Россияне все больше экономят на одежде и отдыхе, и меньше — на еде
«Те или иные стратегии экономии выбирают даже представители группы с высокими доходами». Доля граждан, которые ни в чем себе не отказывают, за шесть лет сократилась почти вдвое.
Россиянам все чаще приходится перераспределять семейный бюджет, чтобы справиться с ростом цен. По данным холдинга «Ромир», такой способ экономии выбирают 25% респондентов, еще столько же реже покупают одежду и меньше тратят на развлечения. При этом за четыре года доля первых сократилась на 7 процентных пунктов, с 32% до 25%, а доля вторых выросла с 17% до 25%.
15% респондентов перестали покупать слишком дорогие, по их мнению, продукты. Доля тех, кто ни в чем себе не отказывает, за шесть лет сократилась с 15% до 8%. Реже всего на еде и товарах первой необходимости экономят самые молодые респонденты, в возрасте 18-24 лет и 25-34 лет —12% и 18% соответственно. Молодежь предпочитает меньше тратить на одежду и развлечения — экономят таким образом 33% респондентов.
Гистограмма: «Ромир»
Россияне стали меньше экономить на продуктах и товарах первой необходимости благодаря низкой инфляции за последние два года, сказал Forbes управляющий партнер Экспертной группы Veta Никита Жарский. Кроме того, в торговых сетях стало больше промоакций.
От 18% до 57% покупок (в зависимости от сегмента) делаются именно по специальной цене. Покупатель стал рациональнее, те или иные стратегии экономии выбирают даже представители группы с высокими доходами, — отметила директор клиентского департамента холдинга «Ромир» Ольга Горелова.
То есть люди, несмотря на рост цен, оставляют с каждым приходом в магазин чуть меньше денег, иными словами, покупают чуть меньше еды или заменяют более дорогие продукты на более дешёвые. Снижение LFL-ticket у X5, Магнита и Ленты составило 0.2-0.4%, притом что продовольственная инфляция в 3-м квартале была на уровне 1.6% гг (среднеквартальные значения). У двух лидеров — X5 и Магнита — отрицательная динамика «год к году» LFL-ticket наблюдается второй квартал подряд. У двух сетей их трёх — и отрицательная динамика LFL-продаж, — пишет эксперт.