Рынок иномарок
Почему рынок иномарок ежегодно увеличивается в разы. Каковы особенности этого бизнеса и почему он не подходит «новичкам». Что прогнозируют эксперты через 2-3 года. Эксперты: Андрей Кононов директо
Таблица: дилеры зарубежных автопроизводителей (ранжирование по числу проданных автомобилей)
Почему рынок иномарок ежегодно увеличивается в разы.
Каковы особенности этого бизнеса и почему он не подходит «новичкам».
Что прогнозируют эксперты через 2-3 года.
Эксперты:
Андрей Кононов
директор автосалона «МС»
Елена Аюпова
директор по развитию автоцентра «Краснолесье»
Евгения Корякина
специалист по маркетингу автоцентра «Оками Моторс»
Евгений Теребенин
директор по продажам компании «Автоленд»
Игорь Соколов
старший менеджер отдела продаж автоцентра «Автобан»
о данным МВД РФ, емкость автомобильного рынка Свердловской области составляет 672 тыс. машин. Это не самый большой показатель в России, например, в Башкортостане — 700 тыс., в Москве — 2,2 млн, в Московской области —1,4 млн. Ориентируясь на эти данные, эксперты делают вывод о большом потенциале развития нашей области по количеству приобретаемых автомобилей, особенно иномарок. Последних покупают меньше, чем отечественных машин, но это соотношение скоро изменится в пользу иномарок — сообщила Евгения Корякина, специалист по маркетингу автоцентра «Оками Моторс».
Спрос растет вместе с объемами производства иномарок внутри России
В России объем продаж иномарок в первом полугодии 2005 г. составил более 250 тыс. шт. Это почти в два раза превышает результат за аналогичный период прошлого года. Рост продаж, убеждены эксперты, с одной стороны, связан с увеличением платежеспособного спроса на качественные автомобили — повышается общее благосостояние населения, развиваются программы потребительского кредитования. С другой — растет предложение, что можно объяснить макроэкономическими факторами. Как отмечает Андрей Кононов, директор автосалона «МС», произошли принципиальные и стратегически важные изменения в отношении государства к автопрому. Раньше, подчеркивает г-н Кононов, были только заградительные меры для спасения «утопающего» АвтоВАЗа. Для компаний, собирающих автомобили в России, подорожание подержанного импорта только на руку. Игроки отмечают, что повышение пошлин привело к тому, что люди предпочитают копить на новую иномарку. Сейчас правительство приняло еще два судьбоносных решения. Первое: снизить до минимума пошлины на ввоз комплектующих, необходимых для российской сборки иномарок. Например, в этом году правительство России утвердило квоту беспошлинного ввоза компонентов для завода «Форд мотор компани». Обсуждается предоставление аналогичных квот для ЗАО «GM-АвтоВАЗ», производящего внедорожники Chevrolet-Niva и Chevrolet-Viva. Второе: для производства иномарок в России будут созданы соответствующие условия. В нашей стране сейчас работают такие заводы по сборке иномарок, как калининградский «Автотор» — собирает BMW и Kia, таганрогский ТАГАЗ — Hyundai (модели Accent и Sonata) и Citroen. Завод «Форд мотор компани» (производит Ford Focus) в Ленинградской области намерен и дальше расширять свое производство на территории России. Он уже вложил $300 млн, чтобы увеличить объемы производства третьей смены, потому что не справляется с поступающими заказами, — отмечает Евгений Теребенин, директор по продажам «Автоленда».
В этом году ряды иностранных производств пополнились — в апреле концерн Renault открыл завод «Автофрамос» в Москве, на котором стали выпускать модели Logan. Весной 2006 г. под Санкт-Петербургом начнется строительство завода концерна Toyota — на нем будут собирать модель Camry. Выпуск машин запланирован на конец 2007 г. Елена Аюпова, директор по развитию автоцентра «Краснолесье», считает: уже сейчас, в результате того что производство переносится в Россию, цены на автомобили снижаются. Продажи будут только расти. Эта тенденция не обойдет стороной и Екатеринбург.
Производители автомобилей обратили внимание на нашу страну. Елена Аюпова: «Выпуская определенное количество автомобилей, производители распределяют их по различным странам, оценивая заранее, чей рынок какой объем может взять. Если в одной стране прогнозируется спад, их нужно «перекинуть» на другую страну. Сейчас для всех производителей рынок номер один — это Россия». Евгения Корякина подтверждает привлекательность отечественного рынка для «иностранцев» цифрами: у России прирост автопарка — 6-7% в год, а в Европе всего 1-1,5%.
Автомобильный бизнес
специфичен и малопривлекателен для новых игроков
В Екатеринбурге функционируют 40 предприятий, торгующих автомобилями, 23 из них — дилеры иномарок, согласно информации комитета по товарному рынку. Эксперты затрудняются классифицировать рынок, поскольку одна компания может продавать совершенно разные марки, и эти данные сложно обобщить. Но если судить о дилере по объемам его продаж, то, как оценивают эксперты, в тройку лидеров входят «Автоленд холдинг» (дилер Ford, Jaguar, Land Rover, Mazda, Mitsubishi, Volvo), «Оками Моторс» (Hyundai, Mitsubishi) и «Тойота Центр Екатеринбург» (Toyota).
