Рынок до и ПО
Кто мог знать, что мир изменится так быстро. Что появятся персоналки и наступят времена, когда бухгалтер будет общаться с компьютером непосредстенно. Что централизованное финансирование автоматизац
Кто мог знать, что мир изменится так быстро. Что появятся персоналки и наступят времена, когда бухгалтер будет общаться с компьютером непосредстенно. Что централизованное финансирование автоматизации канет в Лету, и это пошатнет позиции таких "монстров" программирования, как НПО "Уралсистем". Что местный рынок прикладного программного обеспечения (ПО), тем не менее, будет успешно развиваться в самых различных направлениях.
Сегодня на этом рынке можно выделить несколько сегментов. Во-первых, фирмы, которые занимаются продажей и настройкой чужих серийных программных продуктов — похоже, именно такая деятельность приносит сейчас максимальные дивиденды. Во-вторых, коллективы, ведущие собственные разработки. Наконец, особняком стоят компании, которые специализируются на внедрении крупных корпоративных систем. Они занимаются одновременно и разработкой своего, и продажей чужого, а кроме того, оказывают услуги консалтинга. У каждого сектора рынка свои законы развития, свои проблемы и достижения. Однако извечный спор, что лучше — писать программу самим или адаптировать готовый продукт — не утихает и по сей день…
Как айсберг в океане
Корпоративные информационные системы (КИС) — вещь для России относительно новая. Покуда крупные предприятия пребывали в состоянии летаргического сна, потребность в таких системах отсутствовала. Но вот наступил долгожданный промышленный подъем, гиганты стали просыпаться — тут-то и выяснилось, что управлять ими по старинке, на интуитивном уровне, весьма непросто. То есть управлять-то, конечно, можно, но последствия могут быть печальными, ибо в условиях конкурентной борьбы неверные решения — как оперативные, так и стратегические — могут привести к краху всего бизнеса. А чтобы решения были верными, нужна информация для аналитики, соответствующим образом переработанная. Короче говоря — нужна корпоративная информационная система.
С другой стороны, с оживлением экономики появились предприятия, которые могут себе такую систему позволить (удовольствие не из дешевых). Это прежде всего сектор, где сегодня есть реальные деньги, — сырьевые отрасли, металлургия, энергетика. Интерес к такого рода системам уже проявляют крупные машиностроительные
заводы, что еще пару лет назад казалось фантастикой. В результате можно говорить о медленном, но неуклонном росте платежеспособного спроса на КИС. Поскольку направление это перспективное, предложение не только не отстает от спроса, но даже несколько опережает его.
На местном рынке представлены филиалы и региональные отделения московских компаний "Парус", "Галактика" и "Стерлинг-групп". Компания "Корус АКС" занимается внедрением систем "Эталон" и "Конкорд", а также консалтингом в области других российских и западных КИС. Инновационная компания "Хост" специализируется на разработке и внедрении PRO/MIS, NS-2000, ИБС "БАНКИР", оказывает консалтинговые услуги по проектам, связанным с автоматизацией крупных предприятий. "R-Style" предлагает адаптированную для России версию американской PRMS. Кроме того, работает офис компании SAP — производителя R/3, выполняющий в основном презентационные функции (в этом году SAP планирует открыть в Екатеринбурге официальное представительство).
Если же говорить о самих системах, то из "тяжеловесов" на нашем рынке сколько-нибудь заметную роль играет лишь R/3. Она успешно внедряется в "Свердловэнерго" (что приятно удивило г-на Чубайса), а также на НТМК. Интегрированная система управления финансами PRO/MIS работает в концерне "Калина" ("Уральские самоцветы") и на заводе "Алкона". Российская "Галактика" активно внедряется на заводе керамических изделий и в сети супермаркетов "Кировский". Еще ряд проектов находятся пока на начальной стадии.
