Рустам Тарико:
Уроженец маленького татарского городка Рустам Тарико построил миллиардный бизнес федерального масштаба, став не только одним из богатейших людей России, но и медийной персоной. Купив спиртзавод в Т
Уроженец маленького татарского городка Рустам Тарико построил миллиардный бизнес федерального масштаба, став не только одним из богатейших людей России, но и медийной персоной. Купив спиртзавод в Татарстане, он не просто вернулся на малую родину, а получил контроль над производством водки «Русский Стандарт» от начала и до конца.
банкир под градусом
Осенью 2010 г. глава холдинга «Русский Стандарт» Рустам Тарико приобрел у монополиста «Татспиртпром» Буинский спиртзавод. Актив стоил предпринимателю 632 млн руб., хотя только на оснащение предприятия современным оборудованием прежний собственник потратил почти миллиард.
Г-н Тарико не зря выбрал для покупки именно этот актив «Татспиртпрома»: он давно хотел иметь собственное производство для построения вертикально интегрированной компании. Буинский спиртзавод выступил недостающим звеном в водочном бизнесе «Русского Стандарта». «Когда все компании закупают спирт общих категорий на оптовом рынке, мы получаем возможность производить водку уникального качества благодаря полному контролю всей цепочки — от зерна до готовой продукции», — прокомментировал Рустам Тарико.
В распоряжении компании уже имеется собственный спиртоводочный завод «Русский Стандарт» мощностью 3,6 млн дaл в год, построенный в 2006 г. в Санкт-Петербурге. Однако предприятия, на котором можно производить сырье для водки, не было.
Выгода есть и для Татарстана. ОАО «Татспиртпром» не могло обеспечить Буинскому заводу полную загрузку — 6 тыс. дал, за что неоднократно получало замечания от своего акционера — правительства республики. По словам Максима Клягина, аналитика УК «Финам Менеджмент», политика татарстанского холдинга меняется и вместе с тем он заинтересован в привлечении новых средств. «Татспиртпром» делает ставку не столько на удержание крупной доли местного рынка, сколько на продвижение готовой продукции в соседних регионах», — пояснил г-н Клягин.
Ильдар Халиков, премьер-министр РТ и председатель совета директоров «Татспиртпрома», сообщил газете «КоммерсантЪ», что партнерство с «Русским Стандартом» выгодно, тем более акцизы останутся в республике.
После закрытия сделки «Русский Стандарт» объявил о модернизации спиртзавода в 2011 г., в которую инвестируют $8-10 млн. Она не коснется ни оборудования, ни мощностей. Как известно, немалую роль в качестве любых напитков играет вода. И г-н Тарико всерьез задумался о том, как построить эффективные сооружения для очистки воды из реки Свияги, на которой стоит предприятие.
Стратегический авантюрист
Сложно сказать, какой бренд холдинга «Русский Стандарт» более известен в России — банк-пионер экспресс-кредитования или популярная водка премиум-класса. Основатель и владелец этого бренда Рустам Тарико сделал миллиарды без начального капитала и номенклатурных связей. Не зря предприниматель Олег Тиньков* поставил его на второе место после основателя «Копейки» Андрея Рогачева в собственном рейтинге «золотого запаса России».
Г-н Тарико стал первым, кто создал марку российской водки класса премиум и вывел ее на зарубежный рынок, потеснив даже таких гигантов, как шведский Absolut, литовская Stolichnaya и британский Smirnoff. Сегодня компания продает 2,5 млн коробов водки «Русский Стандарт» в России и более чем в 75 странах Европы, Америки, Азии. На экспорт уходит свыше половины продукции.
Затем Рустам Тарико сумел удивить российских банкиров. Все они отнеслись к нему, открывшему в 1999 г. первый в стране банк потребительского кредитования «Русский Стандарт», как к выскочке. Но новый банк быстро занял свою нишу и стал лидером в сегменте потребительского кредитования. По данным аналитиков банка «Тинькофф Кредитные Системы», на 1 марта 2011 г. «Русский Стандарт» почти в два раза обгонял Сбербанк по портфелю кредитных карт.
