Сергей Макшанов: Извлекайте палки из колес бизнеса
Изображать суету вокруг привлечения инвестиций недостаточно для того, чтобы зарубежные и российские компании захотели работать в регионе. Как считает управляющий ГК «Институт Тренинга-АРБ Про» С
Извлекайте палки из колес бизнеса
Изображать суету вокруг привлечения инвестиций недостаточно для того, чтобы зарубежные и российские компании захотели работать в регионе. Как считает управляющий ГК «Институт Тренинга-АРБ Про» Сергей Макшанов, нужно действительно что-то делать регулярно, создавать условия для инвесторов. Властям Екатеринбурга он советует начать с поддержки местных компаний — это оживит экономику и станет для иностранцев и инорегионалов руководством к действию.
Вы бываете во всех крупных городах и хорошо их знаете. У Екатеринбурга есть какие-то особенности, которые позволили бы ему привлекать большой объем инвестиций?
— В Екатеринбург я приезжаю с 1996 г. и бываю здесь по нескольку раз в год, у меня давно сформировалось свое восприятие города. Если смотреть на Екатеринбург через экономическую призму, то можно выделить ряд особенностей, которые очень перспективны с точки зрения привлечения инвесторов.
Во-первых, это логистическая составляющая. Екатеринбург — второй транзитный город страны после Москвы, через него проходит колоссальный объем перевозок. Транзитные преимущества позволяют городу развивать традиции регулярных международных, национальных и региональных событий.
Вспомните, как сказалось проведение в городе саммита ШОС. Позитивная динамика и результат будут, если поставлена цель — столько-то выставок, форумов, саммитов, карнавалов, ярмарок, фестивалей, чемпионатов в год.
Во-вторых, Екатеринбург — это образовательный центр. Крупные города вокруг него этим похвастаться не могут, именно потому Уральский федеральный университет расположен в Екатеринбурге. Более того, это еще и центр индустриальный, где сохранилось значительное количество промышленных предприятий.
Далее, по сравнению с другими российскими миллионниками рядом с Екатеринбургом много живых городов, где идет активная жизнь, создаются бизнесы.
И я бы выделил еще один момент — с точки зрения внешней трансформации ни один уральский город не изменился так сильно. В Екатеринбурге находится лучший аэропорт Урала, пожалуй, второй после Домодедово по комфорту, кроме того, целый ряд территорий в центре города явно трансформировались. Если привезти туда с завязанными глазами человека, который не был в Екатеринбурге лет 10-15, то он запросто может подумать, что находится в одном из европейских городов.
Однако при таких очевидных плюсах привлечь большой объем инвестиций у города не получается.
— Действительно, с точки зрения проникновения инвесторов Екатеринбург сильно отстает от других городов. В стране есть четыре региона, куда компании вложили в десятки раз больше: по количеству это Московская область, по динамике — Калужская, по разнообразию представленных бизнесов — Краснодарский край. Также в лидерах Санкт-Петербург, где сформировано два полноценных инвесткластера — автомобильный и производителей товаров народного потребления. Там присутствует большое количество инвесторов — Сoca-Cola, Toyota, Renault-Nissan, Wrigley, Philip Morris, JTI и пр.
Крупных производителей в этих регионах привлекает прежде всего территориальная близость к Москве, удачная логистика, а в случае с Краснодарским краем еще и, пожалуй, климат. Екатеринбург же может похвастаться только присутствием в регионе Siemens и ОTIS. Других технологичных мировых лидеров здесь нет.
Успех Московской области и Санкт-Петербурга понятен. Но почему инвесторы массово пошли в Калугу? Это было волевое решение столичных властей, которые решили сделать из Калужской области привлекательный регион?
— Москва тут ни при чем. Это заслуга команды губернатора Анатолия Артамонова, которая не изображала суету вокруг привлечения инвесторов, а системно работала.
Кроме того, автомобильный кластер в Калужской области это не все. В область пришли и производители продуктов питания, фармацевты, производители парфюмерии и косметики, бытовой электроники. Компании, которые туда заходят, первое время пребывают в шоке — им предоставляют площадку, которая полностью подготовлена, к ней подтянута дорога, коммуникации, по любому вопросу можно обращаться к чиновнику по прямому телефону. Потому что местная администрация несет ответственность за создание условий для прихода инвесторов.
И такое внимание оказывают не только зарубежным компаниям, но и российским, все получают поддержку в равной степени, причем без денег в конвертах. На мой взгляд, здесь преобладает роль личности губернатора (и его команды), который работает на опережение, принимает решения, ускоряющие процессы. В соседней Туле условия абсолютно такие же, но туда почему-то инвесторы с такой охотой не идут.
Подобный подход к делу заметно меняет город — предприятия строят для себя новые здания и инфраструктуру, преображая значительные территории. Увеличиваются налоговые поступления, усиливается логистический трафик, создаются рабочие места. Туда едут строители и специалисты, которые живут в гостиницах, делают покупки в магазинах города. Местным производителям это дает возможность строить цепочки поставок. Также повышается и уровень культуры труда, потому что в западных компаниях нельзя воровать, нужно содержать себя и свое рабочее место в чистоте и порядке, и нашим людям приходится работать по таким правилам, что позитивно.
