Подписаться
Курс ЦБ на 26.11
103,79
108,87

Российские платежные системы сдают позиции

В конце октября 2005 г. Уралприватбанк приступил к выпуску карт международной платежной системы (МПС) Visa International. До этого он эмитировал карты российской системы «Золотая корона». От

К октябрю 2005 г. банки Свердловской области эмитировали почти 1,8 млн пластиковых карт1. Это на 31% больше по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. Карточный рынок в регионе растет, но «локомотив», толкающий его вперед, сменился: майка лидера перешла от российских к международным платежным системам.

В конце октября 2005 г. Уралприватбанк приступил к выпуску карт международной платежной системы (МПС) Visa International. До этого он эмитировал карты российской системы «Золотая корона». От выпуска последних банк отказался, более того, все ранее эмитированные карты заменил на Visa.

ВИТАЛИЙ ВОЛЕГОВ, начальник управления международных пластиковых карт Уралприватбанка, рассказывает, что решение переходить на международные карты принято давно: УПБ около года рассматривал различные варианты сотрудничества с МПС. В кредитном учреждении признают: по совокупным затратам Visa обходится дороже «Золотой короны». Но банкиров уже не прельщает относительная дешевизна российских платежных систем (РПС). Когда зарплатные проекты УПБ перевели с российских карт на международные, тарифы для старых клиентов оставили прежними. По словам Виталия Волегова, затраты должен компенсировать больший доход, который приносит эмиссия Visa благодаря высокому спросу.

Региональные банки переходят на выпуск международных карт

Местные банки в последние годы один за другим вступали в Visa и MasterCard. Уралприватбанк, как считает Виталий Волегов, стал последним — все, кто собирался активно продвигать пластиковые карты в Свердловской области, уже заключили договоры с МПС. К концу первого полугодия 2005 г. Visa стала абсолютным лидером по числу держателей карт в регионе (43%). С конца 90-х гг. в ряды членов этой платежной системы вступили ВУЗ-банк, Уралтрансбанк, Уральский Банк Реконструкции и Развития, «Северная казна», Банк24.ру, «Драгоценности Урала», Гранкомбанк, «Кольцо Урала», Первоуральскбанк, Свердловский Губернский банк. С декабря 2004 г. эмитировать карты Visa начал СКБ-банк. Весной 2005 г. в Visa повторно вошел Уралвнешторгбанк — в прошлом ярый противник экспансии МПС в России и пионер продвижения Union Card на рынок области. У MasterCard участников меньше, но специалисты убеждены, что это просто вопрос времени.

Практика показала: вступив в международную платежную систему, кредитные учреждения почти полностью переводят на нее свою эмиссию. СКБ-банк, который пока не заявлял об отказе от Union Card, с декабря 2004 г. выпустил свыше 110 тыс. карт Visa, а количество российских карт осталось на прежнем уровне — около 80 тыс. Ростчисла членов МПС в регионе привел к печальному для их российских собратьев итогу — сокращению доли рынка. В результате если на начало 2004 г. на отечественные платежные системы приходилось 60-70% рынка (по количеству клиентов), а Visa и MasterCard в совокупности контролировали 30%, то к концу первого полугодия 2005 г. доля «иностранцев»увеличилась до 53%, а «россиян» — упала до 40%. В Уральском банке Сбербанка России наш регион даже стали называть «Visa-ориентированным».

Среди отечественных платежных систем больше всего держателей карт у Union Card и Accord (на конец первого полугодия 2005 г. — соответственно 24 и 10%)2. Как отмечают специалисты, в Свердловской области Union Card сдает позиции быстрее, чем Accord. Активно эмитировать Union Card в Екатеринбурге продолжают только Уралвнешторгбанк и банк «Екатеринбург». УВТБ заявляет, что намерен и дальше продвигать отечественную карту в тех городах, где она уже представлена, и «оборонять свою долю рынка». Однако в регионах, не охваченных Union Card, как, например, Челябинская область, кредитное учреждение не будет вкладываться в создание инфраструктуры и сразу предложит клиентам карты Visa. Екатеринбургский муниципальный банк пока остается абсолютно преданным Union Card. Входить в МПС он не собирается. ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВ, помощник президента Екатеринбургского муниципального банка: «Систему эту мы развиваем давно, эмитировали более 90 тыс. карт, она нас полностью устраивает». ЕВГЕНИЙ БОЛОТИН , заместитель председателя Уральского банковского союза, объясняет, что Union Card выгодна ЕМБ из-за дешевых тарифов, предоставляемых держателям карт: банк организует зарплатные проекты для бюджетников.