Какими критериями руководствуются пользователи при выборе КИС? В таком серьезном вопросе мало кто полагается на рекламу. На Западе, где рынок КИС вполне сложился, выбрать подходящую систему не составляет труда. Руководитель знает, что та или иная КИС успешно работает на сотне предприятий той же отрасли, имеет соответствующее реноме и будет прекрасно работать и на его предприятии. В России число успешных внедрений пока исчисляется в лучшем случае десятками, поэтому выбор системы носит зачастую иррациональный характер. По мнению Леонида Гольдберга, эксперта корпорации "Парус" по Уральскому региону, когда речь идет о технически сложной продукции, пользователь заведомо не имеет достаточных оснований для выбора. Суметь понять, где преимущества, где недостатки, просто невозможно. Это, скорее, выбор брэнда. Кроме того, немаловажное значение имеет доверие к фирме, которой предстоит заниматься внедрением. И, конечно, примеры успешной работы на аналогичных предприятиях — именно поэтому крайне низок спрос на системы, новые для российского рынка. По той же причине очень сложно найти подходящую КИС для крупного машиностроительного завода. Что касается функциональности — ее часто выбирают "с запасом", пытаясь спрогнозировать, что потребуется завтра.
Не смолкают споры, что лучше — западная КИС или российская? Есть мнение, что зарубежные системы практически невозможно адаптировать к реалиям российской экономики. Кроме "неформальных" аспектов управления, в данном случае речь идет о вполне объективных вещах. Например, в западных системах взаимозачетные схемы реализованы довольно сложным
образом, тогда как в России большая часть отношений базируется на взаимозачетах. Немало проблем также создает отсутствие четко налаженного механизма поставок и сбыта, а соответственно — недостаточная точность оценки ресурсов. На Западе, наоборот, очень развита торговля на заказ с минимальными запасами на складах, а поставки происходят чуть ли не по минутам. Примеры можно продолжить.
Кроме того, западные КИС ориентированы на более высокий уровень пользователя и в плане компьютерной подготовки, и в плане ответственности. "Защита от дурака" там практически не предусмотрена. Если в России "человеку свойственно ошибаться", то за рубежом его за это наказывают. К тому же западная система управления предприятием автоматически предполагает знакомство со стандартными управленческими технологиями, которые для российских менеджеров — тайна за семью печатями. Другие аргументы скептиков: дороговизна зарубежных систем и невостребованность большей части их функций. Последний довод: поскольку западные компании получают с российского рынка 1-3% оборота, вряд ли они будут вкладывать значительные средства в развитие систем для России.
С другой стороны, та же компания SAP уже инвестировала в российский рынок $ 15 млн. А мнение о невозможности адаптации опровергается реальной работой таких систем в российских условиях. Никто не станет отрицать, что на Западе куда более развита экономическая наука. Кроме прекрасной теоретической основы, западные КИС могут похвастаться богатейшим опытом внедрений в самых разных областях. Не вызывает сомнений и надежность партнера.
Похоже, успех переноса иностранных КИС на российскую почву во многом определяется способностью предприятия перестроить свою систему управления в соответствии с западными стандартами, а также тем, насколько внедренцы и потребители готовы двигаться навстречу друг другу. Проблема российской специфики решается путем написания оригинальных программных модулей — например, для бухгалтерии. Если говорить о затратах, которые в любом случае не могут быть ниже какого-то определенного уровня, — сегодня внедрение зарубежных систем оправдано лишь для крупных и сверхкрупных компаний. И, конечно, такие системы незаменимы для интеграции в мировое экономическое пространство.
Отечественные КИС еще очень молоды, так что говорить о каких-то весомых результатах здесь пока рано. Тем не менее на российском рынке эти системы конкурируют с западными вполне успешно. Они гораздо лучше приспособлены к чудесам нашей экономической системы, постоянно меняющегося законодательства и т.п. Иногда сама жизнь предлагает оригинальные хозяйственные решения, которые затем успешно реализуются в таких системах. Дополнительная привлекательность отечественной системы для заказчика — в возможности адаптации с учетом экономической практики, сложившейся на предприятии, и даже настройки визуального представления информации на конкретного руководителя.
