«С грустными работать неинтересно». Правила Антона Гиренко-Коцубы, Powerhouse Gym
«Меня раздражает любимый лозунг бизнес-тренеров: «Кризис — это время возможностей». Это же бред! Кризис — это время задраить люки и оптимизировать все, что еще не оптимизировано». Колонка на DK.RU.
Рубрика: Особое мнение
Антон Гиренко-Коцуба, владелец сети фитнес-центров Powerhouse Gym:
1. Главное правило и требование в бизнесе, которое я предъявляю к себе и своим сотрудникам, — ответственность. Для меня это главный принцип по отношению ко всему. Не люблю безответственных людей: если человек договорился о встрече и опоздал, если пришел на работу и не работает так, как должен, если не выполнил задание в срок... Таких сотрудников терпеть не могу, и они у нас не приживаются.
2. Не мешайте сотрудникам работать. Это умение — одно из базовых принципов владельца бизнеса. В нашей компании работает порядка 300 человек, и для меня первичен принцип доверия к сотруднику, к тому, что он справится со своей работой. Когда я принимаю человека, то после не пытаюсь контролировать каждый его шаг. Если сотрудник работает, то он должен полностью выполнять свои функции, ему не надо мешать и давать бесконечные советы. Если вы, конечно нанимаете специалиста, а не стажера.
3. Я не сразу пришел к тому, что фитнес и бодибилдинг — это не просто хобби, а дело жизни. Я всегда любил этот спорт: в детстве у меня висели плакаты со Шварценеггером и в детстве бодибилдинг был увлечением. Но так уж счастливо сложились обстоятельства, что хобби переросло в бизнес. Я всегда хотел зарабатывать. Какое-то время в юности я занимался продажей обоев: наша семья купила небольшое предприятие в Хорватии. Какие обои, это вообще было не мое! Два года, когда начинался день, мне даже просыпаться не хотелось. Но в 2003 году появился земельный участок, на котором мы сначала хотели построить гостиницу, а в итоге построили первый самый крупный и прогрессивный фитнес-центр на Урале.
Идеальный пример совмещения хобби и зарабатывания денег для меня — музыканты. Например, Миг Джаггер из The Rolling Stones и в 70 лет скачет по сцене и получает от этого кайф!
Думаю, до 30 лет можно себя искать, а после 30 — уже необходимо определиться. По-моему опыту, если человек к этому времени не нашел себя, например, каждый год меняет работу, скорее всего, он и не реализуется.
4. Важно подбирать людей, в той или иной сфере знающих больше тебя. Когда я начинал свое дело, то понял, что крайне необходим тот, кто будет всем оперативно управлять. Тогда я позвонил в Москву своему другу, профессионалу по фитнес-управлению, Дмитрию Корнюхину и буквально затащил сюда: давай, без тебя ничего не получится. И вот уже 12 лет он занимается управлением фитнес-клубами.
Для меня важно, чтобы сотрудник имел собственное мнение и мог возразить, если я не прав. Терпеть не могу подхалимство. Например, какой-нибудь отдел может выслушать мое мнение, но если они лучше меня знают, что делать, то пусть так и поступают — это их ответственность.
Но главные вопросы я всегда решаю сам: переговоры с ключевыми партнерами, сложный вопрос с арендодателем… Я коммуникатор. Важно, чтобы твой подчиненный понимал, что ты — его опора в тех вопросах, которые он решить не может просто в силу должности.
5. Ценю в сотрудниках, когда они выходят за рамки своих должностных обязанностей. Очень люблю инициативных людей и не люблю, когда человек сидит как кисель: вроде выполняет свою функцию, но ты видишь, что он «не горит». Особенно если это руководитель: блин, ну на тебя же сотрудники смотрят! Ты должен отдавать им свою энергию. Если ты будешь неэнергичен, не будешь гореть своей работой, они тоже не будут гореть. Вопрос не в темпераменте, но надо понимать, что человеку нравится его работа. Тогда подчиненные будут видеть, что он профессионал и с ним круто. С грустными типами работать неинтересно. Помните мультик про Аха, Уха и Оха? Отличный мультик! Никто не захочет работать с грустным Охом, все хотят позитивных и энергичных Аха или Уха.
