С 1 апреля в России снова подорожали бензин и дизельное топливо
Акцизы на бензин выросли на 2 рубля, на дизтопливо - на 1 рубль. Дополнительные доходы, которые поступят в бюджет за счет повышения акцизов, могут составить в 2016 году 89,3 млрд руб.
По расчетам Центробанка, двойной рост акцизов - нынешний на 2 рубля и предыдущий на 1,5 рубля, произошедший 1 января 2016 года, приведет к росту цен на бензин на 10,4%, сообщает ТАСС.
Ставка акциза на автомобильный бензин увеличилась на 2 руб. в расчете на 1 литр бензина. Таким образом, акциз на автомобильный бензин 5-го класса, действующий с 1 апреля по 31 декабря 2016 года, составит 10,12 тыс. руб. за 1 тонну. Ставка акциза на дизельное топливо увеличивается с 1 апреля на 1 руб. в расчете на 1 литр дизельного топлива, т.е. до 5,293 тыс. руб. за тонну.
Это уже второе за 2016 год повышение акцизов на топливо: с 1 января ставка на бензин Евро-5 поднялась на 36,1%, или на 2 руб., до 7,53 руб. за литр. Ставка на дизтопливо выросла на 20,3%, до 4,15 руб. за литр. Последний раз двойное увеличение акциза произошло в 2013 году.
По оценке Росстата, в 2015 году цены на бензин выросли на 4,8%. Как ранее также сообщала глава ЦБ Эльвира Набиуллина, повышение акцизов добавит 0,5 п.п. к годовой инфляции в целом по 2016 году.
Повысить акцизы на топливо в начале февраля этого года предложил Минфин. Глава ведомства Антон Силуанов тогда заявил, что этот рост не ударит по кошелькам автомобилистов, зато принесет в казну дополнительный доход.
«Рублевая цена нефти снижается, на опте цена на бензин определяется методом net back, соответственно, и цена на бензин должна снижаться. Поэтому мы считаем, что автолюбители не должны почувствовать этого изменения», - заявил Антон Силуанов во время съезда партии «Единая Россия».
Однако ранее эксперты утверждали, что в период дешевой нефти цены на бензин не только не упадут, а даже вырастут. У этой странной закономерности есть несколько причин.
Первая - в стоимость бензина заложена значительная доля налогов, а они, в отличие от нефтяных котировок, не снижаются. Различные налоговые сборы составляют больше половины стоимости бензина - 60-65.
«Это НДПИ, НДС, транспортный налог. Издержки на добычу и переработку нефти не превышают 15%. Оставшаяся часть — операционные расходы на переработку, транспортировку и хранение бензина на нефтебазах и прибыль нефтяных компаний и владельцев АЗС. При этом размер НДПИ зависит от мировых цен на российскую нефть, при ее удешевлении налог возрастает. Получается, налоговая нагрузка даже растет, и компании компенсируют потери за счет потребителей», — объяснил старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Никита Крупенский.
Второй причиной дорогого бензина при дешевой нефти является то, что топливный рынок России монополизирован, пояснил руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.
«У нас вертикально интегрированные компании полностью контролируют рынок. Независимых игроков в этом сегменте практически нет. Все идеи по строительству альтернативных крупных НПЗ для независимых производителей не доходят до стадии реализации. Одна такая идея, я помню, возникла в 2008 году, но не была реализована. Прямо говоря, между основными компаниями существует сговор, они сообща определяют примерную цену».
В конце января исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко заявил, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) будет сдерживать цены на бензин даже в ущерб бизнесу. Власти прогнозируют, что инфляция в 2016 году вырастет до 6%, и в этих же пределах произойдет рост стоимости топлива.
«Сложилась взаимосвязь, что повышение цен на топливо не выше уровня инфляции. В прошлом году инфляция была 12,9%, а цены на бензин повысились на 5,5%, то есть значительно ниже инфляции. Но этот отрыв в цене все равно догонит, для этого нужны события, связанные с кризисными явлениями на рынке», – пояснял Григорий Сергиенко.