По мнению г-на Тарико, авантюрист — это тот, у кого нет цели. «Мой рыночный успех достигается технологическим совершенством продукта и принятием на себя тех рисков, которые люди обычно не хотят на себя брать», — рассказал он в интервью журналу «Эксперт».
Легкость успеха бизнесмена — только видимость. Водочный, а после и банковский бренд «Русский Стандарт» Рустам Тарико совместно с американской консалтинговой компанией McKinsey разрабатывал два года. И до сих пор предпочитает на несколько ходов вперед просчитывать каждый крупный шаг в развитии холдинга.
Приключение итальянцев в Москве
Начинал бизнес г-н Тарико не с кредитов и алкоголя, а со школьного ВИА в родном Мензелинске. Ансамбль прикрепили к местному Дворцу культуры, и тот платил музыкантам за игру на дискотеках. Но с музыкой Рустам Тарико решил не связывать свою жизнь, а поехал в Москву поступать в Институт инженеров транспорта. С первой попытки не удалось, и будущий миллиардер подрабатывал дворником.
На 4-м курсе института г-н Тарико оказался в туристической фирме итальянки Эмануэллы Карбончини «Бизнес Тур», которая занималась бронированием номеров в гостиницах Москвы для итальянских бизнесменов. Однако г-же Карбончини мешала бюрократия и коррупционность «Интуриста». «Я добился заселения иностранцев не только в ограниченное число специальных отелей, но и в другие гостиницы», — вспоминает о первых успехах Рустам Тарико.
Он рассудил так: раз «Интурист» мешает зарабатывать, то обойдемся без него. Чтобы заключить партнерское соглашение с гостиницей «Россия», студент весь день просидел в приемной. И когда директриса наконец приняла его, предложил задействовать ее связи с чиновниками и организовать турпоток иностранцев в обход «Интуриста».
Благодаря стараниям г-на Тарико вплоть до открытия границ в 1990 г. Москву посетили тысячи иностранных бизнесменов. В первый месяц работы в турфирме он заработал $60 тыс. и установил хорошие связи, в первую очередь с итальянцами.
В 1990 г. Рустам Тарико стал консультантом итальянских компаний Ferrero, Martini&Rossi. К представителю Ferrero SpA он пришел с предложением продавать киндер-сюрпризы за рубли и в обычных магазинах. До этого шоколадные яйца можно было купить только в валютных «Березках».
Итальянцы поначалу засомневались. В отличие от г-на Тарико они слабо представляли, как будет развиваться торговля в СССР, и не прогнозировали больших продаж. Молодому человеку дали на пробу всего одну коробку. Рустаму Тарико не составило проблем быстро продать киндер-сюрпризы в то время, когда все отечественные шоколадки были похожи друг на друга. «Я вывел на рынок не только качественный, но и наполненный эмоциональным восприятием продукт — Ferrero Kinder Surprise», — не без гордости вспоминает он.
Оценив успех предпринимателя, компания предложила ему пройти годовое обучение в Люксембурге и стать штатным сотрудником. Г-н Тарико отправился в герцогство, но уже вскоре вернулся назад — после развала СССР перед ним открылись широкие возможности.
Променял «Советское шампанское» на итальянское Martini
Первый миллион долларов Рустам Тарико заработал в 1993-1994 гг. дистрибуцией зарубежного элитного алкоголя в России. На этот раз итальянские бизнесмены сами вышли на него. Незадолго до переговоров предприниматель открыл дистрибьюторскую компанию «Руст Инк» и заверил итальянцев, что продаст за два месяца в Москве столько Martini, сколько прежде продавалось за год в тех же «Березках». При том что бутылка Martini тогда стоила дорого — $50. И хотя первую фуру с Martini будущий миллиардер разгружал сам, ресурсов нового дистрибьютора хватило, чтобы достойно выполнить обещание.
По словам г-на Тарико, это была революция для страны, где пили только самогон, водку и «Советское шампанское» по праздникам. «Мы стали крупнейшим импортером Martini Bianco в мире. После появились и другие премиум-продукты, которые в стране практически отсутствовали. Например, виски или ликер Baileys», — вспоминает бизнесмен.