6. Всегда вовремя выплачивайте сотрудникам зарплату. Это принципиальнейший момент. За 12 лет работы компании я никогда ее не задерживал. Наверно, в какой-то момент ты можешь договориться с арендодателем об отсрочке платежа, но не выплатить зарплату нельзя. У работника есть семья, свои обязательства, возможно, кредиты. Какая ему разница: он выполнил свою работу и должен получить заработанное в полном объеме. Меня поражает, когда предприниматели месяцами не платят персоналу. Полный привет, немыслимо — как можно с такими потом работать? Сейчас любой сотрудник, уходя из конторы, может написать в сердцах, что «работодатель — полный козел», не идите к нему работать. А если человек активен в соцсетях и у него много подписчиков — для предпринимателя это же такое позорное клеймо. Своих сотрудников надо уважать, и в первую очередь это заключается в выполнении обязательств перед ними.
7. Когда ТРЦ «КомсоМОЛЛ» был в блокаде, у нас, конечно, были мысли все бросить и закрыть там центр. Но остановило понимание того, что люди в тебя верят, что ты ценишь свое имя и готов идти на убытки, лишь бы о тебе не говорили плохо. Почему мы, находясь в блокаде 13 месяцев, не закрылись, никого не сократили, выплачивали зарплату? Я был готов залезать в долги, лишь бы не быть должным людям, которые там работают. А если бы понял, что мы катимся в яму, то сказал бы: ребята, я платить не могу, либо мы переведем вас в другие клубы, либо придется искать работу в другом месте.
История была тяжелой, мы были как живые трупы. Думаю, это уникальнейшая ситуация, не знаю другой такой: въезд закрыт, и ты не можешь ни въехать, ни выехать, чтобы вывести свое оборудование — с ГИБДД не договориться. Как будто ты проснулся в закопанном гробу: еще живой, но ничего сделать не можешь. С «КомсоМОЛЛом» я принял решение работать до последнего, несмотря ни на что. Конечно, надо знать границу, когда надо остановиться. Но мы вытерпели. Когда они начали вести ремонтные работы, стало ясно, что конец близок. При этом договориться с «КомсоМОЛЛом» о скидках было очень сложно. Да до сих пор многие вопросы не решены. Но главное не сдаваться.
8. Нельзя начинать общий бизнес, если ты не знаешь человека. Не нужно думать, что в переговорах твоя заинтересованность выше заинтересованности другой стороны. Именно это надо в первую очередь понимать в любых переговорах: надо ставить себя на место человека, с которым разговариваешь. У меня был опыт, отрицательный, к сожалению, но он полезнее положительного: из любых ошибок и неудач делаешь выводы, чтобы идти вперед. Вроде бы ты готовишься к встрече, ставишь себя на место человека, мыслишь логично, и твое предложение должно быть ему таким же интересным, как и тебе, а он говорит: «Нет, меня это не устраивает». Что делать? У меня было такое, и я как будто упирался в стену. Мы пикировали друг с другом, и я понял, что человек пытается это делать, лишь бы не уступить мне, потому что считает себя выше по положению, умнее и старше. Поэтому, помимо понимания второй стороны, очень важно, перед тем как что-то вместе с кем-то затевать, надо узнать человека.
Начинать общий бизнес, если ты не знаешь человека — огромная ошибка. Ни один договор, даже самый продуманный, не учтет личностных особенностей. В бизнесе, если вы не сошлись с партнером или контрагентом характером, то лучше с ним дел не иметь.
Я всегда чувствую на начальном этапе: пойдет или нет. Тяжело идут переговоры — лучше не продолжать. Как показывает практика, если вы на начальном этапе тяжело договариваетесь о самых незначительных моментах, то ничего хорошего дальше не получится. Обратных примеров в моей практике не было.
9. Если ты финансово и морально можешь вытянуть бизнес-идею один, то лучше так и сделать. Я не люблю работать с партнерами и пока этому не научился, хотя они у меня есть. Для меня высший пилотаж, когда партнеров-соинвесторов в бизнесе чуть ли не пять-десять человек, и они как-то сосуществуют. Но чем больше людей, тем меньше вероятность договориться: так было всегда. Поэтому, конечно, я считаю, что, если ты финансово и морально можешь вытянуть какую-то бизнес-идею в одного, лучше делать это одному. Хотя «в одного» бесконечно развиваться невозможно, рано или поздно наступает нехватка финансирования. Тогда есть смысл привлекать партнера, но он должен быть проверенным: тот, с кем ты либо очень давно работаешь, либо очень долго его знаешь и понимаешь его психотип и движения. Ты должен понимать, в одном ли направлении вы мыслите.
