Самые динамичные компании региона ставят на диверсификацию
В 2012 г., по данным исследования «ДК», 104 свердловские компании нарастили выручку более чем на 50% к 2011-му и вошли в рейтинг динамичных. При этом единицы показывали эту скорость два года подряд.
Шесть компаний, попавших в свежий рейтинг драйверов, были и в рейтинге прошлого года — это «ЧерметСервис-Снабжение», «Юнион Тракс», Уральский завод цветного литья, ГК «Виста», Екатеринбургский завод ОЦМ и СКБ-банк. Критерии отбора остались прежние: рассматривались компании старше трех лет, показавшие по итогам 2012 г. рост выручки на 50% и более. Двухлетним лидерам удалось сохранить темпы и за счет благоприятных внешних факторов, как заводу ОЦМ, и развивая дополнительные направления бизнеса, как сделала компания «Юнион Тракс». Еще одним фактором устойчивого роста могла стать и опора на сильное плечо акционеров.
Мы исключали из основного рейтинга не только недавно основанные компании (рост с нуля всегда динамичен), но и структуры, единственный импульс развитию которых придали новые собственники. Так, выручка Алапаевского метзавода (АМЗ) в 2012 г. поднялась на 10 795%. По идее, первое место в новом рейтинге. Но второе приближение показало: это результат запуска производства с нуля. АМЗ в 2011 г. вошел в состав ГК «НОВАЭМ», которая возобновила выпуск чугуна, вложив в реконструкцию около 1 млрд руб. Домна была запущена 29 ноября 2011 г.
Другие лидеры рейтинга, к которым мы обращались за проверкой исходных данных, не подтвердили, что динамика выручки — результат управленческих или маркетинговых усилий. К примеру, одна из компаний в структуре ПГ «Генерация» показала 1 016-процентный рост. Но — покинула рейтинг, поскольку оказалась подразделением, через которое проходят финансовые операции группы. Рост выручки этого подразделения — отражение процессов в самой группе, бизнес которой в 2012 г. расширился. По итогу в рейтинг вошли другие структуры ПГ «Генерация» — «Генерация-Экспорт» и «Генерация-Нефтехимическое оборудование».
По дополнительным показателям рейтинга драйверов 2012 г. видно: рост оборотов в пределах года сочетается и с убытками. Такое происходит, например, когда компании вкладываются в крупные, среднесрочные и долгосрочные проекты развития. Иногда мы видим иную ситуацию: показатель годовой выручки может расти в ходе предпродажной подготовки. В прошлом году «ДК» столкнулся с этим на примере ТС «Купец», юрлица которой в 2011 г. показали рост оборота свыше 500%, — а в 2013 г. сеть перестала существовать, распродав недвижимость и свернув бизнес.
По итогам двухлетнего исследования динамики уральских компаний «ДК» слегка изменит методику. Уже со следующего года при составлении рейтинга динамичных компаний будет учитываться и наличие у участников чистой прибыли.
Вышли, построились
Стройкомплекс области в последний год рос очень бурно. В 2012 г. застройщики сдали 1,8 млн кв. м. жилья, из которых 1,05 млн пришелся на Екатеринбург. Высокую динамику компаниям обеспечили крупные проекты, развернутые в посткризисные 2010-2011 гг. Так, «ЮИТ-Уралстрой» (+899%) в прошлом октябре ввела четвертую очередь квартала «Рифей» в Верхней Пышме, а сразу в декабре – пятую. В январе с опережением графика на полгода сдала ЖК «Заря» на Уралмаше. При этом компания пополнила земельный банк в Екатеринбурге участком в 9,2 тыс. квадратов – с прицелом на новую стройку двух 25-этажных домов и вышла на рынок Тюмени, купив там участок в 3,16 га. Финские акционеры свое российское подразделение хвалят: по итогам прошлого года больше всего прибыли концерну ЮИТ принес бизнес-сегмент «Международные услуги по строительству», основная часть бизнеса которого сосредоточена в России.
Структура УГМК-Холдинга «УралМедьСтрой» (+552%) тоже выросла за счет ранее начатых проектов, но брала масштабом объектов, а не числом. Она достраивает в Екатеринбурге 52-этажную башню «Исеть» - летом начался монтаж 37-го надземного этажа и 41-го этажа ядра небоскреба, завершились монолитные работы по паркингу и стартовало остекление башни. Кроме того, прошлой осенью в городе открылся 86-метровый храм Большой Златоуст, который компания строила с 2006 г.
