Российские бизнесмены смогут создавать фонды для управления активами после смерти
Имущество предпринимателей получит специальный фонд, который сохранит его от слишком молодых или не заслуживающих доверия наследников. Как они будут работать в России?
С 1 сентября вступили в силу поправки к Гражданскому кодексу, согласно которым россияне могут учреждать наследственные фонды, пишет «Коммерсантъ». Такие фонды будут сохранять активы человека после смерти и управлять ими так, как он хотел при жизни. Подобные структуры будут необходимы в случае семейных проблем, если бизнес достается незрелым наследникам и в случае недоверия к ним, считает адвокат «Интеллектуального капитала» Евгений Пугачев. Фонд также нужен, чтобы сохранить благотворительные проекты наследодателя.
После открытия наследства существует потенциальный риск дробления, смены ориентиров и направления. Наследственный фонд следует рассматривать как правовой инструмент сохранения бизнеса, — сказал газете старший юрист корпоративной практики Дювернуа Лигал Анна Сенаторова.
Доход от управления активами, переданными в фонд, будет выплачиваться любому физическому или юридическому лицу, кроме коммерческой организации, которое укажет учредитель, то есть выгодоприобретатель или бенефициар. Фонд сможет работать бессрочно и конкретный срок — во втором случае после его окончания имущество получит выгодоприобретатель. Кроме того, бенефициар не отвечает во обязательствам наследственного фонда, а фонд — по обязательствам бенефициара.
Поправки в ГК РФ приближают российское законодательство к западному, но какой будет реальная практика, неясно. Пока непонятно, кто должен управлять наследственными фондами — согласно формулировке, круг лиц может быть любым. Необходимо создать реестр кандидатур управляющих, чтобы не опасаться, что его действия причинят вред выгодоприобретателю, считает гендиректор «Капитал Консалтинга» Илья Сазонов.
Наследственные фонды не смогут работать по закону «Об инвестиционных фондах», то есть управляющая компания не может управлять его активами по лицензии ПИФа. Фонд также не является квалифицированным инвестором и для него не определены налоговые льготы.
Российское наследственное право сформировалось давно и изначально не было ориентировано на передачу бизнес-активов следующему поколению, не предусматривало полноценный механизм управления такими активами при передаче наследства. Владельцы крупного бизнеса ранее активно использовали для наследственного планирования зарубежные трасты и фонды. Теперь они могут появиться и в России, — пишет в колонке на «Ведомостях» Екатерина Маркова, руководитель практики наследования UFG Wealth Management.