Принципиально «молодых» игроков, впервые продающих автомобили, на рынке не появляется. Эксперты объясняют это спецификой бизнеса, не привлекательной для «новичков». Во-первых, высокие затраты на первоначальном этапе: нужно вложить около $6-7 млн, и окупаться они будут не меньше 5 лет. Во-вторых, рентабельность этого бизнеса снижается. Цены на автомобили для всех дилеров устанавливает компания-производитель. Маржа постоянно сокращается, и заработать больше конкретной суммы невозможно. Автомобильный бизнес денежно-емкий: не пополняя оборотные средства за счет кредитного ресурса, невозможно закупать новые авто и комплектующие. Минимальный провал в продажах приводит к цепной реакции. Как отмечает г-н Кононов, никто из дилеров в мире по-другому не работает.
Еще одна составляющая специфики — необходимо соответствовать требованиям производителей. Даже большой стартовый капитал не гарантирует, что компания получит дилерство. Елена Аюпова вспоминает, что в 1996-1997 гг. дилерство предоставляли тем, у кого было больше денег, а производители отдавали на продажу марки, «лишь бы взяли». Сейчас ситуация кардинально изменилась. Андрей Кононов: «Теперь дилерство может получить претендент, знающий специфику автомобильного бизнеса и достаточно долго работающий по этому профилю». Дилерство предполагает соответствие жестким стандартам и требованиям. Например, для каждого бренда может потребоваться отдельный шоу-рум. Если дилер планирует получить право продажи новой марки, он должен иметь разрешение от существующего генерального импортера. Елена Аюпова объясняет причину введения строгих мер тем, что унификация узлов и агрегатов сейчас на таком высоком уровне, что машины становятся похожими. Даже рекламная политика, отмечает г-жа Аюпова, становится похожей. Производители стали контролировать конкуренцию между брендами. Компании делают одинаковые шаги. Например, Volvo всегда позиционировался как безопасный автомобиль, а теперь и Mercedes пишет «Мы самые безопасные», на это же делает ставку Renault. Елена Аюпова: «Если марки еще и в одном месте находятся, клиенту очень сложно ориентироваться в таком потоке информации».
Конкуренции внутри бренда теоретически быть не должно. Андрей Кононов уверяет, что любой производитель за это готов провести «публичную казнь» провинившегося. Но бывает, что игрокам не хватает места на рынке, например в период спада продаж. Тогда они пытаются за счет собственных средств предоставить клиентам наибольшее количество услуг. Объем продаж зависит именно от маркетинговой стратегии. Продавая одинаковые машины, дилеры привлекают потребителей в свой салон уникальным набором услуг и предложений, сопутствующих покупке автомобиля, приглашая даже симфонический оркестр.
Автоцентры в 2005 г. расширяли площади и увеличивали портфель марок
В условиях общей тенденции повышения объемов продаж у игроков есть различные варианты поведения. Елена Аюпова условно делит компании на тех, кто увеличивает план продаж для существующих дилеров, и тех, кто расширяет дилерскую сеть. В этих двух крайностях, отмечает г-жа Аюпова, возникают проблемы с последующим обслуживанием. В первом случае, продав большое количество автомобилей, дилеры с сервисом не справляются, в частности Toyota. Во втором — качество обслуживания страдает, потому что за ним особо не следят. Например, в компании «УзДэу», которая предоставляет дилерство очень многим.
В 2005 г. часть игроков расширила дилерские сети. Летом компания «Автосан» открыла новый салон — Space Motors (Kia, Suzuki). В августе начал работать «Автоленд Север», на месте реконструированного салона Mitsubishi «Сити-Моторс», и в сентябре к японским авто добавился Ford. Евгений Теребенин: «Официальный дилер Ford вернулся на историческое место — в 1991 г. на пр. Космонавтов уже был «Екатеринбург Форд», который переехал на ул. Блюхера в новый дилерский центр. Сейчас, после реконструкции здания на проспекте, торгово-сервисные площади увеличились в 2 раза».
Другие игроки расширяли количество марок. Весной начал работу салон фирмы «УралФрансАвто» (Peugeot), выполненный в концепции Blue Box, а в старом помещении разместился «Авантайм», где компания продает машины Citroen. Холдинг «Оками Моторс» получил официальное дилерство Porsche и создал «Porsche Центр Екатеринбург». Евгения Корякина утверждает, что на момент открытия это был третий в России официальный дилер Porsche и первый, построенный с соблюдением корпоративного стандарта Porsche AG. Раньше автомобили этой марки в регионе продавал верхнепышминский автосалон «Премьер-Porsche»: когда он создавался, представительства Porsche в России не было и предприниматели были субдилерами московского дилера Porsche AG — салона «Спорткар». Как только появилось представительство, три компании в России получили статус дилера (одно в Москве, одно в Питере, одно в Екатеринбурге), но «Премьер-Porsche» среди них не было.