Кризис 1998 г. обрушил рынок алкоголя в сегменте премиум, и тогда же Рустам Тарико реализовал давнюю задумку о собственном алкогольном бренде, рассчитанном на «состоятельных, патриотично настроенных» россиян. Таким брендом стала водка премиум-класса «Русский Стандарт», запуск в продажу которой произошел сразу после августовского дефолта 1998 г. Вплоть до 2006 г., пока г-н Тарико не построил собственное предприятие, водку выпускали на санкт-петербургском ликеро-водочном заводе «Ливиз». «Ливиз» не производил спирт самостоятельно, поэтому «Русский Стандарт» закупал сырье на стороне. Однако Рустаму Тарико удалось обеспечить стабильность качества водки за счет поставок одного и того же спирта.
Чисто русский продукт
В 2001 г. оборот «Руст Инка» составил около $100 млн. Однако уже в 2002-м компания потеряла контракт с Bacardi-Martini, которая создала собственное сбытовое подразделение в России. Сам г-н Тарико рассказал тогда, что разрыв с Bacardi-Martini — важное событие, но нестратегическое. «По объему продаж Martini занимал 3-е место после «Русского Стандарта» и виски Johnnie Walker», — пояснял он газете «Ведомости». На самом деле его компания вместе с контрактом лишилась, по различным оценкам, 50-70% оборота.
Второй удар по «Руст Инк» произошел в 2006 г., когда другой партнер, британский алкоконцерн Diageo, объединился со структурами «Альфа-Групп» в ЗАО «Диаджео Дистрибьюшн» и стал самостоятельно контролировать дистрибуцию. По мнению Германа Климовского, вице-президента РВВК, рентабельность брендов Diageo для Рустама Тарико составляла около 40-50%. «Лишившись дистрибьюторского контракта с Diageo, г-н Тарико теряет как минимум $20 млн в год и около половины своих продаж», — рассказывал г-н Климовский газете «Ведомости».
Но Рустам Тарико не стал рефлексировать и быстро подписал соглашения с Gruppo Campari о дистрибуции Cinzano — прямого конкурента Martini — и Grants на гораздо более выгодных условиях, чем с Diageo и Remy Cointreau. По словам г-на Тарико, компания компенсировала уход Diageo за 8,5 месяцев. По итогам 2006 г. оборот «Руст Инка» составил $250 млн, что на 12% больше, чем до расставания с Diageo.
В начале 2000-х гг. Рустам Тарико сосредоточился на продвижении собственного бренда — водки «Русский Стандарт». По данным Национальной алкогольной ассоциации, в это время на водку класса премиум приходилось 20% рынка. Бренд «Русский Стандарт Original» опередил по объему продаж импортные премиальные марки в России и вышел на зарубежные рынки. По итогам 2009 г. 50% выпущенной «Русским Стандартом» водки было продано на экспорт.
Опережая события и конкурентов
К концу 90-х гг. г-н Тарико приобрел известность в деловых кругах своей амбициозностью и готовностью к риску, но при этом оказался на редкость удачливым. Он купил малоизвестный Агрооптбанк, переименовал его в «Русский Стандарт» и начал с нового тогда для России продукта — потребительского экспресс-кредитования. Займы без залога и поручителей прямо в торговых центрах, выдача кредитов наличными, а потом и рассылка кредитных карт по почте — такого не предлагал ни один банк. Правда, ни один банк тогда и не брал за свои операции такое же огромное вознаграждение — при декларируемой ставке в 10-15% годовых реальные доходили до 80-90%. В 2007 г. под давлением со стороны ЦБ «Русский Стандарт» сообщил, что по самому дорогому продукту — кредиту на мобильные телефоны — эффективная ставка достигала 88,83%.
