Сэкономить на продавцах: X5 Retail Group разработала собственные кассы самообслуживания
В «Пятёрочках» появились кассы нового поколения, которые ритейлер разработал полностью сам. Они дешевле аналогов и позволяют сэкономить усилия продавцов и кассиров, а также сократить очереди.
X5 Retail Group (объединяет торговые сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») разработала кассу самообслуживания и уже установила 67 аппаратов в 11 магазинах «Пятёрочка», сообщила компания. При серийном выпуске касса обходится значительно дешевле аналогов систем самообслуживания, а по функционалу превосходит их, заявили в компании.
Кассы самообслуживания нового поколения оснащены мультитач-экраном диаметром 22,5, 2D сканером с распознаванием штрих-кодов, стереодинамиками и микрофоном, 3D-камерой. Они принимает только безналичную оплату: такие кассы обходятся в среднем в 330 тыс. руб. против 500–600 тыс. руб. за кассу с купюроприемником, сказал «Ведомостям» сотрудник крупной розничной сети. Но на стоимость кассы также сильно влияет объем закупки. В X5 также заявили, что обслуживание и поддержка кассы обходятся значительно дешевле рыночных аналогов за счет использования собственного серийного ПО. Установка касс самообслуживания в магазинах типа «Пятёрочки» может сократить затраты на персонал на 5–6% или 1–2 сотрудников, оценил гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.
Интерфейс касс X5 Retail Group разработан на основе дизайна аналогичных аппаратов в сетях фастфуда. Причем на втором этапе реализации проекта в кассы запланирована интеграция весовой платформы и установка ПО для быстрых платежей через QR-коды.
Уже сегодня новой кассой самообслуживания могут воспользоваться тысячи посетителей «Пятёрочки», решение позволяет существенно ускорить процесс покупки, сократить очереди, повысить эффективность работы кассового узла магазина, — сказал Иван Мельник, директор по инновациях X5 Retail Group.
Группа из 4-6 КСО занимает площадь одного стандартного кассового узла и привлекает до 30% трафика. Кассы нового поколения позволяет повысить эффективность работы кассиров и пропускную способность торговой точки, ожидают в X5. Группу из нескольких КСО обслуживает один сотрудник-ассистент, который при необходимости помогает покупателям, контролирует процесс и верифицирует покупку алкоголя и табака.
До 30 сентября ритейлер проводит первый этап тестирования и собирает обратную связь от покупателей, затем будет решено, как доработать кассы. КСО нового поколения планируется использовать во всех торговых сетях Х5.
Разработкой касс самообслуживания занимается и екатеринбургская компания «Датакрат». Гендиректор «Датакрата» Николай Яковлев в интервью DK.RU рассказывал, технологически оборудовать магазины такими устройствами несложно, при этом такой подход серьезно снижает издержки ритейлеров: обслуживать торговую точку площадью до 200 кв. м сможет один человек.
Сейчас пришло время, когда человека можно заменить и в формате магазина. Уверяю, через год-два вы увидите это в массовом масштабе, — говорил г-н Яковлев.