Подписаться
Курс ЦБ на 18.01
102,41
104,86

«Ругать власть нельзя — вот о чем новый закон. Так что успеваем выражаться, пока можно»

Евгений Енин
Евгений Енин. Иллюстрация: Личный архив

«Нельзя будет сказать: «Закон приняли тупые жопы с ушами». А похвалить депутатов: «Что за фантастические жопы заседают в нашей Госдуме!» — будет можно, поскольку это не оскорбляет, а даже наоборот».

Евгений Енин, телеведущий, блогер, автор рубрики «Смотритель»:

— В Объединенных Арабских Эмиратах — как известно, самой счастливой стране — есть министерство счастья. Валентина Матвиенко, спикер Совета Федерации, предложила  создать такое министерство в России.

Ему, разумеется, будут установлены контрольные показатели осчастливливания граждан. Старый добрый план «каждой бабе по мужику, каждому мужику по бутылке водки» одобрен не будет, в виду нехватки и мужиков, и водки. Тогда пойдут по привычному пути и неизбежно примут закон, вводящий штрафы для тех, кто несчастлив. И это не безумная фантазия: закон, запрещающий выражать неуважение к власти и обществу, фактически принят, следующий логичный шаг — запретить неуважение к власти не только выражать, но и испытывать.

Если судить по тексту законопроекта, запрещается публикация информации, «выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации»… 

Тут, конечно, накручено. Наказуемое неуважение должно быть выражено в «неприличной форме» — раз, и эта неприличная форма должна оскорблять «человеческое достоинство» — два.

Поскольку природная миссия русского человека — закон обойти, сразу начинаешь думать, а можно ли выразиться в такой неприличной форме, которая не оскорбляла бы человеческое достоинство? Да легко, потому что четырьмя базовыми нецензурными словами и их производными (Роскомнадзор дополнил этот список еще и вульгарным обозначением женского полового органа на букву М) русский человек может выразить все что угодно, и особенно — восхищение и восторг.

Но стоп! Мат в СМИ у нас и так запрещен, а вот неприличные слова разрешены: «согласно мнению специалистов Института русского языка РАН, «не относятся к нецензурным словам и выражениям неприличные и грубо-просторечные слова (как, например, слово «жопа») и содержащие их выражения». И слово «жопа» в телевизионном эфире лично я произносил не раз.

После вступления в силу закона уже нельзя будет сказать: «Этот закон приняли тупые жопы с ушами». Хотя похвалить депутатов: «Что за фантастические жопы заседают в нашей Госдуме!» — будет можно, поскольку хоть форма и неприличная, но человеческое достоинство она не оскорбляет, а наоборот.

А вот можно ли будет называть депутатов дебилами — вопрос для Верховного суда. Ему придется решать, является ли это оскорблением или просто констатацией факта.

Это все хиханьки, а смеяться-то не над чем. Оскорбления, надругательства над госсимволами у нас и так запрещены, и наказание за это предусмотрено. Статья 329 УК «Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации» предусматривает лишение свободы на срок до одного года. Статья 319 «Оскорбление представителя власти» — тоже срок до года. Казалось бы, все есть, что еще можно добавить?

Госдума к оскорблению и надругательству добавила неуважение. Чем вызвала предельное неуважение, потому что уважение или неуважение никак не является юридической категорией. Оскорбление — это конкретное слово, есть закрытый список. Уважение или наоборот — это чувство.

Ну да, тут мы вспоминаем закон об оскорблении чувств верующих, предельно идиотский документ, потому что пострадавшему даже не надо доказывать наличие ущерба, достаточно ткнуть в кого-то пальцем, и того посадят, нашей Госдуме не впервой запихивать чувства в Уголовный кодекс.

Так что чувствовать неуважение к власти и обществу еще можно, а ругать власть и общество уже почти нельзя. По сути, Госдума запретила именно это: ругать власть. Если этот закон пройдет Совфед и Президента, сказать «Госдума плохая» еще будет можно, а вот произнеси Владимир Познер свое «госдура» после вступления закона в силу, ему бы выкатили штраф, потому что «дура» — слово оскорбительное, как и другие, скажем так, «ругательные» слова.

Ругать власть нельзя — вот о чем закон.

И этот закон превращает большинство россиян в потенциальных преступников. Соцопросы с формулировкой ты меня уважаешь? «Вы уважаете правительство, Госдуму, Совет Федерации» еще не проведены, но уже есть свежий опрос от «Левады»: деятельность правительства НЕ одобряют 59% россиян, деятельность Госдумы НЕ одобряют 63%. Не одобряют — значит и не уважают, это можно предположить? Но выразить свое неодобрение власти цензурным, хотя и ругательным словом, скоро большинство россиян не сможет. Даже просто дураками чиновников назвать.

И самое главное.

Испытывать неуважение ко всему перечисленному в законе — наше святое, от рождения дарованное нам право.

Надругательство над государственными символами — это плохо и должно быть наказуемо. Но, например, текст гимна стопятьсот раз переписанный семейством Михалковых, мне кажется бездарным, использование мелодии гимна партии большевиков и СССР в качестве гимна России — оскорбительным.

Хотя я в любом случае не понимаю, как можно уважать или не уважать песню? Если «не нравится» — равно «не уважаю», ну хорошо, значит, гимн я не уважаю.

Как можно уважать или не уважать правительство или Госдуму как институты? Непонятно по той же причине. Это неодушевленные, существующие на бумаге конструкции. Можно ли уважать их текущий состав и деятельность? Наверное, да, если сильно не задумываться о происходящем в стране. А можно и не уважать, и никто не может запретить нам испытывать эти эмоции.

А вот Совет Федерации и как конструкцию можно не уважать, потому что при рождении он был палатой представителей, а превратился в отстойник для пенсионеров и бандитов, которых «берут» прямо на заседании. Кто тут уважает Совет Федерации, поднимите руки?

Можно ли не уважать общество? Ну, давайте подумаем, если у нас в обществе есть определенный, установленный судами процент преступников, и неопределенный, но явно немалый процент дебилов и мерзавцев, мы можем уважать общество целиком? Я вот не уважаю ни жуликов, ни тупиц. Пока могу об этом сказать.

Так что успеваем, выражаемся пока можно.

Позиция автора может не совпадать с мнением редакции DK.RU.

В предыдущей колонке на DK.RU Евгений Енин высказался о строительстве в Екатеринбурге скандального «Храма-на-Драме». 

«Ругать власть нельзя — вот о чем новый закон. Так что успеваем выражаться, пока можно» 1

Самое читаемое
  • Дмитрий Румянцев: «Опять у нас одна ведущая соцсеть, и опять ее создал Павел Дуров»Дмитрий Румянцев: «Опять у нас одна ведущая соцсеть, и опять ее создал Павел Дуров»
  • На месте БЦ «Карнеол» в Екатеринбурге возведут здание из двух башенНа месте БЦ «Карнеол» в Екатеринбурге возведут здание из двух башен
  • РСПП: экс-владельцам изъятых активов нужно дать «право первой ночи» при их продажеРСПП: экс-владельцам изъятых активов нужно дать «право первой ночи» при их продаже
  • Очередное хищение на гособоронзаказе: экс-директор подшипникового завода пошел под судОчередное хищение на гособоронзаказе: экс-директор подшипникового завода пошел под суд
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.