«Ройзман выиграл на выборах губернатора. Не выборы, но на выборах». Что именно?
«Муниципальный фильтр, конечно, нужно отменять. С какого перепуга какой-то депутат из какой-то деревни будет решать, имею ли я право за кого-то проголосовать?» Колонка Евгения Енина на DK.RU.
Евгений Енин, телеведущий, блогер, автор рубрики «Смотритель»:
— Самая обсуждаемая тема в околополитической тусовке — Евгений Ройзман* и муниципальный фильтр. Сколько подписей муниципальных депутатов он собрал, 24 или 45? Можно ли оплатить расходы на оформление подписных листов и работу нотариусов задним числом? Остались ли неподписавшиеся депутаты в достаточном количестве? И вообще — муниципальный фильтр — это нормальный инструмент отсечки городских сумасшедших или способ недопуска неугодных?
По пунктам.
Сколько собрал — вообще не важно, главное, не собрал сколько нужно.
Вопрос о постоплате — это вопрос о том, собирался ли Ройзман пытаться преодолеть муниципальный фильтр или только имитировал преодоление. Он не открыл избирательный счет, с которого, и только с которого оплачиваются все расходы на избирательную кампанию. Это первое условие.
Второе: избирательное законодательство не предусматривает работу в долг, только предоплата. Комментаторы приводят этот довод как доказательство того, что Ройзман фильтр проходить даже не собирался, следовательно, его слова о невозможности его преодоления — не более чем риторика. Но если хоть какое-то количество подписей было собрано, значит, была оплачена и работа нотариусов. Давайте предположим, что нотариусам платили сами депутаты, как и сказал Ройзман, а вернуть им деньги он действительно собирался когда-нибудь потом из наконец-то открытого избирательного счета. Можно допустить, что преодолеть фильтр он пытался.
Остались ли муниципальные депутаты, не охваченные сбором подписей в количестве, достаточном для прохождения фильтра? Оппоненты Ройзмана говорят о нескольких сотнях неподписавшихся депутатов. Из чего делается вывод — фильтр преодолим, Ройзман не пытался. Это неверное рассуждение. Все дело в том, как вычисляется количество «свободных» подписей. Берется общее количество мундепов, от него отнимаются подписи, сданные шестью прошедшими фильтр. Кандидаты сдавали не больше чем по 132 подписи — это максимум, разрешенный законом. Но вот собрать могли сколько угодно, при этом один депутат может подержать только одного кандидата.
Евгений Ройзман* заявил, что на момент его выдвижения свободных подписей в достаточном количестве уже не осталось. С другой стороны, есть заявления мундепов, к которым никто не обращался с просьбой о поддержке. Что, опять же, не отменяет заявления Ройзмана, хотя и свидетельствует о том, что все «до крошечки» он не подобрал.
Муниципальный фильтр: цифры и факты
Для допуска к предвыборной гонке кандидатам необходимо собрать подписи депутатов представительных органов и глав муниципальных образований, избранных прямыми выборами. Каждый претендент должен предоставить не менее 126 и не более 132 таких подписей.
Всего в Свердловской области 1515 депутатов. Из них 970 человек состоит в «Единой России», 90 человек — в «Справедливой России», 73 человека в КПРФ, 36 человек — в ЛДПР и 21 человек — в различных малых партиях, от «Яблока» до «Гражданской Платформы». Кроме того, 315 депутатов являются самовыдвиженцами, и формально ни к одной из политических структур отношения не имеют. То есть 336 парламентариев вполне могли поддержать выдвижение Евгения Ройзмана* в качестве кандидата в губернаторы Свердловской области.
Специалисты проекта «Губернатор Свердловской области» опросили десять депутатов-самовыдвиженцев, представляющих разные территории (Полевской, Дегтярск, Красноуфимск, Кировград и др.) и выяснили: ни к одному из них с просьбой о поддержке г-н Ройзман не обращался.
Сам же муниципальный фильтр, конечно, нужно отменять. Во-первых, он ограничивает количество кандидатов. И хоть сам Владимир Владимирович, захоти стать губернатором Свердловской области после того, как подписи собраны, — всё, до свидания. Во-вторых, с какого перепуга какой-то муниципальный депутат из какой-то деревни будет решать, имею ли я право за кого-то проголосовать? Да, всяких придурков надо от выборов отсекать, чтобы не засорять бюллетени. Но была же практически идеальная система — денежный залог или сбор подписей избирателей. Если потенциальный кандидат не может организовать сбор или денег, или подписей — пусть остается потенциальным.