Выбор КИС обычно начинается с этапа обследования. За рубежом этим обычно занимаются консалтинговые фирмы, которые уже затем формируют задачу для специалистов в области информационных ехнологий. У нас в принципе такое тоже возможно — никто не мешает пригласить в качестве генерального подрядчика какую-нибудь уважаемую западную фирму вроде "Делойт и Туш". Однако
из-за дороговизны подобных услуг так мало кто делает, и внедренческим фирмам приходится справляться своими силами. В результате консалтинга становится ясно, что именно неблагополучно в управлении предприятием. Одна из самых распространенных ситуаций — отсутствие четкой управленческой иерархии, когда один работник подчиняется нескольким начальникам, а его должностные обязанности размыты и неопределенны. Немало нареканий вызывает также беспорядочность учета на крупных предприятиях, когда аналитические данные плохо увязаны с синтетическим учетом. Автоматизировать существующий хаос бесполезно, нужно сначала "отрегулировать модель" — привести в порядок организационную структуру. Отсюда следует, что внедрением корпоративной системы должен руководить генеральный директор, в крайнем случае — его первый заместитель. На практике же встречаются ситуации, когда начальник отдела автоматизации подчиняется начальнику АХЧ.
Много проблем связано и с финансированием. Как говорит технический директор компании "Хост" Глеб Алексеев, необходимо различать готовность предприятия приобрести систему и готовность ее реально внедрять. "Мучительное решение отдать деньги часто отнимает у заказчика все силы, и на внедрение их уже не остается. А ведь заплатить за лицензию — это только первый шаг, за которым следует огромное количество работы. И никакие специалисты не смогут выполнить ее без участия предприятия". Конечно, руководство предприятий понять можно. Внедрение КИС требует весьма значительных инвестиций, особенно на первом этапе. Даже российские системы стоят от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов, не говоря уж о зарубежных. Авансовые платежи составляют обычно 30-60% от стоимости системы, однако могут достигать и 100%. А ведь еще нужно потратиться на соответствующую инфраструктуру (серверы, локальная сеть, организация дополнительных автоматизированных рабочих мест — например, на складах) и купить соответствующее служебное программное обеспечение, тоже весьма и весьма недешевое. Достаточно сказать, что лицензия на СУБД Oracle стоит порядка $ 500 для одного рабочего места.
Причем сегодня в Екатеринбурге никто не может похвастаться "полностью внедренной" КИС. Дело в том, что функциональные возможности таких систем используются обычно на 30-40%. Пока на предприятии происходит внедрение новых модулей и освоение новых функций, система не стоит на месте. Она развивается, и ее развитие нередко опережает рост потребностей пользователя. Отсюда следует, что внедрение — процесс бесконечный, как ремонт: его невозможно закончить, а можно только прекратить, и он требует постоянной финансовой подпитки. Для многих руководителей это оказывается неприятной неожиданностью. Кризис возникает обычно через 3-4 месяца после начала внедрения, когда начальный энтузиазм уже иссяк, а реальных результатов еще нет.
Возникает вопрос: а стоит ли овчинка выделки? К сожалению, не существует достоверных российских методик расчета экономической эффективности от внедрения таких систем. Однако интерес многих руководителей к КИС — отнюдь не дань моде. Оперативная достоверная информация для принятия решения — чрезвычайно важное условие для нормального развития предприятия, а иногда и вопрос выживания. Бывают парадоксальные ситуации: лавинообразный рост заказов приводит к тому, что при отсутствии КИС предприятие не может их нормально "переварить" и в результате просто "захлебывается". Без такой системы невозможно даже среднесрочное планирование. Еще один повод для внедрения корпоративной системы — стремление привлечь зарубежных инвесторов, которых в первую очередь интересует прозрачность ведения бизнеса. Другое дело, какую цену предприятие готово платить за все эти удовольствия. Следует оценить конкуренцию в отрасли, свои финансовые возможности и перспективы развития. И уж если решение принято — довести дело до осязаемых результатов.
Побочный плюс КИС — наведение порядка в организации. В начале внедрения у пользователей нередко возникает ощущение, будто система порождает массу проблем. На самом деле система тут ни при чем, сложности существовали и раньше, просто носили скрытый характер. И после упорядочения учета возникает новый пласт проблем, о которых раньше никто даже не догадывался. Как считает Леонид Гольдберг, "то, на что рассчитывают руководители при внедрении системы, — это не то, на что им следует рассчитывать, и не то, что получится в реальности. Но их представления трансформируются постепенно, это непрерывный процесс вживания в систему, так что в результате они уже не могут точно сказать, оправдались их ожидания или нет".