Инвестиции собственно в банк составили $100 тыс. — столько Рустам Тарико потратил на лицензию и приведение к нулю баланса кредитной организации. Ровно в десять раз больше было заплачено McKinsey за разработку стратегии и бизнес-плана, еще около $20 млн ушло на выдачу первых кредитов. Согласно бизнес-плану McKinsey, банк должен был выйти на доходность в 2003 г., однако, по словам г-на Тарико, точка безубыточности наступила уже в 2001 г. Бизнес банка удваивался каждый год. В 2004 г. «Русский Стандарт» занял 2-е место по объему потребительских кредитов в России, уступив только Сбербанку.
А к концу 2004 г. Рустам Тарико оценивал свой банк уже в $1 млрд.
Однако банкиры, как и прежде, не воспринимают г-на Тарико всерьез, несмотря на то что тот зарабатывает гораздо больше многих из них. «Им трудно это осознать, потому что они всю жизнь банкиры, а тут кто-то пришел — и взлетел», — считает г-н Тиньков*.
В 2005 г. «Русский Стандарт» стал эксклюзивным оператором в России системы American Express. Рустам Тарико шел к этому контракту со дня основания банка — пять лет. В интервью журналу «Профиль» он рассказал, что переговоры были трудными. «Прогресс в них был прямо пропорционален моему успеху в России», — добавил г-н Тарико.
В 2007 г. бум потребительского кредитования достиг пика, и скрытые комиссии стали интересовать не только заемщиков, но и такие структуры, как ЦБ РФ, ФАС и Роспотребнадзор. Рустама Тарико вызвали на ковер в генпрокуратуру, после чего «Русский Стандарт» отменил все скрытые комиссии и снизил процентную ставку. Банку это обошлось в $200 млн упущенной прибыли, а сам прецедент привел к регулированию эффективной процентной ставки в банковском секторе. Г-н Тарико прокомментировал конфликт газете «Ведомости», как всегда, оптимистично: «Когда вы практически первым запускаете бизнес такого масштаба, то сталкиваетесь с большим количеством неизвестных элементов: степень риска, стоимость денег, операционные расходы, инвестиции. Кредит физлицу — это не кредит «Газпрому».
В 2009 г. «Русский Стандарт» показал убыток в размере 4,5 млрд руб., однако в первой половине 2010-го сумел получить более 2 млрд руб. прибыли и занять 16-е место в рейтинге самых прибыльных банков по версии журнала «КоммерсантЪ-Деньги».
Когда ВЭБ решил создать на базе санированного Связь-Банка федеральный почтовый банк с участием «Почты России», Рустам Тарико не смог остаться в стороне. Весь 2010 г. «Русский Стандарт» вместе с НОМОС-Банком посвятил борьбе за участие в создании «Почтового Банка». Одно из условий — банк-партнер должен быть готов к финансовому участию в капитале в размере не менее 25%, но не более 50%. Акционирование пока продолжается. Однако первоначальная стоимость бизнеса ФГУП «Почта России» оказалась занижена в разы. Первоначально ее оценили в 80-100 млрд руб. Но в январе 2010 г. гендиректор ФГУП «Почта России» Александр Киселев рассказал СМИ, что цена акционирования может составить 450 млрд руб. Соответственно стоимость долей для партнеров значительно увеличивается.
Согласно собственной установке, г-н Тарико «никогда не разделяет работу и отдых». Но его времени все равно не хватает на все компании холдинга. Еще с 2000 г. бизнесмен передал оперативное управление ЗАО «Руст Инк» менеджеру, а позже и у водочного бизнеса появился наемный генеральный директор. Только управление банком, где Рустам Тарико числится председателем совета директоров, пока остается в его руках. Предприниматель не раз отмечал, что банк — его любимое детище и банковский бизнес доставляет ему большое удовольствие.
Рустам Тарико
Председатель совета директоров ЗАО «Банк Русский Стандарт»
Родился 17 марта 1962 г.
Образование: в 1989 г. окончил экономический факультет Московского института инженеров транспорта (МИИТ); в 2000 г. окончил бизнес-школу INSEAD Executive School (Франция).
