Сажать за лозунг «Крым не наш»: что думают власти о предложениях главы СКР Бастрыкина
Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин опубликовал статью о борьбе с экстремизмом в России. Материал вызвал неоднозначную реакцию у властей и бизнеса.
Статья Бастрыкина «Пора поставить действенный заслон информационной войне» была опубликована в журнале «Коммерсантъ-Власть» 18 апреля. В ней председатель СК РФ описал свое видение «путей и методов борьбы с экстремизмом в России». В частности, Александр Бастрыкин предложил запретить зарубежные онлайн-СМИ, жестче регулировать интернет и ввести уголовное наказание за отрицание результатов крымского референдума. Близкий к администрации президента РФ источник заявил, что большая часть предложений главы СКР вряд ли будет принята.
Запрет иностранных онлайн-СМИ
Александр Бастрыкин предложил перенять опыт стран, «противостоящих США и их союзникам», и определиться с «пределами цензурирования в России глобальной сети интернет». В своей статье глава СКР ссылается на введенный в этом году в Китае «запрет на работу электронных СМИ, полностью или частично принадлежащих иностранным резидентам». Бастрыкин считает, что одно из положений принятого китайскими властями документа заслуживает особого внимания: то, которое запрещает иностранцам работать в руководстве национальных СМИ и размещать серверы онлайн-СМИ за рубежом.
Китайские правила, о которых говорит Бастрыкин, подразумевают, что любой издатель онлайн-контента (под это определение попадают тексты, изображения, карты, игры, анимация, аудио- и видеозаписи) обязан получать специальное разрешение на сотрудничество с любой зарубежной компанией, иностранным гражданином или совместным предприятием.
Загвоздка в том, что понятия «онлайн-СМИ» в российском законодательстве не существует, отмечает в беседе с РБК источник в одном из крупных российских издательских домов. Поэтому непонятно, какие именно сайты имеет в виду Бастрыкин.
«Например, сайты lifestyle-изданий, как правило, не регистрируются как СМИ, так что инициатива скорее может коснуться общественно-политических изданий», — предположил он.
А главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов* назвал антиконституционной фразу Бастрыкина о «пределах цензурирования», поскольку в России цензура официально запрещена.
Регулирование интернета
Глава СКР предложил в числе прочего ужесточить регулирования рунета. Нужно создать единые для всех интернет-провайдеров «правила хранения личной информации клиентов и пользователей в нужном объеме на тот случай, если подобные сведения будут затребованы при расследовании нарушений в сфере кибербезопасности». Стоит также внедрить «фильтры, ограничивающие доступ к сайтам, содержащим экстремистские материалы, в общественных местах доступа», пишет Бастрыкин.
Фильтровать информацию (к примеру, разграничивать общедоступные данные и потенциально опасные для детей) операторы связи обязаны по закону и сейчас. Основатель компании «Безопасный интернет» Виталий Саттаров утверждает, что крупные игроки рынка публичного доступа в Сеть давно ввели авторизацию пользователей по номеру мобильного телефона или по аккаунту в социальной сети.
В числе прочих предложений главы СКР — «внесудебный (административный) порядок включения информации в федеральный список экстремистских материалов, а также блокировки доменных имен сайтов, которые распространяют экстремистскую и радикал-националистическую информацию». По мнению председателя комитета Госдумы по информационной политике, IT и связи Леонида Левина, это «спорная» инициатива:
«Существующая система внесудебной блокировки экстремистского контента по решению генерального прокурора или его заместителей [...] достаточна и соответствует международному уровню».
Уголовная статья за отрицание крымского референдума
Бастрыкин считает, что те, кто отрицает итоги референдума о вступлении Крыма в состав России, должны привлекаться к уголовной ответственности. Для этого следует внести соответствующие изменения в статью 280 УК «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности».
Также, по словам председателя Следственного комитета России, в Уголовный кодекс нужно внести изменение, которое позволить трактовать как призыв к экстремистской деятельности «фальсификацию сведений об исторических фактах и событиях». В этом случае Бастрыкин ссылается на Израиля: там введена уголовная ответственность в виде лишения свободы до пяти лет за отрицание холокоста.
Депутаты Госдумы и члены Совета Федерации неоднозначно отреагировали на инициативу Бастрыкина наказывать за неприятие итогов крымского референдума. Член конституционного комитета Госдумы, единоросс Владимир Поневежский отметил, что в этом отрицании есть «экстремистские нотки», но не ответил на вопрос, должны ли быть такие «нотки» уголовно наказуемыми. А спикер Госдумы Сергей Нарышкин вовсе отказался оценивать эту идею.
Бастрыкина поддержал первый заместитель председателя комитета Совфеда по обороне и безопасности Франц Клинцевич.
«Идеология Бастрыкина мне близка, с точки зрения наведения порядка я его поддерживаю. Порой из-за несовершенства российского законодательства люди, прикрываясь либеральной демагогией, пытаются навредить государству», — прокомментировал он статью главы СКР.
В то же время советник Конституционного суда Тамара Морщакова отметила, что выраженная в таком виде инициатива не соответствует нормам уголовного права:
«Составы деяний, которые запрещено совершать в соответствии с УК, должны быть четкими, понятными и не допускающими произвольного толкования. Эти формулировки допускают любое произвольное применение», — подчеркнула Морщакова.
Что сказал президент
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что ему неизвестно, ознакомился или нет Владимир Путин со статьей статьи Бастрыкина.
«Нет, мы не показывали публикацию - у президента был вчера настолько сложный и насыщенный рабочий день. На то, чтобы ознакомиться с этой публикацией, вчера точно в течение рабочего дня времени не было», - отметил Песков и добавил, что сам он статью прочитал.
Он напомнил, что президент России неоднократно называл интернет «территорией свободного обмена информацией», но при этом такой обмен «должен быть определенным образом регламентирован». Путин, по словам Пескова, часто говорит «о продолжении постоянных попыток нахождения «золотой середины» между обеспечением свободы и недопущением того, чтобы интернет превращался в питательную среду для распространения смертоносных проявлений, таких как терроризм, проституция, торговля людьми, детьми и так далее».
* - выполняет функции иностранного агента«В течение последнего года президент акцентировано занимается вопросами обеспечения комфортных условий для работы малого и среднего бизнеса и крупного бизнеса. Президент также отмечал неоднократно необходимость принятия во внимание кризисных условий и необходимость того, чтобы власть избегала излишних действий, которые могут трактоваться как излишнее воздействие на бизнес. Президент это неоднократно подчеркивал, самым надежным драйвером роста является активность малого, среднего и крупного бизнеса. Наверное из этого надо исходит», - цитирует ТАСС Пескова.