«ЛСР. Недвижимость – Урал» (+78%) и «ЛСР. Строительство – Урал» (+216%), бывшие до февраля «НОВА-Строем» и заводом «Бетфор» соответственно, традиционно работают в связке. Застройщик в конце 2012 г. разморозил малоэтажный проект «Мичуринский» на участке в 52 га и уже летом достраивал первые четыре дома. Всего в районе планируется 232 тыс. кв. м. недвижимости – заказами на стройматериалы «ЛСР. Строительство – Урал» будет стабильно обеспечен вплоть до 2017 г. Параллельно компания ввела два дома в ЖК «Прогресс», один в микрорайоне «Калиновский» и три дома в ЖК «Татищев». По словам коммерческого директора Руслана Музафарова, к концу года «ЛСР. Недвижимость – Урал» планирует выйти на максимальный объем ввода жилья за всю свою историю.
На очереди еще один крупный проект – застройка территории бывшего цеха «Бетфора». Летом гордума разрешила компании изменить целевое назначение участка и возвести на ЖБИ целый микрорайон – сложным согласованием занимался управляющий «ЛСР. Недвижимость – Урал» Владимир Крицкий, который не скрывает, что за восемь лет работы вице-мэром по капстроительству научился решать подобные вопросы и лоббирует интересы своей компании: «Любая административная работа, если ты к ней ответственно относился, дает определенный набор практических знаний. И я знаю, как лучше решать те или иные задачи. Это мой плюс». Летом 2013 г. в ЛСР перешел бывший директор МУП Управление капстроительства Екатеринбурга (УКС) Владимир Редько, и стал замом г-на Крицкого по экономике и финансам. Параллельно компания стала проявлять больше интереса к стройкам по заказу бюджета. К возведению общежития на 1 тыс. мест для УрФУ в 2013 г. прибавилось строительство гостиницы для целей горадминистрации. Техзаказчиком процесса проектирования выступает МУП УКС.
Госзаказ помог и компании «Свердловскмостострой» (+134%), которая выиграла подряд на реконструкцию набережной Рабочей молодежи в Екатеринбурге. Работы на участке от гимназии № 9 до областной больницы № 2 стартовали в октябре 2012 г., а к августу строители обновили и укрепили подпорную стену, фундамент и облицовку, установили фонари и чугунные решетки, скамейки. Как объяснял директор фирмы Юрий Ковалев, компания съела на таких работах собаку – отрезок от гимназии до больницы уже восьмой по счету заказ реконструкции набережной для «Свердловскмостостроя». «В общей сложности первоначальный проект стоил около 115 млн руб., но мы его построили за 97 млн – сократили сроки, экономили на технике, потому что она у нас в основном своя». Также в 2013 г. компания выиграла крупный контракт на капремонт дорожного полотна путепровода Ревда – СУМЗ. Успехи строителей подтянули и производителей щебня, песка и металлоконструкций – Кушвинский щебзавод (+164%), «Каменск-Стальконструкция» (+158%), «Нерудсервис» (+89%) и целый ряд других производственников недостатка в поставках не испытывали.
Больше точек опоры
На других ключевых для региона рынках события разворачивались не столь однозначно – скорости сбавили дилеры большегрузных автомобилей и спецтехники. Если в начале 2012 г. рынок окончательно оправился от последствий кризиса И началось время роста продаж, то уже осенью продавцы грузовиков столкнулись с законодательными потрясениями. Вступление страны в ВТО прояснило, что в ближайшие семь лет таможенные пошлины на ввозимые иномарки снизятся с 30 до 15%. Но российские власти не стали ждать конца переходного периода и, чтобы защитить отечественный автопром, ввели утилизационный сбор на зарубежные машины – и легковушки, и грузовики. Ставка сбора напрямую зависит от объема двигателя и года выпуска авто, но обычно для легковой машины ее базовый размер - 20 тыс. руб., для грузовика - 150 тыс. руб. Соответственно, уже с начала 2013 г. авто у дилеров подорожали, продажи – снизились. Дополнительным фактором для роста цен стал закон, согласно которому с 1 января все машины, импортируемые в РФ, должны соответствовать стандарту Евро-4.