Карьера: 1988-1990 гг. — сотрудник турагентства «Бизнес Тур»; 1990-1992 гг. — консультант итальянских компаний Ferrero и Martini&Rossi; с 1992 г. — владелец ЗАО «Руст Инк»; с 1998 г. — владелец ООО «Русский Стандарт Водка»; с 1999 г. — председатель совета директоров банка «Русский Стандарт». Имущество «водочного короля»
Источник: «ДК». * - выполняет функции иностранного агента
банкир под градусом
Осенью 2010 г. глава холдинга «Русский Стандарт» Рустам Тарико приобрел у монополиста «Татспиртпром» Буинский спиртзавод. Актив стоил предпринимателю 632 млн руб., хотя только на оснащение предприятия современным оборудованием прежний собственник потратил почти миллиард.
Г-н Тарико не зря выбрал для покупки именно этот актив «Татспиртпрома»: он давно хотел иметь собственное производство для построения вертикально интегрированной компании. Буинский спиртзавод выступил недостающим звеном в водочном бизнесе «Русского Стандарта». «Когда все компании закупают спирт общих категорий на оптовом рынке, мы получаем возможность производить водку уникального качества благодаря полному контролю всей цепочки — от зерна до готовой продукции», — прокомментировал Рустам Тарико.
В распоряжении компании уже имеется собственный спиртоводочный завод «Русский Стандарт» мощностью 3,6 млн дaл в год, построенный в 2006 г. в Санкт-Петербурге. Однако предприятия, на котором можно производить сырье для водки, не было.
Выгода есть и для Татарстана. ОАО «Татспиртпром» не могло обеспечить Буинскому заводу полную загрузку — 6 тыс. дал, за что неоднократно получало замечания от своего акционера — правительства республики. По словам Максима Клягина, аналитика УК «Финам Менеджмент», политика татарстанского холдинга меняется и вместе с тем он заинтересован в привлечении новых средств. «Татспиртпром» делает ставку не столько на удержание крупной доли местного рынка, сколько на продвижение готовой продукции в соседних регионах», — пояснил г-н Клягин.
Ильдар Халиков, премьер-министр РТ и председатель совета директоров «Татспиртпрома», сообщил газете «КоммерсантЪ», что партнерство с «Русским Стандартом» выгодно, тем более акцизы останутся в республике.
После закрытия сделки «Русский Стандарт» объявил о модернизации спиртзавода в 2011 г., в которую инвестируют $8-10 млн. Она не коснется ни оборудования, ни мощностей. Как известно, немалую роль в качестве любых напитков играет вода. И г-н Тарико всерьез задумался о том, как построить эффективные сооружения для очистки воды из реки Свияги, на которой стоит предприятие.
Стратегический авантюрист
Сложно сказать, какой бренд холдинга «Русский Стандарт» более известен в России — банк-пионер экспресс-кредитования или популярная водка премиум-класса. Основатель и владелец этого бренда Рустам Тарико сделал миллиарды без начального капитала и номенклатурных связей. Не зря предприниматель Олег Тиньков* поставил его на второе место после основателя «Копейки» Андрея Рогачева в собственном рейтинге «золотого запаса России».
Г-н Тарико стал первым, кто создал марку российской водки класса премиум и вывел ее на зарубежный рынок, потеснив даже таких гигантов, как шведский Absolut, литовская Stolichnaya и британский Smirnoff. Сегодня компания продает 2,5 млн коробов водки «Русский Стандарт» в России и более чем в 75 странах Европы, Америки, Азии. На экспорт уходит свыше половины продукции.
Затем Рустам Тарико сумел удивить российских банкиров. Все они отнеслись к нему, открывшему в 1999 г. первый в стране банк потребительского кредитования «Русский Стандарт», как к выскочке. Но новый банк быстро занял свою нишу и стал лидером в сегменте потребительского кредитования. По данным аналитиков банка «Тинькофф Кредитные Системы», на 1 марта 2011 г. «Русский Стандарт» почти в два раза обгонял Сбербанк по портфелю кредитных карт.
По мнению г-на Тарико, авантюрист — это тот, у кого нет цели. «Мой рыночный успех достигается технологическим совершенством продукта и принятием на себя тех рисков, которые люди обычно не хотят на себя брать», — рассказал он в интервью журналу «Эксперт».
