Семь лет, семь героев: лауреаты премии «Человек года» и их взгляды на мир
«Если твоя задача — только получить прибыль, прибыли ты не увидишь. Начиная какое-то дело, ты всегда должен ставить задачи, решение которых делает жизнь людей лучше».
23 ноября «Деловой квартал» в очередной раз назовет победителей премии «Человек года». В этом году в 11-ти номинациях лауреатов выберут эксперты, а обладателя главной номинации «Человек года–2017» традиционно назовет редакция «ДК».
За семь лет существования главную премию «Человек года» получали люди из разных сфер, но все они сыграли огромную роль в жизни области. Их проекты были не просто яркими и важными, они стали катализаторами для перемен к лучшему на многих рынках.
Так, в 2010 г., в год учреждения премии, «Человеком года» стал генеральный директор Группы Синара Михаил Ходоровский за создание совместного предприятия в Верхней Пышме с немецким концерном Siemens — «Уральские локомотивы», где сейчас выпускают скоростные электропоезда «Ласточка».
В 2011 г. статуэтка была вручена не бизнесмену, а чиновнику — ее получил Михаил Максимов, в то время занимавший пост министра инвестиций и развития Свердловской области. С его именем связывали такие крупные, а порой и неоднозначные проекты, как возведение МВЦ «Екатеринбург-Экспо» и подготовку ИННОПРОМа.
В последующие годы победителями становились: Владислав Тетюхин, создатель медицинского центра восстановительных технологий в Нижнем Тагиле»; Игорь Ковпак, президент ГК «Кировский»; Валерий Ананьев, генеральный директор НП «Управление строительства «Атомстройкомплекс»; Владимир Черкашин, председатель Уральского банка Сбербанка и Андрей Симановский, собственник торговой компании «Сима-Ленд».
Все победители — частые герои материалов журнала «Деловой квартал» и портала DK.RU. Мы решили вспомнить, какими правилами ведения бизнеса они руководствуются, и поделиться некоторыми из них.
Михаил Ходоровский. «Человек года–2010»
1 | Мне интересно участвовать в отладке механизма, который гармонизирует все отношения — менеджмента, акционеров, клиентов, партнеров. Любая система становится эффективной, когда в ней последовательно реализован принцип целостности. Если какой-либо из элементов работает самодостаточно, без взаимосвязи с остальными, то общая результативность будет ниже. А вот если все движется в одном согласованном потоке, то появляется дополнительный эффект — синергетический. Если поймешь суть этих процессов, ты совершенно не ощущаешь гнета заданности, не воспринимаешь это как голую механику. Когда ты видишь, как нечто, которое достаточно долго готовилось, формировалось, наполнялось ресурсами, на твоих глазах переходит в новое качество и наконец дает результат, это приносит удовлетворение. И это один из самых сильных для меня мотивов в ежедневной работе.
2 | Я не верю в интуитивные озарения. Есть теория управления, наработанная практика — они доступны для всех. Не думаю, что существуют какие-то особые секреты, исключительно определяющие успех бизнеса. Уверяю, правила построения систем управления одинаковы для всех. Но каждый сам принимает решение, как ими пользоваться и пользоваться ли вообще. Всегда есть искушение сделать что-то по наитию. Наверное, это тоже правильно, но до определенного масштаба бизнеса. Как только этот порог перешагиваешь (в каждой сфере деятельности он свой) — начинается работа по-взрослому.
3 | Корпоративное управление — не яркие бантики и не декорации. В Группе Синара инсталлирована система разделения компетенций по уровням управления, и мне это нравится. Это грамотный и цивилизованный подход. Я элемент системы, отвечаю за ее эффективную работу.
4 | Не надо всем рассказывать о том, как и что делать. Нужно работать — спокойно, без шума, без пафоса, без громких заявлений, которые, скорее, ближе к предсказаниям оракулов.
5 | Сложно разделить личную жизнь и работу. Я оцениваю себя по результатам, которых достигает компания. И не вижу здесь никакого парадокса.