Как говорит Антон Борисенко, коммерческий директор «Юнион Тракс» (+137%), в ближайшее время такой динамики, как в 2012 г., ждать не приходится: «Мы готовимся затягивать пояса: роста объема продаж машин не будет». Чтобы сохранить обороты, продавцам грузовиков придется принимать нестандартные меры – не просто модернизировать сервис и придумывать новые формы привлечения клиентов, а генерировать совершенно новые услуги – для дополнительной опоры основного бизнеса.
«Мы запустили производство собственных кузовов прямо на нашей площадке. Купили оборудование, сделали цех, завозим туда металл, режем его, клепаем. Взялись за ремонт холодильных установок, обслуживание гидравлической техники. Серьезного роста нам это не даст, но поддержит», - поясняет г-н Борисенко.
Больших надежд на то, что Россия отменит утилизационный сбор участники рынка не питают – несмотря на то, что Евросоюз подал в июле иск в ВТО, где назвал российский сбор дискриминационным и потребовал его отмены.
Представители Екатеринбургского завода ОЦМ, комментируя свой рост оборотов в 2012 г. (+60%), тоже отмечают свою зависимость от макрофакторов. В прошлом году обстановка на мировом рынке драгметаллов дала возможность уральскому предприятию увеличить объемы продаж: рост цен на золото был спекулятивным, и стоимость этого металла вопреки логике превысила даже цену платины. Завод открыл для себя новые рынки – Индию, Германию и др. Однако 2013 г. отбросил рынок драгметаллов назад, и конъюнктура уже не может гарантировать заводу ОЦМ беспрепятственного роста. Как рассказал заместитель гендиректора предприятия по коммерческим вопросам Александр Андреев, защищаться от колебаний рынка ОЦМ намерен за счет создания новых продуктов и модификаций технических изделий для ВПК, электроники и химпрома.
«Мы и сейчас производим продукцию с высокой добавленной стоимостью, но будем серьезно углублять это направление. Также ввели дополнительные услуги – в этом году появилось инжиниринговое предприятие. Плюс сейчас создаем СП в Китае, где можно наладить выпуск нашей продукции и готовим экспансию на потерянные 20 лет назад рынки стран бывшего СССР и Восточной Европы. Все это придаст бизнесу дополнительную устойчивость», - комментирует г-н Андреев.
Внешние обстоятельства делали погоду и в финансовом секторе. По статистике НАУФОР, на Урале действует сравнительно много брокерских компаний: если в большинстве регионов страны их числится не более 11, то здесь их 23. Из них в рейтинг драйверов попали только «РМК-Финанс» (+65%), которая выпускает облигационные займы и привлекает деньги на инвестпроекты своей головной структуры (Русской медной компании) и «Уником Партнер» (+52%) – единственная региональная по происхождению брокерская структура. По словам заместителя гендиректора «Уником Партнер» Максима Погибелева, в первом полугодии 2012 г. рынок ценных бумаг был волатильным, и это позволило брокерам нарастить обороты: «Движение на рынке для нас очень важно. Когда оно есть, участники рынка и их клиенты зарабатывают».
Помогло и законодательство – с 1 января 2013 г. брокерские комиссии освободили от уплаты НДС. Плюсом для профучастников также стал переход Московской биржи на режим торгов Т+2: с марта для совершения операций с ценными бумагами требуется депонировать только часть стоимости приобретаемого пакета акций, а полный расчет и поставка бумаг производятся на второй день после совершения сделки. Но, говорит г-н Погибелев, в 2013 г. рынок стоит на месте и не дает инвесторам пространства для маневра. Поэтому брокерам приходится осваивать новые ниши, близкие к основной деятельности.
«Мы с прошлого года начали серьезно пересматривать подход к некоторым услугам. Придали новую форму доверительному управлению, ввели прозрачные и понятные тарифные планы. Рассчитываем, это позволит компании продолжить движение», - комментирует Максим Погибелев.
Для СКБ-банка (+50%), единственного кредитного учреждения, попадающего в рейтинг «ДК» второй год подряд, минувший деловой сезон выдался ударным: в рейтинге федеральных банков, кредитующих ИП, СКБ-банк занял четвертое место, уступив лишь Сбербанку, Россельхозбанку и ВТБ24.
«Мы считаем это своей безоговорочной победой. Потому что третьими не станем никогда… И никто не станет», - комментирует председатель правления СКБ-банка Владимир Пухов.
