Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

«Сегодня риск в России стоит дешево как никогда». 6 причин, почему стоит начинать бизнес

«Сегодня риск в России стоит дешево как никогда». 6 причин, почему стоит начинать бизнес
Иллюстрация: Личный архив в сети Facebook

«Я уже был долларовым миллионером и ездил на ВАЗ-2106. Потому что думал: что лучше — купить дорогое авто-мечту или вложить деньги в бизнес? И всегда выбирал последнее».

Тюменец Ильдар Хусаинов десять лет назад основал в родном городе риелторскую компанию и не планировал ничего масштабного. Однако сегодня его проект вырос в сеть, которая работает в 80 городах России и зарубежья, ломает сложившиеся на местных рынках устои — порой через громкие конфликты с компаниями-аборигенами — и продолжает развитие. О том, почему стоит начинать бизнес именно сейчас — несмотря на весь скепсис, как масштабировать свои проекты, и почему смелость сегодня ценнее ума и таланта — на DK.RU. 

Ильдар Хусаинов, основатель компании «Этажи»:

— Сейчас много говорят о том, что бизнесом в России заниматься невыгодно и просто страшно. А я убежден в обратном. Именно сейчас в стране сложился целый комплекс предпосылок, которые, напротив, делают предпринимательство очень перспективным и потенциально успешным занятием. Сегодня ситуация уникальная, и нужно этим пользоваться. 

Почему сейчас самое время 

Я много путешествую по миру, бывает, приезжаю в новую для себя страну и вижу: все сферы бизнеса уже заняты. Потому что рыночная экономика там существует сотни лет. В России же масса свободных ниш, где можно создать успешное предприятие. Кроме того, на мой взгляд, с точки зрения налогов работать на себя выгоднее, чем в найме. На сегодня предпринимательский труд с позиции налогов стоит дешевле, и логично предположить, что государство как бы намекает: ребята, занимайтесь лучше бизнесом — там более эффективная система организации труда, и система налогообложения существует по-другому. 

Кроме того, в стране растет запрос на эффективность, потому что все больше громоздких государственных систем ее теряют. Многие, находясь внутри госструктур, говорят: «Это беспредел! Если бы это был мой бизнес, я бы такого не допустил!». Так почему бы самим не пытаться что-то сделать? Ведь неорганизованность в крупных структурах будет только нарастать, а запрос на нормальную организацию труда есть — чтобы люди во время работы понимали, зачем они это делают. А не просто сидели в офисе ради каких-то абстрактных бизнес-процессов, у которых в конечном итоге и смысла-то порой не бывает.    

Больше скажу: кто бы что ни говорил про кризис, но на самом деле динамика в последние два года неплохая — прошлый год был очень удачным для страны. Показатели кредитования растут просто рекордно: если в Европе и Америке увеличение на 10% считается чудом, у нас 30-40% в год — и это нормально! И этот рынок кто-то будет обрабатывать, обеспечивать!

Но новые игроки не выходят на рынки, потому что боятся, что у них ничего не получится. А зря. Сегодня риск в России стоит дешево как никогда — я в этом убежден. Ведь если предложения мало, цена всегда начинает расти. А когда никто не готов брать на себя риск, его возьмет тот, кто будет быстрее всех. И именно он начнет получать хороший доход. 

К тому же конкуренция снизилась, вы сами видите, что творится в разных сферах в плане сервиса. А все потому, что новые предприниматели не начинают бизнес, не креативят, не создают иные подходы в работе. Хотя и надо-то — начать с малого, попробовать. Когда я только основал компанию, то и предположить не мог, что она вырастет в сеть из 80 городов в России и за ее пределами. Просто было желание делать маленькие шаги — эффективно. Ведь даже деньги сегодня уже не так важны — ситуация поменялась. Если раньше средств действительно не было, сейчас — пожалуйста, только никто не хочет их брать, потому что не чувствует уверенности. Налицо кризис идей и решительности. 

Бывает такое время в жизни, когда не нужно быть умным и талантливым — достаточно просто быть смелым, и решиться, наконец.

Я знаю по собственному опыту: иногда начинаешь что-то новое и сомневаешься, стоит ли. На душе в этот момент очень скверно, и нужно ответить себе: «Да!». Как показывают исследования, многие, кто начинал дело с хорошими бизнес-идеями в последние два-три года, не прогорели — процент успеха очень высок. Уровень предпринимателей подрос, кто бы что ни говорил, наша страна серьезно развивается, и новое поколение, которое сейчас входит в жизнь, — 25 лет и старше — очень сильное и способно на многое. 