Партнерство как семейная жизнь: это не моя идея, но она мне очень понравилась. Когда люди женятся, у них все прекрасно, они любят друг друга, думают, что будут друг с другом до конца. Жениться — все равно, что создать общий бизнес. А потом начинается семейная жизнь, и как она будет продолжаться: либо они будут счастливо жить и умрут в один день, либо разойдутся в скандалах и судах — не знает никто. Так и с партнерством: предугадать, что у тебя будет все хорошо, невозможно. Это очень щекотливая ситуация, когда человек, с которым ты хочешь иметь что-то общее, тебе мало знаком. Лучше как в семье: немного пожить, притереться, приспособиться к привычкам друг друга и уже после этого иметь что-то общее.
10. Я никогда не буду держать человека только за то, что он когда-то что-то в компании сделал или создал. В ситуации стагнации или падения рынка часто говорят об оптимизации расходов, в том числе и на персонал. Это уже не первый кризис на моем бизнес-пути за 15 лет. Часто при кризисе предприятие начинает сокращать издержки, зарплаты сотрудникам, кого-то увольнять. У меня никогда не было опыта раздувания штата. В кризис 2008-2010 гг., когда людей с предприятий увольняли пачками, как и сейчас, нам не приходилось принимать непопулярные меры: мы никого не сокращали и никому не урезали зарплату. Расходная часть у нас всегда была адекватной.
Человек должен быть полезен на своем месте, иначе его надо менять или сокращать. Я никогда не буду держать человека только за то, что он когда-то что-то в компании сделал, создал или очень важен для тебя по каким-то причинам. У меня одна причина — его польза для компании, других нет. И сфера услуг — достаточно честный бизнес. У нас основной персонал — это тренеры, их около 70% от всего штата. В бизнесе каждый должен получать за результат работы. Надо четко понимать: ты не отрабатываешь свою зарплату, ты ее сам себе зарабатываешь.
11. Меня раздражает любимый лозунг бизнес-тренеров и очень оптимистично настроенных предпринимателей: «Кризис — это время возможностей». Это же бред! Кризис — это время остановиться, задраить люки, оптимизировать, если у тебя что-то не оптимизировано, и спокойно улучшать внутреннее состояние имеющегося. Надо уметь ценить то, что у тебя есть. Я не верю, что компании должны расти в кризис семимильными шагами. Это глупость, по-моему. Кризис предполагает стагнацию, увеличение риска, и я не понимаю, зачем так рисковать. Поэтому честно скажу: каких-то безумных семимильных планов у меня в принципе никогда не было. Я всегда очень скрупулезно относился к открытию каждого фитнес-центра или какого-то другого проекта и четко все просчитывал. Сейчас, конечно же, не время огромного роста любой из компаний, маленькой или крупной. Хорошо себя чувствуют сейчас, наверно, только те, кто работает с заграницей и получает оплату в валюте. Мы работаем в рублях, поэтому надо отдавать себе отчет в том, что происходит и воспринимать себя адекватно. Адекватность восприятия — очень важная вещь: главное, не набирать на себя лишнего. И скажу, что по большему счету профессионалы, каждый в своей сфере, не уходят с рынка, как показывает практика.
Умирают те, кто как раз таки этому дурацкому лозунгу «кризис — это время возможностей» следовал: нахватал кредитов, залез в жуткие долги перед контрагентами и на фоне кризисной ситуации просто обанкротился. Такие конторы росли искусственно.