Легкость успеха бизнесмена — только видимость. Водочный, а после и банковский бренд «Русский Стандарт» Рустам Тарико совместно с американской консалтинговой компанией McKinsey разрабатывал два года. И до сих пор предпочитает на несколько ходов вперед просчитывать каждый крупный шаг в развитии холдинга.
Приключение итальянцев в Москве
Начинал бизнес г-н Тарико не с кредитов и алкоголя, а со школьного ВИА в родном Мензелинске. Ансамбль прикрепили к местному Дворцу культуры, и тот платил музыкантам за игру на дискотеках. Но с музыкой Рустам Тарико решил не связывать свою жизнь, а поехал в Москву поступать в Институт инженеров транспорта. С первой попытки не удалось, и будущий миллиардер подрабатывал дворником.
На 4-м курсе института г-н Тарико оказался в туристической фирме итальянки Эмануэллы Карбончини «Бизнес Тур», которая занималась бронированием номеров в гостиницах Москвы для итальянских бизнесменов. Однако г-же Карбончини мешала бюрократия и коррупционность «Интуриста». «Я добился заселения иностранцев не только в ограниченное число специальных отелей, но и в другие гостиницы», — вспоминает о первых успехах Рустам Тарико.
Он рассудил так: раз «Интурист» мешает зарабатывать, то обойдемся без него. Чтобы заключить партнерское соглашение с гостиницей «Россия», студент весь день просидел в приемной. И когда директриса наконец приняла его, предложил задействовать ее связи с чиновниками и организовать турпоток иностранцев в обход «Интуриста».
Благодаря стараниям г-на Тарико вплоть до открытия границ в 1990 г. Москву посетили тысячи иностранных бизнесменов. В первый месяц работы в турфирме он заработал $60 тыс. и установил хорошие связи, в первую очередь с итальянцами.
В 1990 г. Рустам Тарико стал консультантом итальянских компаний Ferrero, Martini&Rossi. К представителю Ferrero SpA он пришел с предложением продавать киндер-сюрпризы за рубли и в обычных магазинах. До этого шоколадные яйца можно было купить только в валютных «Березках».
Итальянцы поначалу засомневались. В отличие от г-на Тарико они слабо представляли, как будет развиваться торговля в СССР, и не прогнозировали больших продаж. Молодому человеку дали на пробу всего одну коробку. Рустаму Тарико не составило проблем быстро продать киндер-сюрпризы в то время, когда все отечественные шоколадки были похожи друг на друга. «Я вывел на рынок не только качественный, но и наполненный эмоциональным восприятием продукт — Ferrero Kinder Surprise», — не без гордости вспоминает он.
Оценив успех предпринимателя, компания предложила ему пройти годовое обучение в Люксембурге и стать штатным сотрудником. Г-н Тарико отправился в герцогство, но уже вскоре вернулся назад — после развала СССР перед ним открылись широкие возможности.
Променял «Советское шампанское» на итальянское Martini
Первый миллион долларов Рустам Тарико заработал в 1993-1994 гг. дистрибуцией зарубежного элитного алкоголя в России. На этот раз итальянские бизнесмены сами вышли на него. Незадолго до переговоров предприниматель открыл дистрибьюторскую компанию «Руст Инк» и заверил итальянцев, что продаст за два месяца в Москве столько Martini, сколько прежде продавалось за год в тех же «Березках». При том что бутылка Martini тогда стоила дорого — $50. И хотя первую фуру с Martini будущий миллиардер разгружал сам, ресурсов нового дистрибьютора хватило, чтобы достойно выполнить обещание.
По словам г-на Тарико, это была революция для страны, где пили только самогон, водку и «Советское шампанское» по праздникам. «Мы стали крупнейшим импортером Martini Bianco в мире. После появились и другие премиум-продукты, которые в стране практически отсутствовали. Например, виски или ликер Baileys», — вспоминает бизнесмен.