Вообще большинство людей очень талантливы, но живут в своей оболочке, за которую не могут выйти. Внутри каждого есть дикий, просто огромный потенциал. Жизнь — справедливая штука, каждому дается ого-го сколько, просто кто-то это использует, а кто-то — нет.

Зачем масштабировать бизнес 

Идея масштабировать бизнес мне пришла не сразу, но со временем я стал понимать: мир становится очень глобализованным, и если ты не будешь становиться большим, то рано или поздно тебя съедят. Так было принято решение попробовать выйти за пределы Тюмени. Меня сразу все осудили: семья, знакомые. Сказали, это очень плохая идея, нет вообще ни одного удачного примера масштабирования агентства недвижимости, этот бизнес во всем мире масштабируется плохо, успокойся, и так все хорошо. Но когда все так говорят, это верный сигнал: нужно как минимум попробовать и посмотреть, что получится.  

Я понимал: крупный бизнес невозможно построить без сильной команды, а талантливых людей привлекают большие задачи.

Если у вас на работе нет драйва, настроение у коллектива садится, нужно дать людям вызовы — без них жить неинтересно. После того как я объявил о нашей новой большой цели, то сразу почувствовал изменения в команде: сотрудников это зарядило, они стали работать эффективнее, и мы иначе начали развиваться. В какой-то момент мы взглянули на наш бизнес не как на компанию в одном регионе, а как на систему, которая может работать в совершенно другом масштабе. А это и другие подходы, другая эффективность, и эту энергию не передать словами!    

Конечно, в первое время может что-то не получиться, но поверьте на слово: все придет. Главное — вывести себя в эту точку, просто попробовать эффективно поработать хотя бы на два города — это меняет подход, саму систему.

У нас первый опыт масштабирования был неудачным: мы истратили порядка 15 млн руб. — почти все, что у нас было, и провалились. Я месяц от месяца смотрел финансовые результаты и видел: они отрицательные, динамики нет. По своей наивности я думал, что при масштабировании все можно делать самому — сейчас стыдно вспоминать.

Конечно, надо было сразу растить команду для новых офисов, но тогда я этого не знал. Не понимал, что если вы ведете бизнес в одном городе, это еще не система — вы просто можете быть талантливым харизматом. А если заходите в другие города, и система может работать без вас — вы управленец. Это высшая оценка.

В общем, в тот момент нужно было решать: либо мы остаемся, либо уходим. Я долго тянул, в результате сам поехал в тот город, попробовал там все наладить вручную. И только через год все получилось. Но за это время наша система стала в три раза сильнее!  

Многим кажется невозможным построить самоорганизованную сильную большую компанию, но это не так. Не верьте, когда говорят, что масштабными системами сложно управлять — наоборот, они клондайк для эффективности и постоянного развития! Главный плюс — распределение постоянных издержек. Одно дело, когда ИТ-команда из 100 человек работает на один город, и другое — когда на сотню. Кроме того, всем нужны федеральные партнеры, и когда у твоего бизнеса есть эффект масштаба, ты начинаешь за счет этого обеспечивать прочность своей системы.  

Еще один огромный плюс от масштабирования — постоянный тонус. В велоспорте есть такое понятие «зачет по последнему». Какие бы сильные, ловкие и быстрые ни были лидеры, а время засчитывается по последнему финишировавшему.

Так вот у нас в компании, чем больше мы становились, тем сильнее делало все офисы наше самое слабое звено.

Например, в каком-то одном городе присутствия дела шли откровенно плохо — при благополучном развитии во всех остальных. И команде приходилось постоянно думать и  анализировать, что не так в слабом филиале, как это исправить — вместо того чтобы спокойно почивать на лаврах. А в итоге усиливались и подразделения в городах, где ситуация и так была неплохой. Так что прокачка слабого звена придает драйв — только ради этого стоит масштабироваться.   

С чего начать

Что нужно сделать, чтобы попробовать двинуться дальше со своим бизнесом. Самое сложное — первый шаг. Помню, когда мне было 11 лет, я отдыхал в пионерском лагере на море. Вода была холодная, градусов 8, но утром все отряды собрали на берегу и сказали: «Кто хочет купаться — вперед». Руку поднял только я, больше никто из 200 человек. Разбежался и нырнул. В первые пару мгновений было плохо-плохо-плохо, зато потом стало чудесно. И все мне завидовали, стоя на берегу. Здесь то же самое: собрали волю в кулак, разбежались и прыгнули! Все там хорошо, главное — не бояться. 