12. По-моему, никакого дна в экономике нет: наша страна за последние 20 лет показала это. Ситуацию, которая была в 1998 г., мы еще явно не прошли. Тогда люди вроде бы начали неплохо зарабатывать, и бац! — финансовый кризис, и мы в три дня все потеряли. Может ли такое произойти сейчас? Да запросто. Тогда баррель нефти стоил $16-18, сейчас — прыгает туда-сюда от $25 до $40. Может упасть до $18? Конечно, может. И произойдет ровно то же самое. Мы же полностью привязаны к нефти. Тот же эмират Дубай (входит в ОАЭ), нефтедобывающий гигант, и у них бюджет от нефтедобычи зависит на 5% (в целом бюджет ОАЭ — примерно на 40%), а львиная доля бюджета — это туризм. А мы как колхозники: имеем столько ресурсов, но только нефть и газ нам приносят основную долю бюджета, и если они падают, то вся страна падает. Хороший результат управления страной? Думаю, что нет.
Данность такова: живем, как получается, управляем, как получается. Опыта управления новой Россией у нас, конечно, немного, чиновники ведь такие же люди, как и мы. С другой стороны, Эмираты тоже существуют всего 45 лет, но они почему-то смогли слезть с нефтяной иглы, а мы нет. В чем причина? Могу только догадываться. Я сейчас читал автобиографию Ельцина, и там как раз речь о 90-х и начале 2000-х — промежутке в 10 лет, так понимаю, самом важном для него и для страны в целом. Я был поражен, насколько страной — он пишет об этом и не стесняется — насколько страной управляли бездарно, начиная с самой верхушки, и заканчивая муниципальными служащими. Поразительно, насколько все непрофессионально происходило на самом деле.
13. Семья для меня всегда на первом месте — этому меня научил отец. Крайне редко бывает, что ты обещал ребенку куда-то сходить с ним, но по какой-то причине не можешь. Моему сыну девять лет, и за это время ни разу не было такого, что я ему что-то пообещал и не сделал. Для меня это первично — скорее я перенесу встречу, чем скажу ребенку, что не могу. Я человек достаточно системный, у меня просто накладок не бывает: я всегда умею планировать время — это очень важно. Когда проходят различные бизнес-тренинги по тайм-менеджменту, меня это умиляет: если человек не может себя организовать, ему не поможет никакой тайм-менеджмент. Это же вопрос ответственности.
У меня нет разделения между работой и жизнью как такового. Работа — это и есть сама жизнь, как и все остальное. Бывают периоды, когда мы строим и открываем новый фитнес-центр: мне могут позвонить ночью, и если надо что-то срочно решить, то я могу сорваться и поехать. Это рабочий вопрос, пусть и в нерабочее время. Это не правило и не принцип, а просто данность.
14. На отдыхе я никогда не отключаюсь полностью. Мечтаю научиться, но пока не получается. Я всегда в доступе, и днем, и ночью, и никогда не выключаю телефон, где бы ни находился, только там, где физически нет связи. Честно говоря, корю себя: из-за этого испытываешь сильный стресс. Думаю, с возрастом будет иначе: я смотрю на своего отца, на других взрослых людей, и они все-таки становятся спокойнее. Пока ты молод, то все воспринимаешь очень остро и переживаешь больше нужного. А с возрастом приходит осознание того, что чему быть, того не миновать. Поэтому надо расслабиться и получать удовольствие, во-первых, от жизни, во-вторых, от отпуска, если ты куда-то отправился.
15. Надо постоянно себя испытывать, заставлять даже не самосовершенствоваться, а взбадривать, чтобы чувствовать себя живым, а не амебой. Мне много чему хотелось бы научиться. Сейчас я наконец-то активно занимаюсь английским языком и хочу до конца года вывести его на уровень нормального общения с иностранцами. Я понял всю необходимость его познания: есть вещи, которые через переводчика не расскажешь. Думаю, что достигну этой цели: даже больше, я поспорил с отцом. Не могу подвести. Несколько лет назад мы спорили с парой ребят, кто будет лучше выглядеть к определенному сроку. Было очень тяжело — диета, изматывающие каждодневные тренировки, но в то же время это было круто — я чувствовал себя живым! Говорят, что надо уметь заставлять себя выходить из зоны комфорта. Это не значит, что нужно уехать в какую-нибудь задницу мира и жить как туземец, надо просто себя подстегивать. Самосовершенствование — это, конечно, классно. Не всегда получается задуманное, но это бесконечный процесс. Жизнь одна, другой не будет, и надо выжимать максимум из возможного.
Фото: Игорь Черепанов / DK.RU.