Розница теряет деньги на алкоголе
Для алкогольной розницы приближается «черная пятница» — 30 июня. Это последний день, когда в соответствии с новым законодательством1 можно будет распродать продукцию, оклеенную старыми акцизными ма
Для алкогольной розницы приближается «черная пятница» — 30 июня. Это последний день, когда в соответствии с новым законодательством1 можно будет распродать продукцию, оклеенную старыми акцизными марками: с 1 июля ее оборот признается нелегальным и за серую торговлю предусмотрено наказание — от штрафа до отзыва лицензии.
Розница в преддверии этой даты срочно избавляется от «проблемного» продукта (а такого в обороте до 90% — практически весь импортный алкоголь, имеющийся в наличии, и до 30% отечественного). Некоторые распродают его по сниженным ценам. «В последнюю неделю делать скидки на часть продукции собираются «Монетка», «Мегамарт» и Metro Сash and Carry», — утверждает Дмитрий Таф, руководитель уральского филиала Национальной алкогольной ассоциации. Как пояснила Наталья Невоструева, директор сети алкомаркетов «Магнум», сейчас товар распродается с дисконтом до 50%. В результате с 1 июля на полках наших магазинов останется только продукция с новыми марками, а такой не более 10%, уточняет г-жа Невоструева. Аналогичные цифры назвали представители магазина «Виномания». В других магазинах товара с новыми марками и того меньше. По словам Ольги Нагибиной, пресс-секретаря сети «Кировский», из всей импортной продукции с новыми марками пока поступила на продажу только одна партия Martini. Единственное, что будет представлено в широком ассортименте, — это пиво. «Всплеск продаж этого напитка гарантирован, поскольку пиво не попадает под закон об алкогольной и спиртосодержащей продукции», — резюмирует Вадим Акимов, эксперт Евро-Азиатского центра социальных исследований.
Подавляющая часть магазинов не предпринимает активных попыток распродать имеющийся товар, а просто массово возвращает весь алкоголь оптовикам. «Алкомаркеты «Магнум» уже вернули поставщикам большую часть продукции», — отметила г-жа Невоструева. Так же поступили все розничные сети. «Сейчас вряд ли есть оптовики, у которых доля возвращенной продукции меньше 20% от общего оборота, у многих она значительно больше, если даже не приближается к 100%», — оценивает Дмитрий Троицкий, замдиректора оптовой компании «Сэком». Теоретически оптовики, в свою очередь, должны были сдать ее производителю. Но, как поясняет г-н Троицкий, вернуть продукцию полностью практически невозможно: во-первых, часть заводов обратно ее не принимает по различным причинам, например, не обладая складскими площадями, способными разместить весь «возвращенный» товар, во-вторых, у некоторых производителей существуют проблемы с логистикой. Раньше эксперты допускали возможность «реимпортирования» такой продукции. Но теперь игроки сомневаются в реальности даже этой ситуации.
Вопрос, куда девать весь алкоголь со старыми марками, повисает в воздухе. По данным Национальной алкогольной ассоциации, российские розничные торговцы не успеют сбыть до 200 млн бутылок маркированной в 2005 г . продукции. Все будет зависеть от строгости налоговой службы и УВД, считают эксперты. Не исключено, что весь нераспроданный алкоголь станут продавать нелегально, из-под полы, допускает Вадим Акимов, поскольку хранить ее на складе тоже нельзя: такое хранение считается оборотом и за это также могут отобрать лицензию. Но если власти не решат проблему в ближайшее время и продукцию придется утилизировать, убытки екатеринбургских игроков составят примерно 2,5 млрд руб. — так оценивает масштаб потерь Дмитрий Троицкий. Пережить это смогут далеко не все компании.
Одновременно прекратят свою деятельность около 40% участников рынка, лицензия которых не продлена (не получена): с 1 июля оборотом алкогольной продукции смогут заниматься только юридические лица, успевшие получить новую лицензию. Таких компаний в Екатеринбурге приблизительно 540 (из 900, существующих на начало года), а во всей Свердловской области — 1800 (из 3000), поясняет Вадим Акимов.
Текст: Марина Промышленникова. dk@apress.ru
детали
Количество точек по продаже алкоголя резко сократится
Число розничных торговых точек, имеющих лицензию на торговлю алкоголем
Территория Январь 2006 г. 1 июля 2006 г. 1 октября 2006 г. (прогноз)
Екатеринбург и пригороды 920 480 700
Остальные населенные пункты Свердловской области 2200 900 1200
Источник: Евро-Азиатский центр социальных исследований.
детали
Почему случился кризис на алкогольном рынке
Сложности начались 1 января — это дата вступления в силу нового законодательства, регулирующего рынок алкоголя. Если до 31 декабря 2005 г. каждая бутылка, произведенная в России, оклеивалась федеральной специальной маркой на заводе-изготовителе и потом доклеивалась еще одной маркой на акцизном складе, то новый закон 1 января 2006 г. эти марки отменил, равно как и акцизные склады. Бутылки стало необходимо оклеивать только на заводе — единственной новой маркой. Изменились марки и для ввозимой импортной продукции.
Марки для отечественной продукции появились в необходимом количестве у производителей только в мае, а до этого выпуск алкоголя в России был практически приостановлен. Государство добавило проблем в конце марта, когда окончательно запретило на территории России продажу вин, шампанского и коньяка из Молдавии и Грузии.
1 Закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».