смотрят этапы гонки в Европе — в каждом кафе. Когда камера показывает питстоп или обгоны, повара и официанты застывают, а посетители замирают с ложками у рта. В России тоже смотрят, но ощущения праздника, сопричастности нет. Почему? Да потому, что «Формула-1» у нас, при том что есть люди, досконально в ней разбирающиеся,— явление отдаленное. Да, можно посмотреть трансляцию, можно даже самому поехать на этапы. Но трасс-то в России нет!
Проведу аналогию с футболом. Пока наша сборная в лучшем случае выходила из первого круга, интерес не зашкаливал. Когда начали выигрывать, футбол стал чуть ли не национальной идеей — и что творилось на улицах после значимых побед! Я как-то ехал по городу после такого выигрыша— это настоящий карнавал: все целуются-обнимаются, сотни сигналящих машин, девчонки топлес с российскими флагами в руках.
Сейчас у нас есть поля международного уровня, на которых мы можем проводить мировые соревнования, качественно тренировать подростков, воспитывать таланты. И интерес к футболу растет, как бы ни играла сборная. А к автоспорту такого внимания быть не может в принципе — нет гоночных трасс мирового уровня в регионах. Да и обычных кольцевых нет, а там, где они построены, им еще нужно обрастать инфраструктурой. А вот в Италии из любой точки страны без проблем можно поехать в уик-энд на профессиональную трассу и погонять там даже на своей гражданской машине, чтобы почувствовать реальную обстановку «Формулы»— моментальные ускорения и торможения. Подчеркну: на безопасном треке, где нет других участников движения, которым ты можешь вылететь наперерез. Это формирует образ мышления водителя: проехав по трассе сам, ты задумаешься о прохождении хитрых связок и в следующий раз обязательно захочешь посмотреть, как трассу пройдет профессионал.
Каждый водитель в городе так или иначе отождествляет себя в какие-то моменты с гонщиками «Формулы-1»— со светофора быстро уйти, перестроение сделать с понижением передачи и акселератором в пол, чтобы мотор выходил на повышенные обороты. В любом человеке, если он хоть раз видел трансляцию соревнований, есть этот элемент подражания, равнодушным невозможно оставаться.
Моя позиция такова: в каждом российском мегаполисе должна быть профессиональная трасса, чтобы можно было принимать этапы международных соревнований. Если сегодня такой турнир пройдет в Екатеринбурге, завтра в Красноярске, послезавтра в Москве, у нас сформируется прослойка болельщиков. Посмотрев на заезды у себя в городе, люди начнут следить за всеми соревнованиями в серии, по-иному относиться к автоспорту. Вот она, глобализация налицо. Второе предназначение таких трасс— чтобы стритрейсеры гнали не к светофорам на городских улицах выяснять отношения, а на безопасные треки (даже если ошибешься на торможении или превысишь скорость на дуге, улетишь в безопасную зону без драматических последствий).
От трасс и национальная экономика получит выгоду. Чем отличается российский юг от Турции? Климатически— мало чем, а по туристической инфраструктуре безнадежно отстает. Но сейчас одна только инфраструктура уже не способна привлекать туристов. Когда вы в пятый раз приедете в Турцию, вас уже отели перестанут интересовать, и вы так или иначе заинтересуетесь этапом «Формулы-1», который там проводится, и решите приезжать еще.
Другая сфера интересов— права на трансляцию. «Формула-1» и авторалли — уже сформированная сфера интересов русских бизнесменов национального масштаба. Они вкладываются в покупку этих прав. Региональные компании, которые будут инвестировать в строительство трасс и инфраструктуры в своих городах, тоже сумеют извлечь из этого доход, поскольку трассы за рубежом— прибыльные объекты.
А еще можно проводить кольцевые гонки разного уровня каждое воскресенье: местные, федеральные, международные. Все зависит от менеджмента. Помню, решил я как-то научиться ездить на мотоцикле на гоночном треке в Брно— звонил туда неоднократно, и всякий раз мне говорили, что времени свободного нет. Все расписано, потому что это выверенный бизнес-процесс. В Европе давно сложилось общество любителей автоспорта. Когда у нас такое же появится, автоспорт превратится в солидный бизнес. И поскольку без автотрасс сообщество не возникнет, начинать надо именно с них.
Колонка написана специально для «Делового квартала»