По его мнению, наращивать обороты банку позволяет сделанная семь лет назад ставка на кредитование малого и среднего бизнеса в зоне микрокредитование. «Еще одним драйвером роста я бы назвал комиссионные услуги - у нас работает система денежных переводов, с которой мы вышли уже на международный рынок. Отличный комиссионный эффект дают интернет-банк, мобильный банк и дистанционное рассчетно-кассовое обслуживание юридических лиц», - добавляет г-н Пухов.
Чем хуже – тем лучше
Для рынка бизнес-услуг 2012 г. год был вполне благополучным. Причем для юристов – скорее, не вопреки, а благодаря реализации негативных сценариев на разных рынках, когда покупательский спрос падал, а уровень дебиторской задолженности компаний – рос.
«Предприятия все хуже рассчитываются друг с другом. Многие стали по многу раз перекредитовываться. И мы понимаем, что дальше ситуация будет только усугубляться», - делится наблюдениями партнер юридической компании «ЭНСО» (+62%) Алексей Головченко.
Если кризис грянет с новый силой, добавляет он, – предприятиям тем более понадобятся юридические услуги. Ну а если потрясений не будет, динамику рынку придадут крупные международные события, такие, как футбольный ЧМ-2018 и ЭКСПО-2020. «Глобальные темы способствуют приходу в город иностранных торговых компаний – китайцы и турки уже активизировались и прощупывают почву. Чтобы работать в нашей специфике им понадобятся услуги юристов – у нас уже число зарубежных клиентов выросло до 30%», - убежден г-н Головченко. При этом компания тоже диверсифицирует бизнес – в 2012 г. «ЭНСО» открыла аудиторскую и оценочную компанию и агентство недвижимости и всерьез рассчитывает сохранить высокую динамику и по итогам 2013 г.
Любопытно, что в этом году в региональный рейтинг компаний-драйверов снова попали два сельхозпредприятия – птицефабрики «Свердловская» (+176%) и «Среднеуральская» (+162%). Обе были акционированы в 2011 г., но контролировать их продолжает региональный бюджет. Из-за резко взлетевших в 2012 г. цен на комбикорма облправительство пошло на субсидирование бройлерных предприятий – из расчета 4 руб. за 1 кг живого веса птиц. За пять месяцев бюджет региона выплатил птицефабрикам 196,15 млн руб. После такой финансовой реанимации дела у них пошли на лад, к примеру, «Среднеуральская» продолжила стройку нового здания инкубатория без оглядки на стоимость кормов. По словам руководства птицефабрики, инкубаторий позволит снизить затраты на приобретение яйца и инкубацию на 30 млн руб. в год и даст 4-6 млн руб. дополнительной прибыли от продажи суточных цыплят. Кроме того «Среднеуральская» строит два корпуса для содержания бройлеров. «Свердловская», оставаясь одной из крупнейших птицефабрик в стране, тоже модернизирует оборудование – в 2012 г. предприятие заменило старые клетки на восьмиярусные с системой кондиционирования.
При этом причин для оптимизма птичники не видят: даже если стоимость комбикормов снизится, их негде хранить и не на чем перевозить - у большинства фабрик нет своего транспорта и возможности его арендовать. Выходом может стать создание большегрузного автопарка на базе комбикормовых заводов. Спецтранспортом намерены обзавестись Богдановичский комбикормовый завод, Свердловский комбинат хлебопродуктов и птицефабрика «Свердловская». Юристы предлагают менее затратный способ – передать транспортные услуги на аутсорсинг.
«Этот тренд наконец-то начал развиваться в России и на Урале, и сейчас многие предприятия привлекают транспортные компании вместо того чтобы содержать такую структуру у себя в штате», - говорит Алексей Головченко.
Дилеры большегрузов также готовы помочь. Антон Борисенко: «Просто быть поставщиком машин уже недостаточно, поэтому мы развиваем транспортный консалтинг – предлагаем заказчику сформировать автопарк под конкретную задачу, оптимально по цене и качеству». В целом руководители всех компаний-драйверов, опрошенных «ДК», свидетельствуют: чтобы сохранить обороты, сегодня необходимо диверсифицировать бизнес и работать на опережение.
Читайте полный рейтинг динамичных компаний Екатеринбурга и области.