Игорь Ковпак. «Человек года–2013»
1 | В успешных семьях дети должны работать. Мой старший сын начинал в кафетерии «Кировского» мойщиком посуды, когда учился в четвертом классе. Потом работал хлеборезом, кассиром, заведующим отделом, менеджером в торговом отделе сети (вел категорию «Соки»). Если бы он пришел на все готовое, то сразу причинил бы ущерб бизнесу, который отец создавал 20 лет. А так он мог наблюдать за работой магазина изнутри и со временем стал одним из моих заместителей.
2 | У нас в компании правило: с 9.00 до 18.00 — никаких родственных отношений. Все решения принимаем из соображений «выгодно — невыгодно». Пока не было цивилизованной дистрибуции, мой родной брат поставлял в «Кировский» кофе — возил из Москвы контейнерами. Но как только мировые компании предложили лучшую цену, мы отказались от его услуг. Я не готов терпеть убытки ради хороших отношений с близкими.
3 | Я бываю слишком тверд на переговорах. Ставлю жесткие условия, торгуюсь до последнего, а иногда полезно уступить. Поэтому я часто доверяю вести переговоры сыну. Лев — умный парень, более образованный, чем я.
Валерий Ананьев. «Человек года–2014»
1 | Невозможно занять следующую ступень в бизнесе, если ты не был на предыдущей. Если ты хочешь стать руководителем строительного предприятия, ты обязательно должен поработать сначала мастером, прорабом, инженером и только потом стать директором. Если ты этот путь не прошел, рано или поздно начнет страдать дело — и в конце концов ты не удержишься на своем месте. Я все карьерные ступеньки прошел. Ни одной не перепрыгнул, хотя возможности были.
2 | Если твоя задача — только получить прибыль, прибыли ты не увидишь. Начиная какое-то дело, ты всегда должен ставить задачи, решение которых делает жизнь людей лучше. Например, не было хорошего жилья, ты его построил — люди стали жить лучше. Не было хорошей больницы, ты ее построил — людям стало комфортнее лечиться. То есть не прибыль, а желание преобразовывать реальность — вот основная цель. Она подтягивает все остальное. И, решая эту задачу, ты обязательно начнешь получать деньги.
3 | Хочешь сделать хорошо — делай все сам. В нашей стране — наследнице советского государства — это единственно верный подход. Начиная от проектирования и заканчивая обслуживанием жилья — у нас все свое. Кому-то наш бизнес кажется громоздким. Зато всех наших людей я знаю лично, могу их контролировать и потому готов отвечать за результаты их работы.
4| Не верю словам. На словах — все профессионалы и мастера. Если приходится нанимать сторонних подрядчиков — стараюсь работать с теми, кого знаю много лет. Пока на практике не проверишь — ни за что не поймешь, с кем имеешь дело. Новых партнеров сначала проверяю на маленьких заказах. Справятся — получают следующий подряд.
5 | Бизнес как велосипед — едешь, пока крутишь педали. Когда дела идут плохо, есть соблазн остановиться и переждать до лучших времен. Но тогда появляется опасность растерять свои компетенции. Исчезнут профессионалы — стройка остановится. Этого допустить нельзя, иначе восстанавливать отрасль придется долгие годы.
Владимир Черкашин. «Человек года–2015»
1| У нас никогда не было задачи уничтожить бизнес. Сбербанк одним из последних прибегает к подаче на взыскание через суд, особенно если он — кредитор в пуле с другими банками. Но иногда клиент сам, с отчаяния или умышленно, нарушает договоренности. Например, пытается провести самоликвидацию действующего бизнеса, перерегистрировать компанию. Много есть приемов. Тогда мы идем и требуем, чтобы наши права были признаны. В суде они в большинстве случаев признаются.
2| Репутация — значимый фактор в оценке бизнеса. Всегда можно отследить, не было ли у компании крупных ошибок в прошлом. И личные встречи не означают, что проект одобрен. Последние слова всегда: «Оставляйте заявку, будем смотреть». Никаких других сигналов быть не может.
