«Сегодня какой бы бизнес вы ни вели, надо помнить: закон важнее денег»
«В российском бизнесе есть глобальные проблемы, но они не в сфере государственного регулирования и не в сфере налогового контроля. Проблема есть в эффективности людей».
Проблема мотивации или вдохновения рано или поздно возникает у любого собственника бизнеса. Где найти силы на новый проект, как выйти из управленческого тупика? Основатель сети кофеен Black& White Михаил Тихомиров рассказывал, что любому руководителю для эффективной работы важно ответить на вопрос: «Что является главным конкурентным преимуществом компании?». В его понимании ключевым для развития бизнеса являются ценности, которые транслируют сотрудники. Если команда настроена на достижение целей и работает эффективно, то собственнику достаточно не мешать.
Частая ошибка руководителей, которую допускает большинство из тех, кто хочет повысить эффективность, — «бежать впереди паровоза», об этом говорил владелец Fast Event School, Event and Wedding agency «Черноморец» Михаил Черноморец. Он добавлял, что собственнику важно уходить от рутины, делегировать обязанности и не пытаться исправлять ошибки менеджеров — все это только отнимает силы.
Директор «НИПИ Горного дела» Владимир Никашин уверен, что проблема эффективной работы первого лица компании — ключевая для российского бизнеса. Есть несколько способов для ее решения.
Владимир Никашин, директор «НИПИ Горного дела» (г. Пермь):
— Сегодня, какой бы бизнес вы ни вели, надо помнить, что закон важнее денег. Все уже давно обелились, и очевидно, что вопрос времени, когда весь бизнес будет белый и пушистый. Тот, кто покрупнее, уже 100% стали «белыми», те, кто поменьше, еще не успели, думают. Но тренд всем понятен. Оптимизация налогов — это не то, к чему стоит стремиться и где стоит искать выгоду. Выйдет себе дороже.
В нынешних условиях стало отчасти легче работать. Налоги, например, стали одинаковы для всех. Раньше кто-то платил налоги, кто-то нет, так что себестоимость товаров была разная, сегодня государство ставит весь бизнес в безвыходную ситуацию равенства. Конечно, это не всем нравится, особенно не нравится тем, кто раньше ничего не платил.
В итоге бизнес поделился на тех, кто кричит, что все плохо, и тех, кто молчит, что все хорошо. Есть популярная фраза, что в России сложно вести бизнес, что его душат — на мой взгляд, это алиби для бездельников.
У нас в российском бизнесе есть глобальные проблемы, но они не в сфере государственного регулирования и не в сфере налогового контроля. Проблема есть в эффективности людей, в том, что у нас нет культуры построения бизнеса.
Вопрос эффективности первых лиц компании — базовый для любого бизнеса. Потому что от эффективности руководителя, на мой субъективный взгляд, зависит рост прибыльности бизнеса. Рано или поздно любой управленец и бизнесмен хочет понять, как повысить прибыльность, как заработать бабло, которое почему-то еще лежит на чужих счетах. Есть вещи, которые позволяют повысить эффективность управления. Они кажутся очень простыми, но дьявол всегда кроется в мелочах.
Первое — нужно всегда повышать уровень профессиональных знаний. Очевидно? Почти. Управленец должен знать все оттенки своего бизнеса, а в идеале — все оттенки бизнеса клиента. Удовлетворить потребности клиента невозможно, если вы не знаете потребности его бизнеса. Когда вы приходите на переговоры, то нужно четко знать, какой КРI у человека, который сидит перед вами.
Второе — вести аутентичный стиль жизни. Иногда очень важно оставаться одному, потому что большинство инсайтов приходит в момент, когда ты находишься один, и, скорее всего, на природе. В этот момент голова отключается и приходят спонтанные мысли.
Я лет 10 назад смеялся, когда друзья и партнеры мне советовали: «Володя, начни готовить и тогда начнешь принимать взвешенные решения». При чем здесь кухня и бизнес? Связь неочевидна. Тем не менее, сегодня 90% решений я принимаю, кода я один готовлю еду на природе. Потому что ничего не отвлекает, можно спокойно поразмышлять.
На эффективность сильно влияет окружающее пространство. Если человек работает в грязном сыром подвале, вряд ли он способен мыслить ясно.
Точно так же мыслить четко и структурированно не может человек, у которого бардак на столе, дома, в машине, да и вообще в жизни. Каждый ведь знает чувство удовлетворения после того как наведешь порядок в комнате или гараже. Это чувство, когда ты долго-долго откладывал дело, потому что боялся подойти к этой груде бумаг, а потом взял и все вычистил. Этот момент удовольствия повышает нашу эффективность.
Есть такая идея, что главное в бизнесе — это команда, что если создать эффективный коллектив, то босс может расслабиться. Бизнес, который работает исключительно на эффективной команде, — это сказки.
Я не верю в то, что моя команда без меня может двигаться с такой же скоростью, как со мной. Это очень красивая идея, и я хотел бы, чтобы люди могли работать, а я отдыхать, но на нашем уральском черноземе я ни разу не видел, чтобы кто-то отошел от бизнеса, и этот бизнес через некоторое время не «уехал».
И у меня есть аргумент, почему автономная работа команды — это нехорошо. Если твоя команда способна делать бизнес, на кой ляд ей руководитель? Команда сидит, смотрит отчетность и видит, что они по году должны боссу принести 100 млн руб. А зачем? Он же в офисе не бывает. Здорово, если можно было бы сколотить крутую команду, запустить бизнес, кинуть ключи от офиса и сказать: «Я на Бали, деньги переводить на этот счет». Суперидея. Так что какая бы эффективная у вас ни была команда, вы должны быть еще лучше.
Следующее, что снижает нашу эффективность — доказательство правоты. Сколько времени и нервов мы зачастую тратим, чтобы кому-то что-то доказать! Все по-разному: кто-то до последнего стоит на своем, кто-то чуть раньше соглашается на компромисс. Каждый раз, когда вы хотите кого-то в чем-то убедить, просто подумайте: «А оно вам надо?». Может быть, лучше дипломатично согласиться? Дипломатия повышает нашу эффективность и еще защищает от ненужного стресса.
Еще одна важная вещь для руководителя — окружение. Избитая фраза «Хочешь быть орлом, летай с орлами» — работает. Когда вы находитесь в обществе предпринимателей, они являются постоянной провокацией для роста. Дело в том, что в офисе сотрудники смотрят на собственника бизнеса с придыханием, так что есть высокая вероятность поверить в то, что ты крут и опасен.
Так что прежде чем думать, кто виноват в том, что бизнес не приносит прибыль или не очень эффективен, ответьте себе на ряд простых вопросов:
- Кто принял решение открыть этот бизнес?
- Почему именно этот бизнес?
- Кто разработал стратегию?
- Кто нанял людей, которые работают или не работают в компании?
Если гипотеза верна и причиной всего является собственник компании, то просто нужно начать работать над собой.
Колонка написана на основании выступления Владимира Никашина на Global Business Forum в Екатеринбурге. Автор текста: Екатерина Тарханова/DK.RU