А теперь самое главное.
Мог ли Евгений Ройзман* преодолеть фильтр, хотя бы теоретически, или не мог преодолеть даже в теории, это вообще неважно. Потому что в выборах губернатора он участвовать не собирался.
Вообще.
Никак.
Иные утверждения для него просто оскорбительны.
Речь о полноценном участии, конечно, с прохождением регистрации и ведением избирательной кампании.
Шансы победить в голосовании у Евгения Ройзмана* и были, и есть изрядно меньше нуля. Дело даже не в социологии, которая сказала: нет. Вы можете представить в текущей политической обстановке Ройзмана-губернатора? Даже без учета того, что есть кандидат, согласованный Путиным? Без учета того, что для минимальной надежды надо иметь за спиной какую-то элитную группу? Выборы мэра вспоминать не надо, поверьте, там была принципиально иная ситуация. А все это означает, в том числе, что собрать сколько-нибудь приличные деньги не удалось бы, кто бы их дал против Путина и под проигрыш?
Итого.
Результат реального участия в выборах: мало того, что проигранная кампания, так еще и проигранная плохая кампания.
При этом нельзя не отметить, что на его шансах переизбраться в мэры Екатеринбурга (эти выборы, слава богу, пока не отменили), это не сказалось бы никак. Ройзман — абсолютно тефлоновый политик. Его феномен в том, что ему даже ничего самому про себя говорить не надо — его фанаты придумают сами.
Проиграл выборы губернатора? На самом деле выиграл, это подлые враги украли победу, иначе быть не может, потому что Ройзман на Урале в честной борьбе выборы не проигрывает. Это аксиома, следовательно, выборы были нечестные. Так сплотимся же, чтобы отомстить чужакам на выборах мэра.
Доказательство того, что не собирался?
Допустим, собрался.
Он знает про муниципальный фильтр. Он понимает, что ему будут чинить препятствия. Что он должен сделать? Поехать по области — заранее, задолго до — и договориться со 150-200 депутатами-муниципалами о том, что они за него подпишутся, с запасом. За деньги, за идею — неважно. Договориться о выдвижении с более приличной партией, чем «Яблоко». Да, депутатов могли перекупить-запугать. И тогда бы он сказал: я договорился, а их перекупили-запугали. Это бы называлось «не пустили на выборы». А ждать самого последнего момента и только после этого поехать по области уговаривать незнакомых людей отдать подписи, да еще так, чтобы они сами заплатили за нотариальное оформление под обещание вернуть деньги? Серьезно, такой был план? Это называется «никто на самом деле не собирался».
Не верите, что к выборам готовятся заранее?
Ну посмотрите, хотя бы на Навального*.
И он совершенно правильно делал, что не собирался.
Потому что на самом деле Евгений Ройзман* не только поучаствовал в выборах губернатора, но выиграл. Не пост губернатора, но очень многое.
Одних только публикаций в СМИ — на миллионы, если в деньгах посчитать. Для своего фан-клуба — он победитель. Максимальная прибыль при минимальных, да что там, нулевых затратах. Ситуация отыграна на семь баллов по пятибалльной шкале, аплодисменты.
Остается пожелать победы на выборах мэра, которые, надеюсь, не отменят.
Последнее.
Зачем призывать к бойкоту? Да еще так горячо? Требование драматургии. Нельзя же просто сказать: «Всем спасибо, было здорово, теперь расходимся», точка должна быть жирной. А поскольку высокой явки на губернаторских выборах у нас не было даже в былинные времена файтов Росселя с Чернецким, Бурковым, Баковым, можно будет сказать: «Спасибо, вы меня услышали, мы им показали кузькину мать, это наша победа». При этом, по факту, призыв к бойкоту, который отгоняет от урн тех, кто мог прийти и проголосовать по схеме «за любого другого», это — работа на выборы в один тур, работа на Куйвашева. И на этом всё, пока не понесло в конспирологию.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции DK.RU
* - выполняет функции иностранного агента * - внесен Росфинмониторингом в перечень организаций и физлиц, причастных к терроризму и экстремистской деятельности.