Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

Россияне тратят на отдых и развлечения в 2 раза меньше европейцев. Спрос — на кино и театр

Россияне тратят на отдых и развлечения в 2 раза меньше европейцев. Спрос — на кино и театр
Иллюстрация: pixabay.com

Рынок экономики впечатлений растет в большинстве стран мира. Люди хотят смотреть, учиться, получать эмоции. В России культура и отдых как часть семейных расходов, увы, далеко не на первых местах.

Российские семьи тратят на культуру и отдых более 6% бюджета, в структуре ВВП это чуть больше 2%, что выглядит весьма скромно на фоне развитых стран. Как на самом деле обстоит дело в сфере отдыха и получения эмоций в России, узнали в Институте управления государственными ресурсами НИУ ВШЭ. Потенциал отечественной экономики впечатлений описаны в XX Апрельской международной научной конференции. Главное из документа — в материале DK.RU.

В современном мире впечатление — это новое экономическое предложение, занявшее четвертое место после сырья, товаров и услуг. Экономика впечатлений включает в себя культуру, туризм, ресторанный, музейный, выставочный бизнес. Товары и услуги теперь не просто продают, а продвигают на рынке при помощи эмоций, которые получает человек при взаимодействии с ними. Люди не могут жить без эмоций, так что они готовы платить за свои впечатления.

С точки зрения потребления выделяют четыре области впечатлений:

Развлечение. Товар или услуга соотносится с чем-то положительным в сознании потребителя. Например, просмотр рекламного ролика вызывает положительные эмоции и желание купить товар.

Обучение. Потребитель целиком поглощен процессом, он выполняет различные действия для получения знаний и умений (обучающие программы, развивающие игры и т.д.).

Уход от реальности. Человек целиком погружен в процесс и активно в нем участвует. Например, абонементы в фитнес-центры покупают не только для получения физической нагрузки, но и для «покупки» эмоций от самих занятий.

Эстетика. Люди погружаются во впечатления, но остаются при этом пассивными. Например, человек заходит в кофейню не только для того, чтобы выпить кофе (это можно сделать и дома), но и для того, чтобы побыть в уютной обстановке, получить новые эмоции.

В России самые распространенные типы впечатлений — развлечения с моделью пассивного поглощения и получения ощущений извне. Потребитель при пассивном участии не оказывает влияния  на само представление. Поглощение же возникает, когда впечатление переносится во внутренний мир человека и удерживает его внимание. Например, это кино и театр.

В последние годы растет востребованность активных моделей, подразумевающих обучение и уход от реальности. Растет интерес к иммерсивным театрам, курсам в школах кулинаров, квестам и прочим интерактивным практикам.

Сколько тратится на развлечения

С 2004 по 2017 год расходы российских семей на культурные мероприятия и организацию досуга выросли в 5,1 раза в номинальном выражении и в 1,8 раза в реальном. Доля этих трат в общих расходах семейных бюджетов возросла с 5,9% до 6,4%, реагируя на изменение уровня благосостояния граждан: пик (7,4%) в 2008 году, обвал в кризис 2008-2009, восстановление до 7% в 2013-м и новое падение на фоне экономических потрясений 2014-2015.

В странах Евросоюза на впечатления и эмоции тратят заметно больше: в Великобритании семья тратит на эту графу бюджета 11,1%, в Австрии 10,1%, в Германии 9,1%. Впрочем, показатели, близкие к европейским, наблюдаются в отдельных российских регионах.

У жителей Московской области развлечения и отдых «отбирают» 14,9% от всех расходов, в Хабаровском крае это 9,7%, в Ярославской и Свердловской областях 9,4% и 8,9%. Жители Санкт-Петербурга тратят на развлечения и эмоции 7,7%, Ленинградской области 7%, Москвы — 6,5%. Минимальные показатели в Рязанской области (2,9%) и республиках Северного Кавказа (Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия — около 2,5%).

В структуре ВВП доля расходов населения на культурные мероприятия остается стабильной в большинстве передовых стран, это около 5% в последнее десятилетие. Исключением стали только Норвегия, Новая Зеландия, США, Великобритания и Греция, там расходы растут быстрее среднего. В России в последние пять лет этот показатель едва превысил 2%.

Россия сегодня оказывается неконкурентоспособна на новых рынках из-за неразвитости творческих индустрий. Внешнеторговый потенциал отечественных креативных отраслей незначителен: доля в мировом экспорте — 0,3% (2015).

Экспорт творческих товаров состоит в основном из издательской продукции, печатных медиа и дизайна. Самые востребованные услуги — реклама, маркетинговые исследования, архитектурные, инженерные и другие технические услуги.

При этом при низком экспортном потенциале в России устойчиво увеличивается импорт, что приводит к нарастанию отрицательной динамики внешнеторгового сальдо в этой сфере. Так, в 2015 году импорт в области творческих индустрий резко сократился, однако не за счет импортозамещения, а за счет неблагоприятного изменения курса валют.

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза«Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.