3| Расти банку — полезно, потому что появляются совершенно новые задачи. Как, например, управлять коммуникационным центром на 400 человек? Это отдельная управленческая, коммуникационная и кадровая задача. Интересно находить системные решения, чтобы не застаиваться. А к масштабу мы привыкли.
4 | Я с огромным интересом размышляю над тем, что будет завтра определять экономику в мире. В Америке сегодня 35 млн фрилансеров. Они производят услуг на $900 млрд. Это уже определяет структуру экономики. Мы будем ощущать это на себе? Наверно, с некоторым опозданием — да. Надо искать то будущее, в котором будет жить банк.
Андрей Симановский. «Человек года–2016»
1 | Мой девиз — «Любящий свое дело превращает его в искусство» — сложился сам собой. Потому что удача отворачивалась от меня, когда я занимался тем, что мне не нравится, то есть нелюбимым делом. И лишь когда я занимался тем, что мне по душе, у меня все получалось. Добиваться успеха мне помогало интуитивное понимание — надо любить свое дело и пытаться быть лучшим. После этого есть серьезные основания, что будут деньги (хотя это не главное).
2 | Я никогда не боялся ставить запредельные цели, потому что понимал: если не получится, то и не страшно, — они же запредельные. Наверное, дело еще и в моей безбашенности, в нежелании принимать какие-либо системные рамки. Обычно людям, которые не видят рамок, ничего не удается достичь — их сносит волной равнодушия, трудностей, семейного быта и прочих факторов, которые всем известны. На мой взгляд, запредельные задачи невозможно выполнить без того, чтобы работа превратилась в твою жизнь, оставив на втором плане семью, личные желания, друзей и отдых. Существует глобальная разница между работой в общепринятом смысле и занятием любимым делом, неважно, ворочаешь ты миллиардами, печешь хлеб или ремонтируешь обувь.
3 | Мне запал в голову афоризм: «Нужно уметь задавать правильные вопросы, которые ведут в будущее». Глубокий смысл этой, казалось бы, простой фразы, может, поймет далеко не каждый. Это связано с тем, что задавать такие вопросы себе и окружающим нужно уметь. А задают эти вопросы только те, кто не работает в общепринятом понимании этого слова, а находит в себе силы и волю, чтобы поручить рутинные рабочие вопросы большому количеству людей. И, благодаря этому, их можно назвать лентяями с большой буквы, потому что именно они являются локомотивом человечества, так как ставят задачи по преображению мира, а не извлечению денег.
4 | Самое важное в моей жизни — это люди. И обычно эту фразу все воспринимают как избитую, банальную и неинтересную. А для меня это является самым главным. Я стараюсь работать с людьми, у которых есть совесть, моральные принципы, чувство патриотизма и любовь к своей стране. Успех компании я объясняю тем, что всегда рассчитывал на преданных и честных людей, многие из них работают со мной по 12-15 лет. Это действительно команда.
5 | У каждого предпринимателя наступает такой момент в жизни, когда он спрашивает себя: «Зачем я тащу этот воз? Не проще ли все бросить?» Ответа на этот вопрос нет. Единственный выход — гнать от себя этот вопрос и идти вперед. Иначе, на мой взгляд, человек попадает в ловушку, из которой не выберется, — поиск смысла жизни способен убить любой бизнес.
6 | Главная проблема — в нашей голове, а не во внешнем мире. Но люди этого не понимают и пытаются искать виноватых. А управлять даже малым коллективом может только тот, кто постоянно копается в себе и находит мотивирующие факторы для работы. Только тогда он имеет моральное право попытаться изменить что-либо в головах своих подчиненных. Это и есть хороший руководитель.
Использованы фрагменты интервью «Деловому кварталу» разных лет. Фото: Игорь Черепанов
Партнер премии — Ювелирный дом MOISEIKIN. Все лауреаты получат фирменные статуэтки «Человек года», выполненные мастерами этого известного ювелирного бренда. Премия проводится при поддержке Правительства Свердловской области и Администрации Екатеринбурга. Оператор премии — журнал «Бизнес и жизнь».