Также важно ответственно относиться к деньгам. Я уже был долларовым миллионером и ездил на ВАЗ-2106. Потому что думал: «Что лучше: купить дорогое авто-мечту или вложить деньги в бизнес?». И всегда выбирал последнее.

И всем советую: если у вас первая эйфория от результата, через месяц вы ее не вспомните, чем бы вы себя ни тешили и что бы ни купили. Вам это не принесет счастья. Радость будет только от развития бизнеса, вашей системы. Это высшая ценность, к ней всегда надо стремиться. Так что я очень сбалансированно веду финансовую политику, мы никогда не открываем ничего в кредит, развиваемся только за свой счет — я уверен, это правильно. Пусть я буду поприжимистее, чем стану пускать пыль в глаза. Один раз мы рискнули и взяли кредит на недвижимость — брали в 2015 году 140 млн руб. под 11%, а потом в один момент нас извещают: ставка теперь не 11%, а 17%. Я подумал: нет проблем, но больше я с вами не связываюсь. 

Руководитель бизнеса, собственник должен одновременно быть представителем заказчиков. Если первое лицо компании так понимает свою задачу: «Мы находимся в бизнесе, чтобы представлять интересы клиента и делать хороший продукт для него», мир меняется. Мы очень сильно трансформировали риелторский бизнес, но главное, что нам удалось — это сфокусироваться вокруг уникального торгового предложения. Я четко понимал: если это все не масштабировать, на моем месте будет кто-то другой. В западных странах предприниматель, создавший что-то интересное, сразу начинает работать не только в своем городе, у нас же никто не пытается масштабировать бизнес. И через некоторое время он умирает, вовремя не перейдя на другой уровень.  

Еще нам очень помог франчайзинг. Помню, в 2011 г. я был на стажировке в США, пришел в мировое агентство недвижимости, спрашиваю, сколько у вас офисов. Мне отвечают: «Шесть тысяч». Я такой: «Что?!». Мне в ответ: «А что такого?». Я посмотрел, как в компании выстроены процессы, вижу — а они слабые! Мы на тот момент работали в трех городах, но организовывали работу лучше. Но они смогли занять прочное положение на рынке и спокойно масштабируются, рассказывают о своей франчайзинговой модели. Я подумал: надо и нам попробовать. И не пожалел. 

В результате у нас все получилось, мы стали дальше развиваться и расти. Это интересная работа, и она идет по сей день. И чем больше таких компаний будет в стране, тем сильнее станет экономика. Я бы очень хотел, чтобы каждый человек, кто чувствует в себе потенциал, хотя бы попробовал создать и масштабировать свой бизнес. Я уверен: все получится.

Я был на стажировках в ведущих компаниях мира и видел: эти гигантские бизнесы строят обычные люди, просто они что-то делают. Себя я тоже не считаю каким-то особенным и талантливым, просто немного смелым.

Я сам девять лет работал в одном городе, мы никому не мешали, а сейчас создал сильную систему управления, команду, которая работает с огромной энергией, и она окупается. Успех — это самый сильный мотиватор, и большинство людей к нему готовы, надо его просто вкусить. 

Какой совет я бы дал сам себе, оглядываясь назад: когда у вас в чем-то возникают сомнения, надо послушать себя, глубокий внутренний голос — он и даст ориентир, а не окружающие. Не надо ни на кого смотреть! Если будешь кого-то копировать, ничего не получишь. Я стараюсь всегда работать в противофазе: если у нас в стране всего 3% предпринимателей, значит, что-то там точно есть — надо просто попробовать. Все возможно, поверьте на слово. Попробуйте перепрыгнуть пропасть между мечтой и реальным действием. Кто это сделает, будет впереди.   

Материал написан на основе выступления на бизнес-конференции АМОКОНФ-2019 в Екатеринбурге; Автор текста: Екатерина Стихина

>>> Читайте также колонку главы банка «Точка» Бориса Дьяконова — о том, как защитить свой бизнес от конкурентов-имитаторов, воровства идей и технологий. И рецепт Ксении Собчак — как стать брендом и заработать на самопиаре.

 
Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
  • Какая там по счету пятилетка? Мы возвращаемся к плановой экономикеКакая там по счету пятилетка? Мы возвращаемся к плановой экономике
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.