«Человеку с зарплатой в 3 тыс. руб. не по карману платить $3 за снятие денег в «чужом» банкомате», — подчеркивает г-н Болотин. Остальные эмитенты не выразили подобной привязанности к Union Сard. СКБ-банк от выпуска этих карт полностью не отказывается, но и специально продвигать их на рынке не намерен. СЕРГЕЙ МАМАЕВ, начальник управления банковских карт департамента розничного бизнеса СКБ-банка: «Насильно сворачивать эмиссию никто не будет. Но как бизнес мы будем активно развивать Visa. Думаю, доля отечественных карт у нас и дальше будет сокращаться». Еще один эмитент Union Card, Свердлсоцбанк, в конце 2005 г. вошел в состав Уральского Банка Реконструкции и Развития (подробнее об объединении банков — на стр. 12). Теперь вопрос о том, выпускать российские карты или нет, УБРиР решает повторно (в 2002 г. банк уже отказался от выпуска Union Card).

ЮЛИЯ ВАСИНА, начальник отдела развития карточных технологий УБРиР: «Возможно, эмиссию мы переведем на международные карты. Решение зависит от экономической целесообразности и от того, готова ли российская платежная система идти навстречу банку».

Эмитенты карт на основе технологической платформы Accord держат строй лучше. В Екатеринбурге их трое: два местных банка — «Северная казна» и «ГРАН» — и филиал ОАО «УРАЛСИБ». ДМИТРИЙ ПОТУРАЙКО, заместитель управляющего екатеринбургским филиалом ОАО «БАНК УРАЛСИБ»: «Ни одно из этих кредитных учреждений от выпуска российских карт пока не отказывалось». Все три банка предлагают клиентам международные карты, но и российские как минимум перевыпускают. Впрочем, Дмитрий Потурайко признает: УРАЛСИБ в Свердловской области делает акцент на продуктах МПС и эмиссия международных карт в несколько раз превосходит выпуск российских.

Карты платежных систем «Золотая корона» и STB-card в Екатеринбурге сейчас не эмитирует никто. STB-card в регионе продвигал Золото-Платина-Банк, работал с этой платежной системой и Мечел-банк, в состав которого входит ЗПБ. Сотрудничество прекратили. В пресс-службе кредитного учреждения подтвердили: дальнейшие планы по развитию карточного бизнеса Мечел-банк связывает с Visa и MasterCard.

В конце июня 2005 г. выпускать и обслуживать «Золотую корону» перестал Банк24.ру, в октябре — Уралприватбанк. «Платежная система не выдержала борьбы не только с международными, но и с российскими конкурентами. Сегодня в Екатеринбурге нет широкой инфраструктуры для обслуживания этих карт», — поясняет НАТАЛЬЯ НАГИМОВА, начальник управления розничного бизнеса Банка24.ру.

При выборе платежной системы цена отходит на второй план

Причины, по которым банки Свердловской области сокращают объемы эмиссии отечественных карт, можно условно поделить на две группы: глобальные — не устраивает сама организационная структура систем и условия сотрудничества, и локальные — падает спрос со стороны местных клиентов.

Евгений Болотин отмечает, что российские системы принадлежат обычно нескольким лицам или предприятиям, в то время как МПС — это ассоциация банков. Евгений Болотин: «Union Сard, «Золотая корона», STB-card — все это частные предприятия, их владельцы могут, как говорится, творить что угодно. Участники и основатели Visa — кредитные учреждения, они требуют от аппарата то, что нужно им, а не аппарату.

Российская система идет на поводу у собственников, заинтересованных в получении прибыли». Все технологии, функции управления платежной системой, как и создание правил работы с ней, сосредоточены в руках одних и тех же лиц, — это и не устраивало банкиров. Собственник, напоминают эксперты, однажды может просто-напросто закрыть компанию. «На Union Card основывать долгосрочные программы было нельзя», — считает Сергей Мамаев.

В 90-е гг. вступить в российскую платежную систему было гораздо проще и дешевле, чем в международную. «В свое время начать эмиссию Union Сard можно было, затратив $10-20 тыс., — вспоминает Сергей Мамаев. — Войти на эти деньги в Visa совершенно нереально». Евгений Болотин вообще уверен — Union Сard завоевывала рынок исключительно за счет низких цен: «Но это означало, что система экономит на безопасности, маркетинге, продвижении».