Кризис 1998 г. обрушил рынок алкоголя в сегменте премиум, и тогда же Рустам Тарико реализовал давнюю задумку о собственном алкогольном бренде, рассчитанном на «состоятельных, патриотично настроенных» россиян. Таким брендом стала водка премиум-класса «Русский Стандарт», запуск в продажу которой произошел сразу после августовского дефолта 1998 г. Вплоть до 2006 г., пока г-н Тарико не построил собственное предприятие, водку выпускали на санкт-петербургском ликеро-водочном заводе «Ливиз». «Ливиз» не производил спирт самостоятельно, поэтому «Русский Стандарт» закупал сырье на стороне. Однако Рустаму Тарико удалось обеспечить стабильность качества водки за счет поставок одного и того же спирта.
Чисто русский продукт
В 2001 г. оборот «Руст Инка» составил около $100 млн. Однако уже в 2002-м компания потеряла контракт с Bacardi-Martini, которая создала собственное сбытовое подразделение в России. Сам г-н Тарико рассказал тогда, что разрыв с Bacardi-Martini — важное событие, но нестратегическое. «По объему продаж Martini занимал 3-е место после «Русского Стандарта» и виски Johnnie Walker», — пояснял он газете «Ведомости». На самом деле его компания вместе с контрактом лишилась, по различным оценкам, 50-70% оборота.
Второй удар по «Руст Инк» произошел в 2006 г., когда другой партнер, британский алкоконцерн Diageo, объединился со структурами «Альфа-Групп» в ЗАО «Диаджео Дистрибьюшн» и стал самостоятельно контролировать дистрибуцию. По мнению Германа Климовского, вице-президента РВВК, рентабельность брендов Diageo для Рустама Тарико составляла около 40-50%. «Лишившись дистрибьюторского контракта с Diageo, г-н Тарико теряет как минимум $20 млн в год и около половины своих продаж», — рассказывал г-н Климовский газете «Ведомости».
Но Рустам Тарико не стал рефлексировать и быстро подписал соглашения с Gruppo Campari о дистрибуции Cinzano — прямого конкурента Martini — и Grants на гораздо более выгодных условиях, чем с Diageo и Remy Cointreau. По словам г-на Тарико, компания компенсировала уход Diageo за 8,5 месяцев. По итогам 2006 г. оборот «Руст Инка» составил $250 млн, что на 12% больше, чем до расставания с Diageo.
В начале 2000-х гг. Рустам Тарико сосредоточился на продвижении собственного бренда — водки «Русский Стандарт». По данным Национальной алкогольной ассоциации, в это время на водку класса премиум приходилось 20% рынка. Бренд «Русский Стандарт Original» опередил по объему продаж импортные премиальные марки в России и вышел на зарубежные рынки. По итогам 2009 г. 50% выпущенной «Русским Стандартом» водки было продано на экспорт.
Опережая события и конкурентов
К концу 90-х гг. г-н Тарико приобрел известность в деловых кругах своей амбициозностью и готовностью к риску, но при этом оказался на редкость удачливым. Он купил малоизвестный Агрооптбанк, переименовал его в «Русский Стандарт» и начал с нового тогда для России продукта — потребительского экспресс-кредитования. Займы без залога и поручителей прямо в торговых центрах, выдача кредитов наличными, а потом и рассылка кредитных карт по почте — такого не предлагал ни один банк. Правда, ни один банк тогда и не брал за свои операции такое же огромное вознаграждение — при декларируемой ставке в 10-15% годовых реальные доходили до 80-90%. В 2007 г. под давлением со стороны ЦБ «Русский Стандарт» сообщил, что по самому дорогому продукту — кредиту на мобильные телефоны — эффективная ставка достигала 88,83%.
Инвестиции собственно в банк составили $100 тыс. — столько Рустам Тарико потратил на лицензию и приведение к нулю баланса кредитной организации. Ровно в десять раз больше было заплачено McKinsey за разработку стратегии и бизнес-плана, еще около $20 млн ушло на выдачу первых кредитов. Согласно бизнес-плану McKinsey, банк должен был выйти на доходность в 2003 г., однако, по словам г-на Тарико, точка безубыточности наступила уже в 2001 г. Бизнес банка удваивался каждый год. В 2004 г. «Русский Стандарт» занял 2-е место по объему потребительских кредитов в России, уступив только Сбербанку.
