Российского чуда нет и не будет - 21.03.2005
Кто сказал, что западное управленческое ПО хуже, чем российское? От пафосных патриотических речей страдают предприниматели.В последние годы часто заходит речь о некой уникальной российской специфик
В последние годы часто заходит речь о некой уникальной российской специфике, неповторимых российских бизнес-процессах, которые не похожи ни на что в мире. Следовательно, и подход для них нужен особый, взращенный на родных просторах. Дескать, ни одна западная программа управления предприятием не способна понять российский бизнес и уж тем более способствовать его успеху. Единственный путь для наших компаний — использовать отечественные разработки.
С таким патриотизмом я абсолютно не согласен. Нет и не может быть никакой национальной специфики в развитии бизнес-процессов! Любой бизнес работает во всем мире по единым законам. Существующие до сих пор в нашей стране схемы ухода от налогов не есть «российское чудо» — теневые технологии не могут поддерживаться уникальными системами управления производством. А все остальное работает одинаково что на Западе, что у нас: закупили сырье — положили на склад — отправили на производство — переработали — получили готовый продукт — продали клиенту.
Мое желание открыто и резко высказаться на эту тему продиктовано вовсе не тем, что наша компания продает и внедряет западное программное обеспечение. От пафосных патриотических идей
отечественных производителей предлагаемые нами продукты не поблекнут. Обидно за тех предпринимателей, которые в этом секторе еще не ориентируются и верят распространенному мнению — для того, кто не планирует выходить со своим товаром или бизнесом за рубеж, лучше использовать недорогие отечественные системы программного управления, а западные нужны лишь тому, кого интересует мировой рынок.
Дилемма «патриотизм — космополитизм» в вопросах программного обеспечения стала актуальна в последние пять-семь лет. Сектор ПО в России начал активно развиваться, в него включились предприятия так называемого среднего и малого бизнеса. Крупнейшие корпорации, число которых ограничено, озаботились вопросами программного обеспечения управления производством давно и решают их довольно успешно. Но основная часть компаний заинтересовалась этим вопросом совсем недавно. Пришло понимание — системы подобного рода необходимы для эффективной работы. Массовый спрос и породил продукты российских программистов, следом начала внедряться идея уникальности отечественных бизнес-процессов.
Компаний, производящих системы управления, в России много. Появился даже термин для обозначения выпускаемого ими продукта: интегрированные системы управления и планирования ресурсов предприятий. Эти компании очень любят рассказывать о своих проектах. К примеру, «Наумен» три или четыре года назад объявил, что разрабатывает собственную ERP систему, адаптированную к условиям российского бизнеса и настолько уникальную, что все предприятия начнут только ее и устанавливать. Распространяться она будет едва ли не бесплатно и тем самым поставит крест на всех подобных программах зарубежных приозводителей. Однако о результатах проекта ничего не сообщается.
Вся беда в том, что, заявляя о национальной уникальности, мы не учитываем временной разрыв. Многие западные компании работают на этом рынке по 20-30 лет, тогда как в России его осваивают 5-7 лет. Легко посчитать количество усилий, вложенных разработчиками ПО. Например, в отечественной фирме — 50 программистов, в течение трех лет они создают какую-то систему. Получается 150 человеко-лет. Берем западную фирму — штат программистов 8 тыс. чел., решающих задачу более 30 лет. Итоговые результаты — 150 и 240 000 — несопоставимы. Наши изобретают велосипед, в котором ничего принципиально изменить невозможно.
Мы тщательно анализировали рынок, смотрели многое российское ПО. Выяснили, что большая часть представляет собой не законченный продукт, который сразу можно применить на предприятии, а некую программную среду. В ней есть возможность использовать языки программирования и некие алгоритмы, заложенные разработчиками, но при этом придется создавать свою систему для каждого предприятия.
Мы сейчас говорим не о выгодах конкретных производителей российских систем программного обеспечения. Я им желаю всяческого счастья. Мы говорим об интересах потенциальных клиентов, которые со всех сторон слышат призывы покупать отечественный продукт.
Мы усиленно на протяжении последних 15 лет строим у себя развитой капитализм. Во многом копируем 10-30-летний опыт западных стран, делая это вполне сознательно на уровне правительства страны. Как ни дороги патриотические идеи, бизнес-процессы накануне вступления России в ВТО унифицируются. Иностранные компании хотят, чтобы российские предприятия-партнеры работали по западным стандартам. Уникальное, но непонятно как работающее ПО только затормозит развитие бизнеса.
Идея великой русской державы, конечно, хороша. Я тоже патриот страны, мне бы очень хотелось, чтобы у нас были лучшие программисты, лучшие машины, все лучшее. Но, может быть, стоит сосредотачивать усилия в тех секторах, в которых у нас есть паритет или преимущество, а не изобретать чудо-велосипед.