Расходы банка на вступление в платежную систему и дальнейшее взаимодействие с ней складываются из множества позиций — от комиссий за авторизацию и клиринг до затрат на программное обеспечение. Юлия Васина, сравнивая условия работы с Visa и Union Card, пришла к выводу: дешевизна РПС — устаревший стереотип. «Сегодня цена пластиковой заготовки Union Card в несколько раз выше, чем международной карты. Тарифы для банков-участников также менее выгодны, — поясняет г-жа Васина. — Например, половину денег, уплаченных эмитентом эквайеру (за то, что тот выдал наличные по карте эмитента), забирает себе Union Card. В МПС такое вознаграждение полностью переходит от одного банка другому».

Российские системы, по мнению екатеринбургских банкиров, не выдерживают конкуренции с МПС ни по степени безопасности, ни по внедрению новых технологий, ни по уровню маркетинговой поддержки.

ДАНИИЛ САНДЛЕР, заместитель председателя правления Уралвнешторгбанка, полагает, что главная причина, по которой отечественные ПС стали упускать рынок, не объективная (рост благосостояния граждан и увеличение числа выезжающих за рубеж), а психологическая. «Все много говорили и писали о международных платежных системах, их экспансии и о том, что они неминуемо захватят рынок. Вот это и произошло. МПС победили в психологической войне, грамотно провели многолетнюю PR-кампанию. В то время как отечественные ПС почивали на лаврах, получив значительную долю рынка в конце 90-х гг., и не занимались продвижением», — говорит Даниил Сандлер.

Нельзя также игнорировать и изменение спроса. Visa или MasterCard все чаще выбирают не только физические лица, но и руководители предприятий — для зарплатных проектов. Виталий Волегов подметил такую закономерность: небольшие компании, где персонал получает зарплату выше средней по рынку, предпочитают международные карты. «Топ-менеджеры таких фирм выбирают не то,что проще и дешевле для предприятия, а то, что удобнее и нужнее его сотрудникам как людям, которые много ездят, многопокупают, имеют опыт работы с банками», — объясняет г-н Волегов.

Как подчеркивают эксперты, МПС стали особенно интересны банкам в тот момент, когда последние всерьез занялись розничным рынком. Российские платежные системы процветали на Урале, пока для кредитных учреждений приоритетной была работа с юридическими лицами — крупными предприятиями. Карты использовали исключительно для обналичивания зарплаты, а главным требованием к платежной системе была минимизация издержек. Сейчас карта МПС — один из способов привлечь в банк людей со средним и выше среднего уровнем дохода: она должна обеспечивать широкий географический охват, быть максимально функциональной и удобной в использовании.

Наталья Нагимова: «Наши клиенты — это активные деловые люди, часто выезжающие в командировки или на отдых в другие страны. Для них неприемлема локальная российская платежная система, карты которой не принимаются к оплате за рубежом». Клиентам — физическим лицам важна возможность безналичной оплаты товаров и услуг. Сергей Мамаев: «Сеть обслуживания карт в торговле сегодня развивается почти исключительно за счет международных платежных систем».

У российских платежных систем есть шанс вернуть популярность

Эксперты разделились на два лагеря. Одни утверждают, что российские системы утратили свои позиции окончательно и бесповоротно, другие уверены: падение популярности временное и у отечественных операторов еще есть шанс реабилитироваться. Дмитрий Потурайко: «Любой банкир, кто хоть раз договаривался о зарплатном проекте с использованием международных карт, подтвердит: далеко не все руководители предприятий довольны комиссией в $3, установленной в МПС на снятие денег в «чужом» банкомате».

Уралвнешторгбанк продолжает поддерживать идею своего бывшего собственника и руководителя ВАЛЕРИАНА ПОПКОВА — России нужна собственная, национальная платежная система. Даниил Сандлер: «На мой взгляд, клиенту полезно иметь две карты: международную — подороже и с большими возможностями — и отечественную — подешевле, но для конкретных целей, скажем, для коммунальных платежей, кредитов». Дмитрий Потурайко приводит в пример европейские рынки, где банковские карты появились свыше 50 лет назад. «Там в каждой стране наряду с международными успешно действуют локальные платежные системы. Подойдите к любому банкомату: на нем будет 15 разных наклеек, из которых больше половины вам незнакомы», — поясняет г-н Потурайко.