В августе открылся автосалон «Автобан» (Chevrolet, Opel). Игорь Соколов, старший менеджер отдела продаж автоцентра «Автобан», поясняет, что если в прошлом году их компания торговала машинами «General Motors — АвтоВАЗ» — Chevrolet-Niva, производимыми в Тольятти, то в этом получила дилерство GM-СНГ, головного предприятия в Москве (ГМ-АвтоВАЗ подчиняется ГМ-СНГ), и расширила линейку моделей. С новым дилерством добавились Chevrolet и Opel южнокорейской и североамериканской сборки.
Последнее заметное событие — компания «Автоцентр» открыла автомобильный бутик PAG-центр (Premier Automotive Group) «Краснолесье», где собраны премиум-марки концерна Ford: Volvo, Land Rover и Jaguar. Весь проект, вплоть до чертежей, внутреннего расположения кабинетов и рабочей зоны, согласован с компанией Ford. Инвестиции в бутик составили около $4 млн, срок окупаемости проекта — 12 лет, площадь — 5,8 тыс. кв. м. Это второй PAG-центр в России. Открывая салон, компания «Автоцентр» решила провести и ребрендинг. По словам Елены Аюповой, имя компании настолько часто путали с «Автолендом», что сотрудники устали отвечать на вопросы, кто из вас чей филиал. Теперь «Автоцентр» возьмет имя PAG-центра — «Краснолесье». Переименование обошлось компании в 100 тыс. руб.
В ближайшие три года рынок
будет продолжать расти
Игроки не сомневаются в дальнейшем росте рынка иномарок. Евгений Теребенин: «Учитывая прогноз до 2010 г. по нефтепродуктам и соответствующие экономические планы развития России, можно предположить, что в ближайшие три года рынок автомобилей будет расти. Сейчас соотношение продаж «иномарки — отечественные» примерно 350 тыс. на 800 тыс. В ближайшее время продажи отечественного продукта снизятся до 500 тыс., а продажи автомобилей иностранного производства увеличатся». Если на 1 января иномарки составляли 41% екатеринбургского автопарка, как стало известно из информации комитета по товарному рынку, то в ближайшие полтора года г-н Теребенин прогнозирует выравнивание доли продаваемых иномарок и отечественных автомобилей. Евгений Теребенин ожидает, что среди дилеров иномарок будет развиваться система продаж trade-in — обмен старого автомобиля с доплатой на новый. Пока никто не готов, считает г-н Теребенин, отдавать свой автомобиль по существующим схемам удешевления, и машины расходятся по соседям, друзьям. Но московский опыт показывает, что около 25-30% автомобилей сбываются через trade-in. «Такая схема уже работает в Екатеринбурге в люксовом сегменте. В массовом через год будет составлять ощутимую долю продаж», — уверен Евгений Теребенин.
В Екатеринбурге будут появляться новые автоцентры. Евгения Корякина сообщила, что холдинг «Оками Моторс» строит автоцентр Toyota. Одновременно с ними, как отмечает комитет по товарному рынку, «Toyota Центр Екатеринбург Север» тоже возводит свой автосалон этой марки. В 2006 г. в Екатеринбурге будет 4 площадки для 2-й по популярности марки в стране. Евгений Теребенин подчеркивает, что в течение двух лет дилерская сеть «Автоленда» увеличится минимум в два раза как в Екатеринбурге, так и за его пределами — начато строительство центра Ford в Уфе. Игорь Соколов говорит, что «Автобан» в перспективе планирует получить за счет дилерства Cadillac и Hummer (как и другие марки, которые продает «Автобан», это продукция General Motors).
Активно открываясь, салоны будут «смещаться» из центра к окраинам. Г-н Кононов отмечает, что в центре города все стараются увеличивать торговую площадь за счет роста этажей. Размещаться в центре автосалонам становится невыгодно. Торговая площадь автомобилиста — это showroom, высота которого — 7-8 м, а над ним — чистое небо. Для автосалона необходим 1 га земли, но захватывать такой кусок в центре только под один проект неоправданно. Существующие проекты никуда не денутся, уверен г-н Кононов, их просто не перепрофилировать. Но новые будут уходить из города: «Сказывается нагрузка на коммунальные сети — сегодня уже невозможно получить достаточные объемы по воде, канализации. Эта тенденция, давно существующая в Москве, дойдет до Екатеринбурга достаточно быстро». Основные направления размещения автосалонов в Генеральном плане застройки города: Шувакишский — Серовский ввод, 40 лет ВЛКСМ — дублер Сибирского тракта, Металлургов — Онуфриева, Новосибирская — Газетная — стали известны из данных комитета по товарному рынку.
Г-жа Аюпова считает, что тенденция на рынке иномарок схожа с той, которая была с бытовой техникой: 2-3 года назад все начали обновлять свою бытовую технику, теперь вновь продажи падают. «Это следующий шаг автомобильного рынка, который ожидается через 3-4 года», — подытожила Елена Аюпова.