Самолет богатейшего россиянина оказался тайно зарегистрирован в США
Из документов «райского офшора» следует, что совладелец «Новатэка» Леонид Михельсон мог сэкономить до $12 млн налогов на самолет благодаря офшорной схеме.
Совладельцу компании «Новатэк» Леониду Михельсону принадлежит самолет Gulfstream, который зарегистрирован в США через Bank of Utah, пишет The New York Times со ссылкой на документы «райского архива», внутренних файлов юридической фирмы с Бермудских островов Appleby. Для этого обычно требуется американское гражданство или резидентство, отмечает газета.
История с регистрацией самолета г-на Михельсона в США началась в 2012 г., когда Appleby получила письмо из московского офиса аудиторской фирмы Ernst & Young. Компания хотела, чтобы в Appleby создали сложную корпоративную структуру для неназванного клиента, чтобы зарегистрировать самолет стоимостью $65 млн. Для этого было необходимо создать цепочку из компаний в шести странах.
Как утверждают в Международном консорциуме журналистских расследований (ICIJ), такая схема сэкономила г-ну Михельсону до $12 млн налогов. Bank of Utah позволяет состоятельным иностранцам законно зарегистрировать их самолет в США и делает это от своего имени, позволяя настоящим владельцам не указывать свое имя в регистрационых записях. Банк управляет это более чем 1390 таких трастовых счетов. Руководители Bank of Utah были удивлены, когда узнали, что услугами их банка пользуется и г-н Михельсон: в документах его имя не значилось, говорилось только, что клиент из России.
Полетные записи показывают, что самолет, о котором идет речь, редко, если никогда, не летал в США, а вместо этого совершал полеты в России и иногда в Европу и Китай.
В июле 2014 г. «Новатэк» попал в число российских компаний, в отношении которых США ввели секторальные санкции. Тогда же в Appleby спрогнозировали, что оказание услуг г-ну Михельсону будет сопровождаться высоким риском, и после ввода санкций решили приостановить его обслуживание.
Любая деятельность Леонида Михельсона происходит строго в рамках правового поля и в соответствии с действующим законодательством. Он не считает нужным давать какие-либо комментарии относительно своей личной имущественной деятельности, — цитируют «Ведомости» ответ пресс-службы «Новатэка».
«В офшорах ничего нелегального нет, но часто их используют в незаконных целях, и, собственно, эта вторая офшорная утечка это подтверждает. Среди тех, кто делает инвестиционные вложения и прячется за офшорными схемами — публичные должностные лица, предприниматели, связанные с властью, и это делается в том числе с целью сокрытия конечных бенефициаров, — сказал Русской службе Би-би-си Илья Шуманов*, заместитель гендиректора «Трансперенси Интернешнл – Россия».
* - выполняет функции иностранного агента