Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

«Российский бизнес закрыт», — Дитер Унтерхарншайдт об особенностях предпринимателя из РФ

Дитер Унтерхарншайдт, специалист компании «Спенсер Стюарт», рассказал DK.RU, каким должен быть топ-менеджер в России и почему иностранцы плохо чувствуют себя на высоких должностях в нашей стране.

Дитер Унтерхарншайдт специализируется в области энергетики, промышленности и автоиндустрии, кроме того, он занимается поиском финансовых директоров в Германии, а также подбирает топ-менеджмент (руководителей и членов советов директоров) для компаний различных отраслей промышленности, кандидатов для частных инвестиционных фондов. С компанией «Спенсер Стюарт» (Spencer Stuart) Дитер Унтерхарншайдт работает уже 12 лет. В беседе с DK.RU эксперт рассказал об особенностях бизнеса в России и отличительных чертах российского топ-менеджера от иностранного.

 Опишите идеального топ-менеджера любой европейской страны. Какими навыками и личностными характеристиками он должен обладать? 

 — Европейский менеджер должен мыслить интернационально, то есть не должен быть экспертом только по отдельно взятой стране — в этом случае его работа не будет иметь смысла. Хотя именно так работали топ-менеджеры в прошлом. Например, 10 лет назад большинство управленцев были сфокусированы на Франции, Италии, Испании, Германии. Сейчас ситуация изменилась. Надо отметить, что этому поспособствовали те знания, которые мы переняли у менеджеров скандинавских стран, уже 10 лет назад мысливших интернационально.

Если сравнить европейского и американского топ-менеджера, то я могу сказать, что американцы все еще сильно сфокусированы на своей стране. В Европе топ-менеджеры за последние 10 лет сильно изменились. Сейчас они больше интересуются тем, что происходит на Востоке.

То есть, первое — интернациональное мышление. Второе — менеджеры должны прожить в той стране, на которой они специализируются, несколько лет. Именно так и поступают в Европе. Российские управленцы, на мой взгляд, пока только перенимают эту тенденцию. Конечно, еще нужно свободно владеть английским и еще несколькими наиболее распространенными языками.

 Чем отличается российский бизнес от европейского?

Европейский бизнес отличается международной клиентской базой. Здесь мы говорим не только о европейских странах, но и о таких как Африка, Афганистан, Ливия, Иран. Российский бизнес сейчас повернут в сторону азиатской, а не европейской части. Например, у вас большие связи с Китаем. Но тем не менее, российский бизнес все равно не так открыт международному рынку, как европейский. Хотя этому тоже можно найти объяснение: у российского бизнеса есть огромная клиентская база, которая намного больше, чем у таких стран, как Великобритания и Нидерланды.

 Российский бизнес, возможно, имеет негативные черты. Какими, на Ваш взгляд, должны быть российские топ-менеджеры для того, чтобы открыть свою собственную компанию вне России?

Они должны потратить несколько лет на знакомство с той страной, в которой хотят открыть компанию. Они, прежде всего, должны понимать, что происходит в этой стране. Потому что даже в бизнесе существуют некие стереотипы. Но когда ты несколько лет живешь в стране, ты смотришь на многие вещи под другим углом. Для российских менеджеров намного легче быть специалистом по России в некоторых западных компаниях. Думаю, что уже скоро молодые люди из России будут все больше стремиться проводить несколько лет в западноевропейских странах, а затем возвращаться на родину уже с колоссальной информацией о тех местах, где они прожили.

 В России считается, что иностранные менеджеры и служащие не очень умелые и квалифицированные, потому что плохо знакомы с российской культурой. Эффективно ли российским компаниям приглашать на работу иностранных менеджеров? И как это должно выглядеть: нужно ли им время, чтобы привыкнуть к нашей стране? Нужно ли их ставить сначала на позицию CFO, а не CEO?

 — Вообще в Россию едет много иностранных топ-менеджеров, которые живут здесь, учат язык, узнают о стране. Я бы не рекомендовал ставить таких менеджеров сразу на высокие позиции. Лучше предлагать им должность ниже, чтобы именно в России они доросли до топ-позиций с учетом российских особенностей бизнеса. Иначе они начнут вести дело по европейским стандартам.

Важный момент: многие иностранные менеджеры имеют семьи. Для них переезд в другую страну — большое испытание. Поэтому российская сторона, приглашая иностранных менеджеров, сначала должна показать, как здесь обстоят дела с уровнем жизни, школами и детскими садами. Это важно, потому что те управленцы, которые приезжают в Россию без своих семей, не останутся здесь надолго, максимум на два-три месяца.

 Если говорить о подобных примерах в Европе: легче ли европейским менеджерам стать управленцем в другой европейской стране?

 — Нет. Например, Франция — страна, в которой все мыслят национально. Поэтому иностранцам очень сложно стать CEO во Франции. В Италии такая же ситуация. А вот Великобритания, Нидерланды, Скандинавия, Германия более открыты. Например, еще 10 лет назад было невероятно, чтобы топ-менеджер в Германии не говорил по-немецки. Но южная часть Европы все еще очень закрытая.

 Можете ли Вы назвать российские компании/менеджеров, которые в последнее время стали очень успешными на европейском рынке?

 — Могу только сказать, что «Газпром» сейчас имеет большой успех на европейском рынке.

 Вы сказали, что вы специализируетесь на подборе финансовых директоров (CFO). Какие критерии подбора?

— Финансовый директор — позиция, которая следует за CEO. И эти люди сегодня — двигатели бизнеса. Они контролируют практически все стороны бизнеса в компании, поэтому они должны знать сильные и слабые позиции, просчитывать каждый шаг. Они также должны быть знакомы с международными правилами ведения бизнеса.

Эти люди не только связывают воедино всех членов компании, следят за ними. Они должны, прежде всего, сделать так, чтобы каждый член команды эффективно работал. Поэтому их позиция очень близка к CEO. Сегодня многие CEO — это те, кто раньше был CFO. Это тренд, который мы наблюдаем последние несколько лет.

 Изменились ли задачи CFO за последние 10 лет?

Да, если раньше финансовый директор отвечал только за финансовую составляющую, сейчас его деятельность больше связана с координацией, контролем деятельности компании. Как я уже сказал, позиция стала очень близкой к CEO.

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.