Подписаться
Курс ЦБ на 18.01
102,41
104,86

Секрет продуктивности в безделье. Те, кто этого не понял, обречены пахать ни за что

Секрет продуктивности в безделье. Те, кто этого не понял, обречены пахать ни за что
Иллюстрация: pixabay.com

Чем больше вы работаете, тем хуже вы работаете. Это правило едино для всех. Если вам кажется, что делать отчет до 2 часов ночи разумно, не ждите улучшений в жизни.

Добиваться многого можно… делая минимум. Высокая продуктивность — удел тех, кто любит безделье. Как это возможно? О том, почему меньше работать полезно не только для здоровья, но и для получения конкретных результатов, ВВС пояснила журналист и писатель Аманда Руджери.

Она вспоминает, что при переезде из Вашингтона в Рим ее поразили прежде всего не древности города, а то, что живущие в нем люди ничего не делают.

— Я часто видела, как старушки, высунувшись из окон, наблюдают за гуляющими внизу людьми, а семьи во время вечернего променада то и дело останавливаются, чтобы поприветствовать друзей. Даже офисная жизнь оказалась другой. Пришлось забыть о торопливом поедании сэндвича за рабочим столом. В середине дня рестораны забиты сотрудниками, привыкшими полноценно обедать.

Меня всегда поражал этот баланс между тяжелой работой и il dolce far niente, сладостью ничегонеделания. В конце концов, бездействие кажется противоположностью продуктивности. А продуктивность — творческая, интеллектуальная или промышленная — это конечная цель нашего времени.

Но по мере того, как мы «делаем» все больше и больше, многие обнаруживают, что безостановочная деятельность — не апофеоз производительности, а препятствие для нее.

Данные исследователей говорят, что работа, которую мы выполняем в конце 14-часового рабочего дня, намного хуже той, которую мы делаем в бодром состоянии. Человек, который постоянно много работает, со временем может почувствовать себя больным, более того, у него совсем не будет цели в жизни.

Автор книги «Два удивительных часа» Джош Дэвис советует воспринимать умственную работу как отжимания. Вы хотите сделать 10 000 отжиманий? Продуктивнее всего было бы сделать их сразу, не отвлекаясь ни на что. Но мы понимаем, что это физически невозможно. А если делать небольшие подходы в промежутках между другими занятиями в течение нескольких недель, то сделать в итоге те самые 10 000 отжиманий вполне реально.

В этом отношении мозг очень похож на мышцы, — пишет Дэвис. — В неправильных условиях непрекращающейся работы мы мало чего можем достичь. Но стоит установить правильные условия, как нам почти все будет по силам.

Сделай или умри

Проблема в том, что многие из нас воспринимают мозг не как мышцы, а как компьютер: машину, способную постоянно работать. Но, говорят эксперты, работать часами без перерыва на самом деле может быть очень вредным.

Мысль, что ваша концентрация и продуктивное время безграничны, на самом деле ошибочна. Это самоубийство, — говорит исследователь Эндрю Смарт, автор книги «О пользе лени». — Если ваше тело говорит: «Мне нужен перерыв», а вы продолжаете загонять себя, то получаете несильный стресс, который оказывается хроническим — и со временем чрезвычайно опасным.

Одно из исследований показало, что продолжительный рабочий день повышает риск развития ишемической болезни сердца на 40% — почти на столько же, сколько курение (50%). По данным другого анализа, у людей, которые работают слишком долго, значительно выше риск инсульта. У людей, которые работают более 11 часов в день, вероятность развития серьезной депрессии почти в 2,5 раза выше, чем у тех, кто работает семь или восемь часов. В Японии, где люди работают очень много, уже повсеместно встречается «кароси» — смерть от переутомления.

Читайте также: 15 минут на отдых. Что выбрать для лучшего восстановления, бег или релакс?

Так что если вы сомневаетесь, брать ли отпуск, — берите. Он может окупиться в буквальном смысле слова. Исследование, в котором приняли участие более 5 тысяч американцев, работающих полный рабочий день, показало, что люди, которые использовали менее 10 дней оплачиваемого отпуска в год, имели чуть более одного шанса из трех на повышение заработной платы или премию в течение трех лет. Те, кто использовал более 10 дней отпуска, имели два шанса из трех.

