Сектор разработчиков сайтов в Екатеринбурге нуждается в зачистке — Никита Попов
«Объясняю профессионалу, как правильно делать его работу, и только после этого он делает, как надо. Абсурд!». Екатеринбургский предприниматель — о негативном опыте сотрудничества с веб-разработчиками.
На прошлой неделе на DK.RU вышел кейс предпринимателя Ивана Зубарева, который пытался обзавестись сайтом для собственного интернет-магазина. Он потратил более 1,5 млн руб., однако сайт так и не заработал, а бизнес был похоронен.
С похожей ситуацией столкнулся Никита Попов, генеральный директор девелоперского проекта «АРК Девелопмент». В декабре прошлого года бизнесмен вместе с женой запустил сервис по доставке правильного питания UNIKFOOD и сразу же задумался о создании сайта. Своим опытом сотрудничества с веб-разработчиками он поделился с DK.RU.
Никита Попов, генеральный директор ГК «АРК Девелопмент» и «UNIKFOOD»:
— Я несколько раз создавал сайты для своих компаний. Я делал сайт и за 350 тыс. руб., и за 120 тыс. руб. И каждый раз это становилось большой проблемой.
Недорого и плохо
Мне нужно было создать сайт для компании UNIKFOOD. Январь и февраль работали с двумя разными компаниями — по знакомству и по хорошим рекомендациям. Заполнили бриф, дали им аналоги одностраничного сайта, который хотим видеть. Задача: сделать то же самое, только лучше — с нашим дизайном и функционалом. Они не справились даже с дизайном. Получалось ужасно. Дошло до того, что правок мы вносили больше и чаще, чем получали решений от разработчиков. Даже цвет подбирали уже сами и искали картинки в интернет-стоках, чтобы показать пример для не понимающего дизайнера. В итоге расстались, и нам вернули аванс.
В марте была пройдена финальная реперная точка, у нас уже было готово высокотехнологичное пищевое производство на 1000 кв. м, способное выдавать 12 тонн продукции в день, нанят персонал. Все было готово к запуску, а вот простого одностраничного сайта до сих пор не было.
Мы начали проводить еще один тендер. На изготовление landing page были разные цены в зависимости от имени и жадности подрядчиков: и выше, и ниже. Мы выбрали подрядчика из соотношения цена-качество. Получили хорошие рекомендации, оценили портфолио (хотя сейчас я задумываюсь, его ли это было портфолио), посмотрели сайты, которые он делал. Человек хорошо себя презентовал. Мы пять часов сидели и обсуждали концепцию бизнеса, чтобы человек понял, что мы хотим получить в итоге. Ответственно и детально заполнили бриф на 177 вопросов. На создание сайта выделили месяц. Стоимость работ и сроки были согласованы с подрядчиком, работа началась.
По договору разработчики обязались сделать основную и мобильную версии сайта и разместить их на нашем хостинге к 20 марта, за две недели до старта проекта. Исполнитель четыре раза переносил финальный срок сдачи. Мы с супругой до двух ночи сидели в скайпе, жертвуя своим личным временем и общением с семьей и ребенком, обсуждая правки, потому что нам критически важно было выпустить сайт…
И вот сейчас мы уже две недели полноценно работаем, делаем отгрузки, имеем более ста клиентов, используя только личные бренды и соцсети для продвижения. А сайта до сих пор нет! Разработчик говорит: «Подвели программисты: ничего не сделали и уволились», но почему меня это должно волновать? Со своей стороны, я всю оплату производил своевременно, все согласования делал в течение часа. Я не хочу входить в положение и выслушивать оправдания подрядчика. У меня, например, есть строительный бизнес: в нем отношение к качеству и срокам крайне жесткое, вплоть до уголовных статей.
Когда все сроки сдачи сайта были сорваны, мои юристы подготовили исковое заявление в суд. Я написал подрядчику досудебную претензию, где уведомил его, что «больше в услугах не нуждаюсь и прошу вернуть предоплату, поскольку акты подписаны не были». Получив все это, он просто послал меня на три буквы.
Сразу скажу, что я не гнался за экономией, когда заказывал этот сайт. Скажу больше: мне вообще было неважно, сколько будет стоить сайт, учитывая огромные затраты на оборудование для пищевого производства. Мне важны были сроки и качество.
Читатели наверняка скажут, что я наткнулся на плохого разработчика, и что нужно было работать с серьезной компанией за большие деньги. Для таких людей у меня есть вторая история.
Дорого и плохо
Многие говорят, что сайт дешевле 300 тыс. руб. не сделать. Впрочем, я вообще не понимаю, из каких фантазий рождаются цены на разработку сайта: называют цифры 350 тыс. руб., 600 тыс. руб., и это не предел.
У моей строительной группы компаний «АРК Девелопмент» тоже есть сайт (arkdom.ru), который обошелся мне больше, чем в 350 тыс. руб. Делала его одна крупная компания в Екатеринбурге, заявляющая о себе как о лидере в сфере веб-разработки для застройщиков. И у меня до сих пор огромное количество вопросов к подрядчику: сайт медленно грузится в некоторых браузерах, нет оптимизации, seo-продвижения, он некорректно масштабируется на экранах гаджетов, некорректно работают формы заказов, поиска квартир и отображение этажей. А история создания тоже вышла поучительная.
