Рынок спецтехники: крест на импорте поставлен?
Число тех, кто хочет и может покупать машины, в разы сократилось. Ситуацию на рынке спецтехники и эффективность мер государственной поддержки покупателей и производителей оценили эксперты.
Последние два года рынок спецтехники испытывает влияние комплекса негативных факторов: это и спад в строительной отрасли, и недоступность кредитов, и рост курса валюты. Введенный в феврале этого года утилизационный сбор усугубил ситуацию.
Павел Зубакин, исполнительный директор ООО «Землеройные машины»:
– Рынок продажи новой спецтехники столкнулся с ростом цен на новую продукцию и, как следствие, снижением покупательского спроса. Зафиксированная в валюте стоимость техники зарубежных брендов увеличилась пропорционально росту ее курса — в диапазоне от 35 до 55% в зависимости от производителя и степени его локализации. Валютный фактор задел и отечественные компании, использующие в той или иной степени импортные комплектующие.
Многие производители держали в России значительный парк техники 2014 г. в., купленной по «хорошему» курсу, и в 2015 г. новую спецтехнику продавали под флагом реализации старых остатков по приемлемым ценам. Существенная часть этих запасов на сегодняшний день реализована.
Проанализировав ситуацию с покупательским спросом и конкурентную среду, некоторые компании приняли решение не завозить новую технику в Россию. Фактором, повлиявшим на его принятие, стал и утвержденный правительством РФ утилизационный сбор, который дополнительно «проиндексировал» стоимость импортной спецтехники на 10-25% в зависимости от ее типа. Крупнейшие отечественные производители получили от государства прозрачную процедуру компенсации оплаты утилизационного сбора — налицо протекционистская политика в отношении машиностроительных предприятий России. В результате цена новой спецтехники, выпускаемой в России из импортных комплектующих, выросла в цене не так существенно, как стоимость импортных аналогов.
Сегодня отечественный производитель может воспользоваться экономической и политической конъюнктурой для модернизации своего производства и дать на выходе надежный и качественный продукт, к которому уже привык потребитель, знакомый с качеством японских, южнокорейских и европейских брендов спецтехники. Речь идет не только о качестве сварки, надежности основных узлов, но и о сервисном обслуживании: это и быстрое реагирование на рекламации, и внятная гарантийная и постгарантийная политика, и наличие мобильных сервисных бригад. Кроме того, государство поддерживает отечественных производителей прямым запретом на приобретение импортной спецтехники организациями, действующими в рамках государственных закупок (44-ФЗ).
Алексей Некрасов, заместитель директора по продажам «АС ФИНАНС»:
– Несмотря на то, что большинство предприятий заморозило свои инвестиционные проекты, техника продолжает эксплуатироваться и, соответственно, изнашиваться. Бизнес переоценивает свои планы, отказывается от крупных инвестиций и разрабатывает график небольших «точечных» вложений. В подобных условиях лизинговые компании выгодно отличаются от банков упрощенными процедурами рассмотрения заявок, а также отсутствием необходимости в предоставлении дополнительных залогов. Поэтому сегодня лизинг остается основным инструментом обновления парка и технического перевооружения предприятий.
Что касается помощи со стороны государства, я считаю, что реально ее может ощутить только крупный бизнес, малый и средний — опосредованно и в значительно меньшей степени. Вероятно, логика государства такова: надо помочь крупным предприятиям первого эшелона, и они потянут за собой по цепочке другие компании и бизнесы. Основной помощью со стороны государства могло бы стать обеспечение доступа предприятиям малого и среднего бизнеса к тендерам крупных госкомпаний, таких, как «Газпром», «Роснефть», РЖД, на проведение субподрядных работ, а также искоренение коррупции при их проведении.