Защитники РПС предлагают несколько путей оздоровления ситуации. По мнению Даниила Сандлера, российские платежные системы могут сохранить свои позиции и даже отыграть упущенное, если на их основе будут запускаться новые успешные проекты. Г-н Сандлер: «Шансы я оцениваю как 50 на 50. Когда банки, представляющие Union Card, начнут активно выпускать кредитные карты не в качестве VIP-услуги для людей с зарплатой, превышающей $1 тыс., а как массовый продукт, тогда система получит второе дыхание». Даниил Сандлер напоминает: многие банки, отдав приоритет МПС, тем не менее сохранили возможность эмитировать отечественные карты, а значит, всегда способны увеличить объемы выпуска. Например, как рассказал Виталий Волегов, «по просьбе российской платежной системы» Уралприватбанк не стал разрывать с ней отношения, а как бы заморозил их: «Мы будем по-прежнему выдавать наличные по картам «Золотая корона», выпущенным другими банками».

Иной вариант «реабилитации» отечественной карты — объединить ее с международной. Такой продукт на базе технологии Accord собирается в этом году вывести на рынок УРАЛСИБ. Дмитрий Потурайко: «У нас есть совместный проект с MasterCard — карты, которые будут работать как в этой системе, так и в Accord. Они будут обладать и микрочипом, и магнитной полосой, соответствовать всем международным стандартам. Это позволит совместить сервис международных платежных карт и более выгодные тарифы российской платежной системы».

Россия должна иметь свою национальную платежную систему, уверен г-н Болотин: «Мы к этому придем, но это не вопрос 1-2 лет, а проект на десятилетия». Успех как в пределах страны, так и в рамках Свердловской области, на взгляд г-на Болотина, может получить ПС, созданная на тех же принципах, что и международные системы, — ее собственниками и учредителями должно быть значительное число банков.

Сбербанк России в октябре прошлого года объявил, что запускает свою внутреннюю платежную систему «Сберкарт» для любых других российских банков. Управлять ПС будет специально созданное ЗАО «Сберкарта», в капитале которого доля Сбербанка составила 26%. Аналитики расценили этот шаг как очередную попытку сформировать платежную систему со статусом национальной. О намерении вступить в ПС уже заявили 50 банков и процессинговых компаний.

Кредитные учреждения Свердловской области пока предпочитают наблюдать за процессом со стороны. Евгений Болотин поясняет, что банкам неинтересно входить в ПС, которая еще «не понятно, как будет развиваться». К тому же вступление в «Сберкарт» потребует от претендента дополнительных инвестиций.

Сергей Мамаев: «Например, банк создал собственный процессинговый центр для Visa, он сможет использовать эти же технологии и для MasterCard. А вот система «Сберкарт» не ложится на имеющиеся сейчас у банков технологические решения».

Наконец, кредитные учреждения просто не спешат развивать платежную систему чужого банка. Теоретически «Сберкарта» может быть привлекательной для регионального кредитного учреждения. Если банк небольшой и перед ним стоит задача создать несколько зарплатных проектов, но нет средств на построение собственной инфраструктуры, можно в принципе вступить в систему Сбербанка и пользоваться его инфраструктурой. В Уральском регионе у этого кредитного учреждения свыше 470 банкоматов и 590 пунктов выдачи наличных, 1 тыс. торгово-сервисных предприятий, принимающих карты к оплате. Система «Сберкарт», как прогнозирует Евгений Болотин, имеет шансы стать популярной среди банков, работающих в городах, где слабо развит рынок пластиковых карт и при этом много отделений СБ РФ. Правда, назвать такие населенные пункты в Свердловской области специалисты затруднились.

Самое читаемое
  • Могут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений КоганМогут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений Коган
  • В центре Екатеринбурга построят 30-этажный отель. Это проект бизнес-партнера ДацюкаВ центре Екатеринбурга построят 30-этажный отель. Это проект бизнес-партнера Дацюка
  • Уволены гендиректор «Яковлева» и управляющий директор «Туполева»Уволены гендиректор «Яковлева» и управляющий директор «Туполева»
  • Старый смартфон на новый холодильник: ритейлеры посмотрели на трейд-ин по-новомуСтарый смартфон на новый холодильник: ритейлеры посмотрели на трейд-ин по-новому
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.