Тогда на разработку мы отвели три месяца. Разработчики разбили процесс согласования на несколько этапов и подэтапов, приходили согласовывать каждую запятую. Например, приходят и показывают 10 вариантов анимации кнопок. Я выбираю один, вроде бы нормальный. Потом мне предлагают выбрать цвет, я снова выбираю. Так они согласовывают каждую деталь отдельно. Но когда я увидел всю картину, у меня никаких слов, кроме матерных, не осталось. Это было сырье, но никак не рабочий сайт. На что разработчики мне сказали: «Так вы же сами это выбрали».
У нас техзадание было на 60 или 70 страниц, я старался прописать всё, чтобы помочь разработчикам сделать работу хорошо. Потому что мы все знаем, что «без хорошего ТЗ — результат ХЗ». А в итоге сам попал в эту ловушку при сдаче. Думал, что я как заказчик смогу донести свои пожелания до профессионалов. Собственно, потом этим же техзаданием меня и шантажировали: «Что вы написали, то мы и сделали».
Спорить было бесполезно. Три месяца, отведенные на разработку, истекли. За ними — еще два месяца просрочки. Я был вынужден принять работу, так как уже стартовали продажи квартир. Принял, но с замечаниями. После этого прошло два года. Сайт не доделан, и мне по-прежнему он не нравится. Про обязательства по устранению замечаний разработчик просто забыл. И вместо этого мне выдали дополнительную смету еще на 150 тыс. руб.
Также разработчик благополучно забыл и о своем небольшом денежном долге, о котором вспомнил только, когда прочел мой гневный пост в фейсбуке. Ну хорошо хоть, вспомнил и вернул.
Еще один важный момент. Сайт был создан на собственной самописной CMS подрядчика. По факту это значит, что дорабатывать его может только тот разработчик, который написал код. Остальные не берутся разбираться. Я бы предпочел вообще не знать таких слов, как Joomla, MODX и WordPress. Я не хочу знать, что такое векторное изображение, градиент, RGB и т.д. — мне это вообще неинтересно. Но приходится в это вникать.
В сухом остатке: я вложил в сайт больше 350 тыс. руб., но уйти к другому подрядчику не могу. Я вынужден либо убивать этот продукт и начинать весь путь заново, либо продолжать работу с подрядчиком, который меня не устраивает.
Получается ситуация, когда заказчик оказывается заложником подрядчика.
Разбирайся сам
Как-то мне делали 3D-модель для сайта. Дизайнер постоянно спрашивал: под каким углом картинку развернуть, с какой проекцией делать изображение, на какой высоте от земли расположить точку обзора. Я тратил по четыре часа, чтобы ответить на эти вопросы. А потом мне присылают картинку, и я ей недоволен. Замечаний колоссальное количество. Например, я вижу асфальт, на котором нет текстуры, просто серая заливка. Начинаю разбираться в асфальте, в текстурах, ищу в гугле, как это делается, через день становлюсь мастером в терминах и могу объяснить, как сделать любой образец асфальта в 3D-моделировании.
Потом я вижу, что тень кривая. Говорю: «Мне не нравится». На что дизайнер отвечает, что по-другому сделать нельзя. Я ему объясняю, что на других сайтах есть подобные изображения с тенью, они ведь как-то это сделали! И снова сам начинаю разбираться. Оказывается, можно сделать нормальную тень. Я объясняю профессионалу, как правильно делать его же работу, и только после этого он делает, как надо. Абсурд! И так по каждому вопросу: деревья, птицы, синева неба, облака, отражение в стеклах, модели автомобилей и людей.
Или еще история. Делаем брендбук. У меня есть фирменный зеленый цвет, и мне нужен именно он. Дизайнеры присылают брендбук, цвет не тот. Я спокойно говорю: «Поменяйте зеленый». Мне скидывают через некоторое время другой вариант со словами: «Поменяли». Но там опять не тот цвет! Грязный бледно- зеленый, глядя на который жить-то не хочется, не то что еду заказывать! Я снова говорю: «Зеленый поменяйте, я вам выслал фирменный цвет». Реакции — ноль, люди не понимают, чего я от них хочу. Я трачу свое время, пишу точные RGB, делаю коллаж, отправляю: «Я один вижу, что это разные цвета? Зачем вы мне рисуете другой зеленый, когда я показал, какой именно зеленый нужен!» Элементарно не могут в цвет попасть, о каком создании брендбука может идти речь?
С фрилансом та же история.
Еще удивительно: разработчики сайтов — это мир высоких технологий, но ты не можешь с ними работать дистанционно. Никакой дисциплины нет. С ними нужно лично встречаться и держать все на контроле. Иначе эти переговоры по скайпу будут длиться бесконечно, и сроки сдачи проекта постоянно будут откладываться.
Итог
Теперь у меня другая проблема. Сайт по-прежнему надо делать срочно, но я никому не верю. Ни дорогим компаниям, которые берут неадекватно огромное количество денег за эту работу, ни маленьким компаниям, которые экономят на штате и накладных, ни фрилансерам, которые берут меньше, но тоже достаточно. Теперь я не понимаю, к кому обращаться. Портфолио и репутация ни о чем не говорят, когда доходит до дела.
Окончательно я убедился, что дизайнеры и разработчики сайтов — это общая боль, когда выложил пост в фейсбуке и получил массу откликов от собственников бизнеса, которые в 90% случаев сталкиваются с такой же проблемой.
Мои выводы: первое — в Екатеринбурге нет ни одного достойного подрядчика (во всяком случае, я такого так и не встретил), и второе — весь сектор разработчиков сайтов нуждается в зачистке. Или хотя бы в одном достойном подрядчике, который будет просто профессионально работать и за счет качества выбьет с рынка всех остальных.
Материал подготовила Екатерина Тарханова