«Самообразование — это новый вид прокрастинации. Оно просто крадет время, силы и деньги»
Люди сегодня активно учатся всему на свете: основам экономики или макияжа, игре на бирже или на фортепиано. «Саморазвитие важно», — твердят вокруг. Но зачем вам знания, которые невозможно применить?
Индустрия самообразования продолжает набирать обороты. Лекции и курсы на любые темы, платные и бесплатные, доступные в любой точке планеты. Что они нам дают? Рост, профессионализм и уверенность в себе? А может, они просто крадут время, силы и деньги?
О том, как обучение без ценности стало новым видом прокрастинации, рассказал Rusbase Илья Трегубов, директор по продукту Teachbase. Главное — в материале DK.RU.
За прошлый год россияне потратили на курсы в интернете свыше миллиарда рублей — и это только «в белую», через онлайн-кассы сайтов. 38% средств наши сограждане потратили на обучение бизнесу, а 14 % — на курсы по программированию.
— Самый свежий тренд — рост обучения «непрофессиональным» навыкам, то есть всему тому, что не приносит доход напрямую. 27% оплат пришлось на курсы по живописи, бьюти-вебинары, пресловутые тренинги личного роста.
Люди учатся тому, что, как им кажется, будет востребовано завтра — перенесем наши подсчеты в ближайшее будущее. Мы получим рынок труда, на котором из десяти человек четверо окажутся бизнесменами, двое — программистами, а один — маркетологом.
Эти ребята будут всесторонне развитыми: трое из них займутся живописью и заведут блоги о красоте. Непременно, кто-то из них окажется еще и личностно совершенным, что бы это ни значило.
Хорошо, что этого не случится никогда. Рынок решит, что ему нужно, — а знания, получением которых так гордились, «лягут в стол».
В лучшем случае — станут достоянием интеллектуальных разговоров и позволят великовозрастным студентам прослыть эрудированными и разносторонними собеседниками. Большая часть знаний, приобретаемых в интернете, не пригодится вам никогда.
Советскому авиаконструктору А.Н. Туполеву приписывают хлесткую фразу, которой он срезал сторонников «универсального самолета-вездехода». Планировалось, что он будет перемещаться по земле, по воде и по воздуху. Туполев рассказал, что есть живое существо, которое умеет и плавать, и летать, и ходить. Это — утка. А секрет ее в том, что она все три вещи делает очень плохо.
Качество самых многообещающих курсов, к сожалению, остается очень низким. Люди ездят в трансформационные лагеря, становятся там «лидерами», «чемпионами», «настоящими мужчинами/женщинами», но… остаются такими же.
Год от года растет лишь стоимость подобной трансформации. Еще хуже, когда человек начинает считать себя экспертом, не получив навык, и распространять неверную информацию в среде таких же искателей.
Читайте также: Принципы приличия и постоянное самообразование. Восемь привычек глупых людей
Людям всегда трудно определить, какой тип знаний им нужен на данный момент. Для этого нужно осмыслить свою карьеру, свое базовое образование, запросы рынка, поговорить с начальником или каким-то авторитетным, успешным представителем своей профессиональной среды. Но сделать это готов не каждый.
Самая большая ошибка — начинать учиться тому, что не готов применять.
Выберите двух-трех самых ярых любителей учебы среди ваших приятелей и коллег. Задайте им вопрос: «Какие знания ты успешно задействовал в жизни/работе и как ты это сделал в последний раз?». Можно с уверенностью сказать, что вы услышите немало креативных ответов.
А у продавцов онлайн-курсов все просто: «Нажми на кнопку — получишь результат». Они толкают ищущих развития не к тому, что реально помогло бы перестроить карьеру и стать более успешным, — а к тому, что ярко, броско, интересно.
Тем более что с детства нас учили: учиться — хорошо. Читать хорошо, и вообще, расширять свой кругозор хорошо. Соответственно, выбирая из двух дел — сделать не очень приятную, но важную задачу, или пройти новый онлайн-курс, послушать подкаст, прочитать интересный лонгрид — мы выбираем второе.
Такое обучение — самый опасный вид прокрастинации: его одобряет общество. Человек тратит свое время на интересное, но абсолютно бесполезное занятие. Именно так в XXI веке выглядит та самая дорога, что выложена благими намерениями.
Умения — это способы выполнения действий, обеспеченные совокупностью знаний. Главный их критерий — применимость на практике. Навык же — профессиональная стадия развития. Он предполагает автоматизацию действия и складывается в результате упражнения.
Мало приобрести знания. Сегодня нужны навыки.
Всему свое время. Нет смысла напичкивать свою голову информацией с целью «потом пригодится». Когда пригодится, искать информацию будет интереснее, быстрей и проще. Когда информация нужна, ищущий настолько сфокусирован на конкретной теме, что ищет лишь то, что нужно. И в наше время найти ответы действительно гораздо проще.
С другой стороны, когда информация действительно нужна, пройденный «про запас» учебный курс уже точно будет забыт. Знания без практики имеют свойство уходить.