Развитию КИС также способствуют тенденции укрупнения производств, слияния предприятий и образования холдингов. Управлять такими образованиями, держа всю информацию в голове, просто невозможно. Кроме того, холдинги аккумулируют немалые средства и обладают большими амбициями, в том числе в плане завоевания международных рынков. Все это очевидно приведет к увеличению числа внедрений КИС и появлению новых. А с ростом числа внедрений неизбежно вырастет квалификация внедренческих фирм, что, в свою очередь, повысит спрос на их услуги. Ведь сегодня пока у большинства потенциальных потребителей такие решения либо отсутствуют вовсе, либо присутствуют в каких-то кусочных вариантах. Поэтому не кажутся преувеличением слова Юрия Розенбойма, заместителя генерального директора компании "Корус АКС": "Корпоративные информационные системы — это та часть информационных технологий, ради которой существует все остальное: компьютеры, локальные сети и т.п. Это то, что действительно требуется нашим предприятиям, и то, что действительно будет развиваться".
В свете таких радужных перспектив представляется неизбежным появление местных програм-мных разработок в этой области. Подобной инициативы следует в первую очередь ожидать со стороны фирм и специалистов, имеющих опыт внедрения такого рода систем. Конечно, речь не идет о создании "с нуля" некой гипотетической КИС и дальнейшем ее продвижении, такой путь был бы слишком затратным. Более вероятна модификация каких-то заказных разработок. Первые ласточки уже появляются. Один из примеров — автоматизированная система фирмы "СофтСтеп", успешно работающая в "Уралтрансгазе". Это, конечно, пока никакая не КИС, а просто система учета — но с другой стороны, уже и не обычная бухгалтерская разработка: "Уралтрансгаз" — крупное предприятие с внутрихозяйственными расчетами между подразделениями, имеющими самостоятельный баланс, с большим количеством пользователей на территории четырех областей, с огромными объемами хранимых данных. Кроме того, сейчас разрабатываются модули, позволяющие реализовывать функции планирования и бюджетирования, то есть типичные функции КИС.
В чем же секрет успеха относительно небольшого коллектива программистов? Во-первых, правильно было выбрано средство разработки — мощная система управления базами данных Oracle, реализующая технологию клиент-сервер. Oracle позволяет работать с базами сколь угодно большого размера, поддерживает любое число одновременно работающих пользователей, обеспечивает логическую целостность данных и надежную защиту от несанкционированного доступа, а также допускает безболезненное наращивание системы. Наконец, это известный надежный инструмент, вызывающий доверие со стороны заказчика.
Во-вторых, немалую роль сыграл умелый менеджмент. Процесс создания ПО и его внедрения был организован исключительно грамотно. Как правило, беда заказных разработок заключается в том, что каждая программа несет неизгладимую печать своего создателя. Она настолько оригинальна, что разобраться в ней не может никто, кроме автора, а это в результате приводит к сложностям сопровождения такой системы. Чтобы избежать подобной ситуации, руководство "СофтСтепа" попыталось максимально автоматизировать и унифицировать процесс написания программ, придать ему промышленный характер. Здесь опять же помог Oracle Designer. По словам заместителя директора фирмы "СофтСтеп" Александра Василевича, разработка из творческого процесса превратилась в процесс производственный. "В результате мы спокойно можем сменить исполнителя на каком-то конкретном участке. В течение 1-3 недель он войдет в курс дела и продолжит работу". То же самое относится и к внедрению. Сейчас коллектив отрабатывает технологию промышленного внедрения, которая позволит максимально формализовать этот процесс.
