Россияне за неделю сократили расходы в 2 раза. Или хватает запасов, или уже нет денег
Средняя российская семья за первую неделю выходных потратила на повседневные нужды на 3000 руб. меньше, чем неделей ранее. Надежды на то, что всех «спасет» продуктовый ритейл, все меньше.
Первая неделя карантина в России, с 30 марта по 5 апреля, заметно сократила повседневные расходы россиян. По сведениям Ромир, недельные расходы сократились почти в 2 раза, типичная семья за неделю объявленных президентом выходных потратила на повседневные товары 3376 рублей, это на 47,6% меньше, чем неделей ранее.
Индекс Недельных Расходов (ИНР) исследовательского холдинга Ромир демонстрирует динамику объема потребления российскими домохозяйствами товаров повседневного спроса. Индекс рассчитывается для каждой календарной недели на основе данных о потреблении домохозяйств, получаемых посредством панельного исследования Romir Consumer Scan Panel.
На 14-й неделе 2020 года (с 30 марта по 5 апреля), согласно данным, объем повседневных расходов типичной российской семьи сократился, россияне потратили на 3068 рублей меньше, чем неделей ранее. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года расходы минувшей недели оказались ниже на 904 рубля или на 21,1%.
Если сопоставить текущее значение недельных расходов со средним значением за последний год, то расходы прошлой недели оказались ниже среднего значения на 1151 рубль или 25,4%. Россияне стали заметно реже ходить в магазин: по сравнению с неделей 23-29 марта показатель составил -34,8%.
С 30 марта по 5 апреля этого года доля людей, совершающих покупки товаров повседневного спроса, снизилась на 10 п.п. по сравнению с предыдущей неделей. По мнению специалистов Ромира, это говорит либо о достаточно четком соблюдении режима самоизоляции в стране, либо о совершенных ранее значительных закупках впрок. В любом случае, это негативно сказалось на динамике продаж ритейлеров. По нашим оценкам, динамика может снижаться и в дальнейшем, — прокомментировала цифры Ксения Пайзанская, директор по работе с клиентами холдинга Ромир.
О том, что после введения в России режима самоизоляции в продовольственных магазинах резко упал трафик, рассказал «Ведомостям» председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергей Беляков. По его оценке, количество покупателей в «магазинах у дома» с 30 марта по 5 апреля сократилось на 20–30% по сравнению с неделей с 16 по 22 марта, когда в магазинах был пик ажиотажа на товары долгого хранения, средства гигиены и туалетную бумагу. Аналогичная ситуация, по его словам, наблюдается и в гипермаркетах, где число посетителей за тот же период уменьшилось на 40–60%.
Снижение трафика в своих торговых точках на карантинной неделе подтвердили и представители сетей гипермаркетов «Ашан» и «Лента», а также X5 Retail Group и «Магнита». Незначительным назвал сокращение количества покупателей с 30 марта по 5 апреля представитель Metro. Его коллега из «Азбуки вкуса» утверждает, что трафик в сети на прошлой неделе упал на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Напомним, накануне появились сообщения о том, что поставщики планируют поднять цены на продукты на 5-20%. Речь шла в том числе о кофе, чае, специях, консервах, макаронах, хлебобулочных изделиях и рыбе. В «Руспродсоюзе» сообщили, что ритейлеры не согласовали повышение закупочных цен, но уже в ближайшие 14 дней ситуация может измениться.
Позже новость и скором росте цен на продукты опровергла ФАС:
В связи с распространением в средствах массовой информации сообщений о том, что поставщики продовольственных товаров планируют повышение отпускных цен на 5-20% для торговых сетей и что такое повышение «прошло проверку» ФАС России, сообщаем: ФАС России не давала оценку и не согласовывала повышение цен поставщиками для торговых сетей, — говорится в сообщении ведомства.
Также в ФАС заявили, что исполнительному директору «Руспродсоюза» выдано предостережение о недопустимости подобных публичных высказываний. Антимонопольщики напомнили также, что в условиях распространения COVID-19 ведомство усилило работу по мониторингу цен на социально значимые продукты, к числу которых относится большинство обозначенных категорий товаров.
Ранее DK.RU писал, что торговые центры страны растеряли 70% посетителей, оставшийся трафик им обеспечивал прежде всего продуктовый ритейл.