Волны мозга

Напомним, 8-часовой рабочий день появился после того, как в компаниях поняли, что сокращение рабочего дня, как ни странно, позитивно сказывается на производительности предприятия.

Во время промышленной революции было нормально работать по 10-16 часов в день. В компании Ford провели эксперимент, введя 8-часовой рабочий день. Вскоре оказалось, что  люди стали более продуктивными, в течение двух лет рентабельность компании удвоилась.

Если 8-часовой рабочий день лучше, чем 10-часовой, может ли более короткий рабочий день быть еще лучше? Возможно. Исследование показало, что для людей старше 40 лет оптимальной была бы 25-часовая рабочая неделя. А в Швеции недавно провели эксперимент по введению 6-часового рабочего дня, и выяснилось, что у работников в этом случае более крепкое здоровье и производительность.

Это подтверждает то, как люди ведут себя в течение рабочего дня. В Великобритании опросили почти 2000 штатных сотрудников. Оказалось, что люди продуктивно работают только 2 часа 53 минуты из 8-часового рабочего дня. Остальное время уходит на проверку социальных сетей, чтение новостей, общение с коллегами, не связанное с работой, на еду и даже поиск новой работы.

Психолог из Стокгольмского университета К. Андерс Эрикссон обнаружил, что нам нужно больше перерывов, чем мы думаем, во время «преднамеренной практики», необходимой для истинного овладения каким-либо навыком. Большинство людей могут выдержать только час без отдыха. А известные музыканты, авторы и спортсмены никогда не посвящают своему делу больше пяти часов в день. Что еще их объединяет? Эрикссон пишет, что их «повышенная склонность к восстанавливающей дремоте» — один из способов отдыха как для мозга, так и для тела.

Часть мозга, которая активируется, когда вы ничего не делаете, известна как сеть пассивного режима работы мозга (СПРРМ), играет решающую роль в консолидации памяти и предвидении будущего. Эта область мозга также активируется, когда люди наблюдают за другими, думают о себе, выносят моральные суждения или обрабатывают эмоции других людей.

То есть если бы эта сеть была отключена, нам бы с трудом удавалось что-то вспомнить, предвидеть последствия, разбираться в социальных взаимодействиях, понимать себя, действовать этически или сопереживать другим — все то, что делает нас функциональными не только на рабочем месте, но и в жизни.

Неугомонные

Но, как известно любому, кто пробовал медитировать, ничего не делать удивительно сложно. Кто из нас после 30 секунд безделия не тянется за телефоном?

На самом деле ничего не делать настолько неудобно, что мы скорее вредим себе. В 11 различных исследованиях было обнаружено, что участники предпочли бы сделать что угодно — даже подвергнуться ударам тока, — только бы не бездельничать. И их просили посидеть спокойно не так уж долго: всего лишь от шести до 15 минут.

Хорошо то, что для отдыха на самом деле не нужно бездельничать. Можно заняться раздумьями, заняться спортом, поболтать с друзьями.

Тайм-аут

Мы боимся потерять контроль. Боимся, что если ослабим хватку хоть на мгновение — например, отойдем от рабочего стола на 15 минут или выйдем из почтового ящика на ночь — все рухнет.

Это неправильно, говорит поэт, предприниматель и коуч Дженн Робинсон.

Метафора, которую я люблю использовать, — это огонь. Мы начинаем бизнес, а потом, через год, когда мы можем взять отпуск на неделю или нанять кого-нибудь, большинство из нас не доверяет постороннему, который займет наше место. Мы говорим: «Огонь погаснет, — говорит она.

Самое читаемое
  • Очередное хищение на гособоронзаказе: экс-директор подшипникового завода пошел под судОчередное хищение на гособоронзаказе: экс-директор подшипникового завода пошел под суд
  • Спрос на антидепрессанты в России вырос на 22% в 2024 годуСпрос на антидепрессанты в России вырос на 22% в 2024 году
  • Путин одобрил указ о призыве резервистов на военные сборы в 2025 годуПутин одобрил указ о призыве резервистов на военные сборы в 2025 году
  • Генеральным директором «Уралхиммаша» стал вице-президент Группы СинараГенеральным директором «Уралхиммаша» стал вице-президент Группы Синара
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.