Бухгалтерские страсти
Если рынок корпоративных систем пока в основном можно рассматривать с точки зрения его большого потенциала, то на рынке торговых и бухгалтерских программ уже сегодня страсти кипят вовсю. В начале 90-х заводы переживали не лучшие времена, зато появилось огромное количество кооперативов и небольших предприятий. У каждого была опять же небольшая бухгалтерия, которая как нельзя лучше подходила для автоматизации. Кроме того, чтобы быть конкурентоспособным, малое предприятие остро нуждается в оперативной информации о своем финансовом состоянии. Желание совпало с возможностями, и спрос родил предложение. Бухгалтерские программы стали появляться как грибы после дождя. За прошедшее десятилетие в этом секторе был накоплен определенный опыт, и место кустарных разработок заняли массовые продукты, главным образом московских производителей. А поскольку заниматься продажей программного обеспечения гораздо более выгодно, чем, скажем, торговать компьютерами (рентабельность такой деятельности составляет 80-100%), конкуренция на этом рынке колоссальная. Фирм, реализующих известные московские разработки — "1С", "БЭСТ", "Инфо-бухгалтер" и др., — в Екатеринбурге не один десяток. Свои решения по автоматизации бухгалтерии предлагают региональные отделения московских корпораций "Парус" и "R-Style". Созданием программных продуктов для бухгалтерии занимаются "СКБ Контур", "Бонус", "СофтПлюс" и многие другие.
Лидирующее положение — не только в Екатеринбурге, но и в России в целом — занимают программы 1С, идеально приспособленные для автоматизации бухгалтерии небольших предприятий (которым, как уже говорилось, несть числа). "1С" имеет развитую партнерскую сеть — свыше 7 тыс. партнеров. Компания оказывает своим партнерам в первую очередь рекламную и информационную поддержку, а также регулярно проводит платные семинары. Партнерские отношения с "1С" предполагают значительные скидки: 50% для дилера, 55% для партнера и 60% для дистрибьютора. Чтобы стать дистрибьютором, необходимо продавать не менее 100 коробок "1С: Бухгалтерии" в месяц. Крупнейший местный дистрибьютор "1С" — компания "Эрикос" — реализует в месяц порядка 350 коробок "1С" (по всем продуктам) и обладает собственной дилерской сетью. Всего же на местном рынке эти программы распространяют более десятка известных фирм. Некоторые связаны с "1С" франчайзинговыми отношениями. Франчайзинг в данном случае предполагает не просто продажу продукта, но также полный комплекс услуг по его установке, внедрению и сопровождению.
Дело в том, что стандартная конфигурация "1С" подходит не всем. Для конкретного предприятия ее приходится настраивать. Сложность настройки зависит от размеров предприятия, а также от того, насколько специфический характер носит его деятельность. И если стандартный продукт "1С" относительно дешев ("1С: Бухгалтерия" стоит $ 240), то настройка может ощутимо ударить по карману: час работы специалиста по внедрению стоит 150-200 руб. Внедренческая деятельность еще более рентабельна, чем простая продажа, однако требует и большей квалификации.
Сейчас колоссальный спрос на бухгалтерские программы в основном удовлетворен. У большинства существующих компаний бухгалтерия худо-бедно автоматизирована. Конечно, купив один раз бухгалтерскую программу, организация вынуждена со временем приобретать все новые и новые версии. Постоянно создаются новые предприятия и закрываются старые. И все же доля заказчиков, впервые приобретающих тот или иной бухгалтерский продукт, неуклонно снижается. Отсюда вытекает, что сегодня "с нуля" начать заниматься распространением того же "1С" не слишком разумно — если только это не какие-то побочные продажи. А вот когда одно из основных направлений деятельности фирмы — торговля компьютерами (как у АСК, АСП, R-Style), попутно предложить потребителю приобрести какие-то нужные программы более чем логично.