А к концу 2004 г. Рустам Тарико оценивал свой банк уже в $1 млрд.
Однако банкиры, как и прежде, не воспринимают г-на Тарико всерьез, несмотря на то что тот зарабатывает гораздо больше многих из них. «Им трудно это осознать, потому что они всю жизнь банкиры, а тут кто-то пришел — и взлетел», — считает г-н Тиньков*.
В 2005 г. «Русский Стандарт» стал эксклюзивным оператором в России системы American Express. Рустам Тарико шел к этому контракту со дня основания банка — пять лет. В интервью журналу «Профиль» он рассказал, что переговоры были трудными. «Прогресс в них был прямо пропорционален моему успеху в России», — добавил г-н Тарико.
В 2007 г. бум потребительского кредитования достиг пика, и скрытые комиссии стали интересовать не только заемщиков, но и такие структуры, как ЦБ РФ, ФАС и Роспотребнадзор. Рустама Тарико вызвали на ковер в генпрокуратуру, после чего «Русский Стандарт» отменил все скрытые комиссии и снизил процентную ставку. Банку это обошлось в $200 млн упущенной прибыли, а сам прецедент привел к регулированию эффективной процентной ставки в банковском секторе. Г-н Тарико прокомментировал конфликт газете «Ведомости», как всегда, оптимистично: «Когда вы практически первым запускаете бизнес такого масштаба, то сталкиваетесь с большим количеством неизвестных элементов: степень риска, стоимость денег, операционные расходы, инвестиции. Кредит физлицу — это не кредит «Газпрому».
В 2009 г. «Русский Стандарт» показал убыток в размере 4,5 млрд руб., однако в первой половине 2010-го сумел получить более 2 млрд руб. прибыли и занять 16-е место в рейтинге самых прибыльных банков по версии журнала «КоммерсантЪ-Деньги».
Когда ВЭБ решил создать на базе санированного Связь-Банка федеральный почтовый банк с участием «Почты России», Рустам Тарико не смог остаться в стороне. Весь 2010 г. «Русский Стандарт» вместе с НОМОС-Банком посвятил борьбе за участие в создании «Почтового Банка». Одно из условий — банк-партнер должен быть готов к финансовому участию в капитале в размере не менее 25%, но не более 50%. Акционирование пока продолжается. Однако первоначальная стоимость бизнеса ФГУП «Почта России» оказалась занижена в разы. Первоначально ее оценили в 80-100 млрд руб. Но в январе 2010 г. гендиректор ФГУП «Почта России» Александр Киселев рассказал СМИ, что цена акционирования может составить 450 млрд руб. Соответственно стоимость долей для партнеров значительно увеличивается.
Согласно собственной установке, г-н Тарико «никогда не разделяет работу и отдых». Но его времени все равно не хватает на все компании холдинга. Еще с 2000 г. бизнесмен передал оперативное управление ЗАО «Руст Инк» менеджеру, а позже и у водочного бизнеса появился наемный генеральный директор. Только управление банком, где Рустам Тарико числится председателем совета директоров, пока остается в его руках. Предприниматель не раз отмечал, что банк — его любимое детище и банковский бизнес доставляет ему большое удовольствие.
Рустам Тарико
Председатель совета директоров ЗАО «Банк Русский Стандарт»
Родился 17 марта 1962 г.
Образование: в 1989 г. окончил экономический факультет Московского института инженеров транспорта (МИИТ); в 2000 г. окончил бизнес-школу INSEAD Executive School (Франция).
Карьера: 1988-1990 гг. — сотрудник турагентства «Бизнес Тур»; 1990-1992 гг. — консультант итальянских компаний Ferrero и Martini&Rossi; с 1992 г. — владелец ЗАО «Руст Инк»; с 1998 г. — владелец ООО «Русский Стандарт Водка»; с 1999 г. — председатель совета директоров банка «Русский Стандарт». Имущество «водочного короля»
Источник: «ДК». * - выполняет функции иностранного агента