«Медведев приоткрыл ящик Пандоры для айтишников». МНЕНИЕ
Перед отечественной ИТ-отраслью открылись бескрайние возможности: закон запретил иностранное ПО при госзакупках. Кто заработает на законе и как обойти запрет — в авторской колонке на DK.RU.
Сергей Ожегов, генеральный директор «СёрчИнформ»:
— 20 ноября 2015 года премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, которое запрещает допуск иностранного программного обеспечения при закупках для государственных и муниципальных нужд. Теперь заказчики обязаны ограничить закупки российским ПО, за исключением тех случаев, когда программы с необходимыми характеристиками в России отсутствуют.
В конце года эта новость стала знаковой для большинства российских разработчиков ПО. Однако мнения по этому вопросу разошлись: кто-то из представителей Рунета считает, что оно крайне негативно отразится на отечественной ИТ-отрасли, другие — что это положительное нововведение, особенно в кризис, третьи уверены, что принципиально ничего не изменится.
Попробуем разобраться в этом вопросе и рассмотреть его с разных сторон.
Последствия для российского рынка ПО в целом
Конечно, подобные законодательные меры могут принести пользу и компаниям, и стране. Но действовать нужно без фанатизма и принять тот факт, что не все зарубежные ИТ-продукты можно «заместить» отечественными, ведь в некоторых областях мы существенно отстали. Хотя нельзя не отметить, что, к примеру, российские разработчики DLP-систем традиционно сильны и их разработки не уступают зарубежным аналогам.
Сегодня на российском рынке ПО 67% зарубежных компаний, а в аппаратной части — 90% (данные Национальной ассоциации инноваций и развития инновационных технологий). постановление же позволит повысить долю российских разработок.
Если раньше 50-60 млрд рублей из государственного бюджета тратилось на иностранных разработчиков, то теперь часть этих средств получат отечественные производители.
Однако из-за кризиса организации сокращают расходы и стараются покупать только самое необходимое: если какое-то ИТ-решение помогает экономить или же жизненно необходимо организации, то на него будет спрос. Так, опрос российских компаний в рамках ежегодного RoadShow SearchInform в 2015 году показал, что организации не готовы сокращать бюджеты на ИБ. В кризис риски утечек увеличиваются, и руководители это понимают.
В целом же, растущий курс доллара и санкции стимулируют выбирать именно российские разработки — так дешевле и безопаснее.
Плюсы и минусы новой ситуации в госзакупках ПО
Начнем с хорошего. По подсчетам экспертов, постановление позволит сократить долю зарубежного ПО в 1,5 раза, которую смогут поделить российские разработчики. Что благоприятно отразится на экономике страны в целом.
Кроме того, бюджетные и государственные организации сэкономят колоссальные средства.
Так, по подсчетам экспертов Ассоциации директоров по закупкам, средняя экономия заказчика от приобретения отечественных ИТ-решений составит до 81% от стоимости зарубежного аналога.
Внедрение российского ПО госструктурами привлечет внимание и коммерческих организаций. Возможность существенно сэкономить дополнительно стимулирует бизнес-структуры узнать, что предлагает отечественный рынок ПО.
Ведь выбрать есть из чего: по данным Ассоциации разработчиков программных продуктов, в России порядка 200 отечественных производителей и 1000 программ, соответствующих необходимым техническим требованиям. А шанс заполнить ниши, которые освободятся после ухода иностранных игроков, подстегнет российских производителей ПО начать новые разработки.
Повышенное внимание к российскому софту, несомненно, приведет к росту профессиональной подготовки разработчиков. Развитие интеллектуального потенциала страны станет важной задачей правительства, ведь любая IT-компания заинтересована в качественных трудовых ресурсах, дефицит которой отмечают сегодня многие представители отрасли.
Теперь о грустном. Не каждая российская компания сможет воспользоваться преимуществами постановления.
Дело в том, что одно из требований для включения ПО в реестр — права на софт должны быть оформлены на гражданина РФ, компанию или госструктуру в объеме более 50%. Лицензионные отчисления за границу не должны превышать 30%. Получается, что под реестр не попадают те российские разработчики, которые получили иностранные инвестиции и оформили компанию в иностранной юрисдикции, а интеллектуальную собственность зарегистрировали, как вклад в созданную компанию.
Любое искусственное ограничение конкуренции имеет свои недостатки, в частности снижение качества и рос цен. Чтобы подобные последствия не постигли отечественный ИТ-рынок, российским разработчикам не следует «замыкаться в себе», и главным образом ориентироваться все-таки на экспорт. Западный высококонкурентный рынок не даст расслабиться и снизить планку разработок и проектов.
Выводы
Получить какие-либо результаты от запрета на использование иностранного ПО и объективно их оценить можно только в том случае, если заказчики будут придерживаться «буквы закона».
Однако уже в конце ноября в Сети начали появляться сообщения о том, что постановление можно обойти, и иностранные компании этим воспользуются. К примеру, создадут совместный с российскими разработчиками продукт.
В самом постановлении говорится об исключениях, когда позволяется закупать зарубежный софт, если у него нет отечественных аналогов.
И заказчики могут воспользоваться этой лазейкой: достаточно в требованиях к ПО указать какую-нибудь второстепенную функцию, которой нет в российском продукте, или же искусственно завышать требования, чтобы отсеять «неподходящих» претендентов.
Как именно постановление скажется на отечественном ИТ-рынке станет ясно в самое ближайшее время, однако в целом российские вендоры ожидают улучшения ситуации и укрепления своих позиций в сфере госзакупок.