Еще сложнее "вклиниться" на этот рынок с собственными разработками. Конкуренция со стороны москвичей очень сильна. Тому есть объективные
причины. В Москве аккумулированы значительные средства, и экономические предпосылки компьютеризации появились там значительно раньше, чем в остальной России. Например, автоматизация магазинов идет в Москве уже 5-6 лет, в то время как в Екатеринбурге процесс только начался. Московскими программистами накоплен солидный опыт. А опыт означает тысячи успешных внедрений, что ведет к "шлифовке" продукта, его универсализации, приданию товарного вида. Массовый характер продаж снижает себестоимость единицы продукции и создает материальную базу для новых разработок. Возможности всероссийской раскрутки продукта в Москве тоже неизмеримо шире, чем в провинции, в результате "1С" — это уже брэнд. Не случайно та же фирма "Эрикос" выполнила версию своей программы "Смета Плюс" (ведение сметных расчетов) в качестве конфигурации "1С: Предприятие". Таким образом, автоматически снимается вопрос раскрутки и распространения (можно продавать "Смету Плюс", пользуясь колоссальной дилерской сетью "1С"). Также значительно облегчается процесс адаптации системы у конечного потребителя: клиент во Владивостоке может обратиться за поддержкой в местную фирму-франчайзи "1С" и получить необходимую консультацию.
Единственный пример успешной конкуренции с москвичами в области бухгалтерских программ — компания "СКБ Контур", уступающая на местном рынке лишь "1С" (см. исследование). Эта фирма занимается автоматизацией бухгалтерии с конца 80-х годов и обладает немалым опытом. Первым коммерческим продуктом стала АМБа — бухгалтерская программа по учету труда и заработной платы (на сегодняшний день — свыше 15 тыс. продаж). По словам начальника отдела рекламы "СКБ Контур" Светланы Михайловой, если бы фирма находилась в Москве, можно было бы ограничиться тиражированием АМБы. Однако региональная компания не обладает такими возможностями широкой дистрибьюции своего продукта, как московская. Нужно было искать на рынке новые ниши.
Одним из таких сегментов оказалась автоматизация бухгалтерии средних и крупных предприятий. Дело в том, что "1С" как нельзя лучше подходит для небольших организаций, но в более сложных случаях необходима серьезная настройка — как уже отмечалось, весьма недешевая, а иногда и невозможная. Выбор массового продукта в таких случаях не слишком оправдан. Изобретать велосипед для каждого отдельного предприятия также неразумно. "СКБ Контур" предложила промежуточный вариант: серийную разработку на своем инструментарии с учетом специализации предприятия. Время показало, что направление было выбрано удачно. Поскольку продукт немассовый, большое значение имеет территориальная близость заказчика и разработчика ("СКБ Контур" работает в основном на регион Большого Урала), что позволяет оперативно вносить изменения — например, в связи с особенностями местного законодательства. С другой стороны, применение мощного собственного инструментария лишает продукт недостатков, присущих индивидуальным разработкам.
Кстати, об инструментах. Недавно встал вопрос о новых средствах, позволяющих изменять ключевые алгоритмы прямо у клиента. Был сделан выбор в пользу VBA (Visual Basic Application), на котором, в частности, написан MS Office. С фирмой Microsoft заключен договор на поставку этого продукта. Согласно договору, "СКБ Контур" получает VBA бесплатно в обмен на отчисления от продажи програм-мных продуктов, в состав которых входит VBA. Кроме того, Microsoft оказывает "СКБ Контуру" маркетинговую поддержку.
Еще один залог успеха — грамотная ценовая и маркетинговая политика. У "СКБ Контур" широкая дилерская сеть (для дилеров 2 раза в год устраиваются семинары). Работают филиалы в Перми и в Челябинске. Что касается цены — она всегда несколько ниже, чем на аналогичные разработки конкурентов. Поскольку "1С" снимает с рынка сливки, приходится заниматься не столь выгодными в коммерческом отношении заказчиками, например, стесненными в средствах бюджетными организациями, для которых даже создан специальный продукт — "Контур Бухгалтерия — Бюджет".
Индивид индивиду рознь
Итак, рынок ПО неуклонно движется от индивидуальных
разработок в сторону массовых продуктов. Возникает вопрос, имеют ли такие
разработки право на существование или это "боковая ветвь прогресса", обреченная
на неизбежный упадок?
Минусы оригинальных программ общеизвестны. Прежде всего
— это проблема сопровождения, когда изменяющаяся жизнь требует корректив
программного продукта, а вносить их некому: создатель программы давно уволился
либо занимается разработками в другой области и у него нет времени и желания
"ковыряться" в своих старых программах. Нередко такая ситуация приводит к тому,
что программное обеспечение полностью выбрасывается и заменяется новым, теперь
уже коробочным.