У Екатеринбурга сегодня вполне конкурентоспособная экономика. Вы думаете, что дальнейшее развитие возможно исключительно усилиями бизнес-сообщества? Или инвестиционные преференции власти все-таки необходимы?
— Создание условий для экономического роста — это не что иное, как организация взаимодействия спроса и предложения, в том числе создание предложения сервисного — когда администрация предоставляет возможность проходить через бюрократические барьеры быстро и без унижений.
Екатеринбург должен создать спрос, учитывая все свои козыри. А начать нужно с поддержки местного бизнеса — как малого и среднего, так и крупного. Вообще-то я против создания тепличных условий для бизнеса, достаточно хотя бы не мешать, это было бы уже очень хорошо.
У Екатеринбурга есть свои особенности. Дело в том, что город, пожалуй, единственный после столицы смог провести максимальную региональную экспансию компаниями, созданными с нуля. «Монетка» (присутствие в семи регионах страны), концерн «Калина» (высокотехнологичная международная компания), «Трест СКМ» (национальная компания), «Дэнас-МС» (международная компания) — они создают ВРП, тысячи рабочих мест, не перекладывая заботу о сотрудниках на плечи бюджета. При том что конкуренты «Калины» — LOreal, Procter & Gamble, Colgate-Palmolive — получают заемные деньги в 3-4 раза дешевле. А отношение властей ко всем одинаковое, по-моему, это не совсем честно.
Руководство региона должно понять, что инвесторы заинтересованы в том, чтобы приходить на территорию, которая динамично развивается и где их интересы будут защищены. Поэтому необходимо обеспечить рост местных предприятий, чтобы Екатеринбургом заинтересовались в первую очередь. Если местные компании станут более масштабными, в том числе за счет поддержки (устранение помех при регистрации, адекватные арендные ставки, цены на землю, регулирование тарифов монополистов, демонополизация ЖКХ, блокирование неадекватной фискальной активности), они оживят экономику, создадут новое предложение.
Какие отрасли Екатеринбургу нужно держать в приоритете?
— Последствия кризиса в Екатеринбурге были масштабными, потому что в области превалирует число предприятий, зависящих от мировой экономической конъюнктуры. А есть отрасли, которые на уровне всего мира кризиса не только не почувствовали, но даже нарастили выручку и прибыль.
В частности, это касается компаний, связанных со здоровьем: фармацевтические производители, медицинские учреждения. Это направление беспроигрышно для Екатеринбурга, потому что город не блещет экологией.
Если привлечь сюда Sanofi-Aventis, Pfizer, российские фармацевтические компании, то мы получим стабильного, располагающегося на пересечении логистических магистралей производителя, который будет иметь гарантированный сбыт. И укрепит позиции региона с точки зрения устойчивости к кризисным явлениям.
Конечно, придется заняться развитием инфраструктуры, которая свяжет Екатеринбург с Тюменью, Башкирией, Челябинском, ведь инвестор рано или поздно начнет расширяться. Придется вложиться в дорожное хозяйство, придорожный сервис.
Также уверенно себя чувствует сфера наукоемких электронных гаджетов. Екатеринбург вполне может заинтересовать если не Sitronics, то какого-нибудь голландского производителя.
В Екатеринбурге сейчас как раз создается ИT-кластер, куда планируют привлечь компании в том числе из Кургана и Челябинска. По-вашему, это удачная идея?
— ИT-кластеризованная экономика естественным образом ляжет в любой регион. Если Екатеринбург возьмется за развитие этой сферы и создаст условия для привлечения инвесторов на уровне Intel, Microsoft, Cisco, Sitronics, AMD, HP, а также создаст условия для роста местных компаний ИT-сектора, это будет правильное решение. Потому что здесь в любом случае появятся и образовательный, и логистический кластеры, в регионе уже есть работающие нанопредприятия, тот же «Уралпластик».
Единственное, нужно понимать: есть направления, в которых добиться успеха не получится. Например, собственное производство ИT-железа. Мы проиграем по себестоимости, не сможем конкурировать с Индонезией и Тайванем.
Сегодня востребована совокупность решений. Это в первую очередь внедрение и интеграция программного обеспечения, веб-дизайн, все то, что касается ИT-консалтинга. И самый мощный на сегодня тренд — транзакционные сервисы, которые предлагают не контент, а возможность обмена. Если ИT-кластер Екатеринбурга сосредоточится на софте, ИT-консалтинге, веб-дизайне — всем, что касается транзакционных сервисов, создания сетевых площадок для обмена контентом, то он органично впишется в экономику.
А вообще у регионов есть шанс стать вровень с Москвой? Или иерархическая структура, когда столица сверху, а остальные внизу, останется навсегда?
— От того, что регионы начнут существенно расти, выиграют абсолютно все. Поэтому региональные власти должны делать все для того, чтобы не вставлять палки в колеса бизнеса, а, наоборот, извлекать их оттуда. Открытие новых предприятий позволит трансформировать российскую экономику, сменить паразитную занятость населения на созидательную. Но для этого нужен очень серьезный настрой местных властей.