Впрочем, возможно иное развитие событий. Случается, что
небольшая программистская фирма, занимаясь разработкой на заказ, "попадает в
струю": выбранная ею для автоматизации область начинает бурно развиваться, туда
стекаются капиталы… Тогда программа быстренько дорабатывается до товарного вида
и выбрасывается на рынок. Далее события могут развиваться двояко. Если
фирма-разработчик проявила особую дальновидность, опередив на пару лет своих
московских конкурентов и сумев закрепиться со своим продуктом на местном рынке,
о ее будущем можно не беспокоиться. Немаловажную роль в данном случае играет
грамотная маркетинговая политика (желательно начать заниматься раскруткой
продукта еще в процессе его доработки), квалификация персонала и возможность
дальнейшего развития продукта. Не столь лучезарный вариант — появление на
горизонте московских производителей еще до того, как программу удалось
раскрутить. Это особенно вероятно в случае большой притягательности данного
сегмента рынка в финансовом отношении. Например, фирма "СофтПлюс" занимается, в
числе прочего, разработками для страховых компаний. Особых конкурентов на
местном рынке у нее пока не наблюдается, однако не исключено, что завтра в этой
сфере начнется настоящий бум и… — что будет дальше, покажет жизнь.
Бывает и
по-другому. Новый массовый продукт обладает прекрасными потребительскими
качествами, но потребитель не готов за него платить. Так случилось с программой
"Грамотей" фирмы "Эрикос". Этот популярный орфографический тренажер рекомендован
к применению Министерством образования РФ. Однако наши нищие школы оказались не
готовы к массовой закупке такого замечательного продукта, поэтому особых
прибылей "Грамотей" своим создателям пока не принес.
Представляется, что
основное место индивидуальных разработок — либо написание полезных "примочек" к
массовым продуктам, либо решение задач, которые в силу своей специфичности вряд
ли когда-нибудь станут массовыми. Например, компания "ДатаКрат" (основное
направление деятельности — комплексная автоматизация торговых предприятий)
занимается разработкой внутризаводских систем безналичных расчетов в столовых и
магазинах. Область, конечно, довольно экзотическая, однако такие системы успешно
работают на НТМК (25 тыс. чел.), Уральском электромеханическом комбинате (15
тыс. чел.), Каменск-Уральском алюминиевом заводе (8 тыс. чел.) и других крупных
предприятиях.
Еще один удачный пример — фирма "Диас". Ее специализация —
геоинформационные системы на основе различных карт, а также скадо-системы для
энергетики, поставляющие информацию для диспетчеров. Кстати, именно на базе
геоинформационной системы была написана известная программа "Екатеринбург на
блюдечке" (5000 легальных пользователей), принесшая своим создателям не столько
деньги, сколько славу и дополнительные заказы. Геоинформационные системы
позволяют отобразить сеть самых различных коммуникаций и с легкостью
локализовать место неисправности в случае аварии. Они бы несомненно пригодились
различным городским службам, начиная с ЖКХ, у которых для покупки таких систем,
как водится, отсутствуют средства. Казалось бы, разумнее сосредоточить усилия на
более прибыльном направлении систем для энергетики (среди заказчиков — "РАО
ЕЭС", "Сведловэнерго", "Челябэнерго"). Однако директор "Диаса" Юрий Лифшиц с
такой точкой зрения не согласен: "Мы выжили как чисто софтовая фирма лишь
потому, что всегда занимались несколькими направлениями одновременно. А многие
фирмы, эксплуатирующие какую-то одну идею, закрылись. Нельзя сложить все яйца в
одно лукошко".
Автор благодарит за неоценимую помощь Глеба Алексеева (Хост), Александра Василевича (СофтСтеп), Леонида Гольдберга (Парус), Юрия Лифшица (Диас), Константина Новикова (ДатаКрат), Сергея Осадчикова (Галактика), Юрия Розенбойма (Корус АКС), Евгения Шароварина (АСК).